Ксенофобия и её проявление в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:13, доклад

Краткое описание

В данном докладе я бы хотела осветить социально-психологические особенности проявления ксенофобии людей, механизм ее психологического влияния на личностные и социальны процессы, а так же изучить возможные проявления ксенофобии в России.

Файлы: 1 файл

ксенофобия и её проявления в России..docx

— 54.68 Кб (Скачать)

Тема моего доклада ксенофобия и её проявление в России.

 

В данном докладе я бы хотела осветить социально-психологические особенности проявления ксенофобии людей, механизм ее психологического влияния на личностные и социальны процессы, а так же изучить возможные проявления ксенофобии в России.

Я выбрала именно эту тему доклада потому, что считаю проблему ксенофобии весьма актуальной. Так как в условиях роста социального разнообразия российского общества появилась опасная тенденция нарастания социальной агрессии, ксенофобии, экстремизма, и даже терроризма. СМИ то и дело говорят о различных массовых проявлениях деструктивного характера. Этот процесс сопровождается усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, включая ксенофобию как реакцию на встречу с чужим человеком, культурой, приводящую к ущемлению прав человека, национализму и связанной с ними нетерпимости.

 

Свой доклад я начну с ответа на вопрос. Что же такое ксенофобия?

Слово ксенофо́бия происходит от древнегреческого слова  xenos то есть чужой  и слова фобия то есть страх. В дословном переводе с греческого ксенофобия   означает страх перед чужими. Существует  два основных определения ксенофобии. В психологии ксенофобия означает навязчивый страх перед незнакомыми людьми или же - боязнь чужих. В политической сфере,  ксенофобию принято рассматривать как:  неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к людям иной веры, культуры, национальности, другими словами: ксенофобия это неприязнь к иноземцам и  представителям других регионов.

Исходя из этого определения можно сказать, что ксенофобия воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких как либерализм и социализм, и движет более доктринерскими политическими явлениями – расизмом и национализмом.

 
На бытовом уровне ксенофобия проявляется в презрительном или враждебном отношении к лицам, принадлежащим к другой  культуре, поэтому  ксенофобия может рассматриваться как разновидность бытового национализма.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако это не совсем уместно делать, поскольку между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям, в отличие от ксенофобов . Однако, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности и важности. Помимо этого ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом. Однако не стоит путать два этих понятия, так как  шовинизм это идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов, а не открытая или латентная неприязнь к этим народам. Противоположностью ксенофобии является Ксенофили́я  наоборот , означает любовь и склонность к неизвестным вещам и людям.

 
В целом ксенофобия – это сложный, комплексный, многоуровневый феномен, в основе которого лежит множество факторов включая психологические, социально-политические, экономические, демографические и культурно-исторические. Именно поэтому  данное явление  можно анализировать с позиций разных наук, таких как : этнология, политология, история, социология, философия и другие.  Но не смотря на это , принято считать , что корни ксенофобии , основные предпосылки  и механизмы данного явления являются социально-психологическими.

Так, в одной из своих статей Александр Штемберг говорил, что ксенофобия  основная психологическая движущая сила самых кровавых и бессмысленных конфликтов в истории человечества. Она — психологический механизм всех религиозных и межнациональных войн, геноцида, погромов и этнических чисток. Она же лежит в основе революций и гражданских войн. Ксенофобия задает и формирует определенный тип сознания, при котором все непонятное, не похожее на тебя порождает подозрительность, затем — ненависть и стремление его уничтожить.

 

И действительно ,в современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют ее  следующие виды:

  • расовые и этнические фобии или по другому этнофобии. Они определяют предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, или синофобия — фобия по отношению к китайцам, таких примеров может быть очень много.);

  • Следующий вид фобий который выделяется , это религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов);

  • Ну и наконец выделяют фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам. Например мигрантофобия — предубеждение и дискриминация против беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище.

 

Ксенофобия имеет корни в глубокой древности и существует столько же, сколько существует мир человеческих отношений. Из этого следует, что ксенофобия ровесник человечества.

Объекты ксенофобии изменяются от эпохи к эпохе, от страны к стране, однако психологический механизм  феномена ксенофобии остаётся неизменным. Этот механизм представлен как отношение между своими и чужими. Такие отношения выражаются  в том, что «Мы» (свои) лучше, чем «Они» (чужие) . И в общем-то  такой механизм является универсальным. Причины  этого просты: исторически складывалось, что появление чужаков, как правило, не предвещало ничего хорошего. В худшем случае они претендовали на поля и пастбища, на имущество, на жен. В лучшем случае — внедрялись в общество, принося с собой перемены. Хорошие или плохие, глобальные или незначительные — это другой вопрос, но чужаки представляли реальную угрозу сложившемуся образу жизни. В современной психологии альтернатива «мы—они» рассматривается на основе концепта социальной идентичности. Идентичность — это базовый психологический конструкт, концентрированно выражающий сущность человека. Идентичность состоит из представлений, эмоций, мотивов, знаний, ценностей, стереотипов, поведенческих схем, норм и стандартов, а также бессознательных образований. Это концентрированный сгусток опыта и ныне живущих поколений, и всего человечества, преломленный сквозь призму собственного существования в группе. В процессе формирования идентичности индивид осознает свою групповую принадлежность и свое положение в обществе, непрерывность своего существования в системе поколений и в контексте истории, принимает определенный образ жизни и подчиняется ему, научаясь соотносить свою индивидуальность с групповой системой ценностей и норм. Индивид ищет свое «Я» и почти всегда находит его в какой-нибудь группе. Поэтому идентичность это, с одной стороны, объединение, тождественность, общность, а с другой — отделение, противопоставление, конфронтация: Я и Другой, Мы и Они. Одним из значительных психологических эффектов действия механизма «Мы—Они» является феномен «ингруппового фаворитизма», экспериментально выявленный английским социальным психологом Гарри Тэджфелом. Его суть заключается в том, что даже символическая отнесенность человеком себя к той или иной группе, как правило, предполагает ее предпочтение и более позитивную оценку по сравнению с другими группами . Таким образом идентичность выполняет свои функции отождествления и отделения, основанные на естественном предпочтении собственных культурных ценностей. Стремление человека отождествить себя исключительно с одной группой приводит к формированию групповой гиперидентичности, для структуры которой характерен выраженный дисбаланс в пользу позитивного образа своей группы. Это предполагает движение от естественного предпочтения собственной группы по ряду параметров к абсолютной убежденности в ее превосходстве над «чужими» группами. 

Именно поэтому ксенофобия нередко превращается в социально опасный психологический феномен: когда различия между людьми сами по себе начинают восприниматься как проблема, когда этих различий боятся, так как они  вызывают страх и воспринимаются как угроза. Страх порождает неприязнь, которая может перейти в ненависть и враждебность. И тогда психологический механизм «Мы—Они» активизируется в полной мере и определяет формирование негативных стереотипов и предрассудков, отталкивающих образов врага, разных форм дискриминации, становится причиной «охоты на ведьм» и поисков «козлов отпущения». Именно осознание ксенофобии как социально опасного феномена определило ее место в ряду наиболее актуальных проблем современного мира.

Ксенофобия действует и на уровне личности и групп, и на уровне обществ и целых государств. Ксенофобия важный психологический мотив конфликтов и войн, а также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движения. Психологическая функция ксенофобии это защита от «других», которая может выражаться в стремлении к полной или частичной изоляции, в предрассудках, дискриминации, или даже насилии. Ксенофобия разъедает межличностные отношения и негативно влияет на личность. Чувство страха, лежащее в основе ксенофобии, уже само по себе разрушительно для личности, неприязнь, которую оно порождает по отношению к чужакам, имеет тенденцию к генерализации то есть к  распространению на представителей других групп. Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного диалога и тормозит прогресс человечества. Ее проявления чреваты насилием, конфликтами, конфронтациями и  терроризмом. 

Более высокий уровень рассмотрения явления ксенофобии возможен на уровне межгрупповых отношений, процессов социализации, таких как, например, предубеждение, социальная идентичность.

Одной из первых теорий, объясняющей возникновение предубеждений, является теория Олпорта который исследовал предрассудки и «образы врагов». По его мнению, предрассудки – это предвзятые, негативные представления и мнения в отношении людей, социальных групп и других объектов, основанные на «ошибочной и негибкой генерализации», приводящей в определенных условиях к формированию «образа врага». Эти «образы врага» чаще всего сосредоточены в представлениях о расовых, национальных, этнических или религиозных группах. Они же представляют собой искаженную форму восприятия действительности, определяемую конкретными личными и социальными интересами и нуждами. «Образ врага», «чужого» в настоящее время часто рассматривается в рамках такого явления, как ксенофобия.

Другой подход основан на исследовании конфликтов, представляющих реально существующие конфликты интересов, сопровождающиеся аффективными и когнитивными процессами. В основе теорий социальной психологии лежит явление восприятия мира в дихотомии: «мы» и «они». Поэтому нередко одним из базовых эффектов групповых конфликтов рассматривают эффект межгрупповой дифференциации.

 

В сфере межэтнических отношений  ксенофобия обретает наиболее законченное и нередко драматическое выражение. В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, усиливающийся в условиях взаимной информационной изоляции и не знания чужих обычаев. На этой почве легко возникает мнение о варварских нравах этих «чужих», а иногда искусственно распространяются недостоверные слухи. Действительно, ксенофобия бывает выгодна тем, кто ее распространяет: образ врага объединяет, ненависть ослепляет и отвлекает от внутренних проблем.

 

Ксенофобия  как социально опасный психологический феномем порождает своё особое мышление. Оно имеет 3 основные характеристики.

Во-первых. Ксенофобическое мышление подчиняется логике угрозы и законам страха. Ксенофоб не чувствует себя в безопасности, он живет с ощущением угрозы. Но его страхи основаны не на реальных причинах, а на иррациональных импульсах. Ощущение угрозы и страх деформируют его восприятие реальности. Ксенофоб опирается не на факты и доказательства, а на подозрения, на собственные проекции тревог и страхов, на приписывание другим мотивов злого умысла, враждебности и разрушения. Поэтому, рационализируя окружающий мир, ксенофоб объясняет и структурирует его в рамках железной логики «своих» и «чужих», которая неизбежно приводит к поискам врага. Ксенофоб обычно считает, что в проблемах, которые у нас возникают, виноваты конкретные люди, группы или внешние обстоятельства. В этом смысле ксенофобическое мышление можно назвать конкретным.

 

Во –вторых. Ксенофобическое мышление фанатично. Ксенофоба можно отнести к типу людей  в категорию «обыкновенных фанатиков». У этих людей предрассудок превращается в стержневой мотив личности, в жизненную программу поведения. Они воспринимают себя как орудие неких высших сил, избранное для противодействия «чужим», инакомыслящим, которых оценивают как средоточье всех зол человечества и как виновников своих личных катастроф. Такую катерогию людей выделил  Александр Асмолов российский психолог, политик и учёный. Для ксенофоба характерна глубокая убежденность в своей правоте, единственности разделяемой картины мира или ситуации. Противоречащие этому данные либо игнорируются, либо объявляются подделкой, либо воспринимаются как ложные, измышленные противниками. 

 

В-третьих. Ксенофобическое мышление проективно. Это означает, что ксенофоб, для того чтобы справиться с тревогой и неопределенностью, возникающими в результате постоянного ощущения угрозы и опасности, будет подсознательно стремиться избавиться от собственных недостатков, неконтролируемого страха, негативных переживаний посредством перенесения (проекции) их на других людей или группы. Механизм проекции — один из центральных защитных механизмов психики. Но проекции могут быть позитивными и негативными. И именно последние — главная психологическая защита ксенофоба. 

Далее я расскажу что же входит в состав ксенофобии.

Прежде всего, в состав ксенофобии входят стереотипы. Как правило основными являются этнические и расовые стереотипы. Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Этнические стереотипы могут быть двух видов — автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса)

На основе стереотипов формируется этнический образ, то есть форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей.

 

Ещё одной составляющей ксенофобии являются социальное установки (аттитюда). Под ней понимается относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений о социальном объекте или событии, а так же совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. В настоящее время общепринятым в науке является представление о том, что аттитюд обладает трехчленной структурой, объединяющей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент  включает в себя знания, убеждения, представления, мнения и иные интеллектуальные элементы, сформированные в результате социального познания . Аффективный компонент аттитюда представляет собой эмоциональную оценку объекта, связанные с ним различные эмоции, чувства и переживания. Поведенческий компонент – это реальное поведение субъекта по отношению к объекту а также его различные поведенческие интенции – замыслы, стремления, планы действий, готовность вести себя определенным образом в отношении объекта аттитюда. 
 
Разновидностью социальных установок, как правило, негативных, препятствующих адекватному восприятию действительности, являются предубеждения и предрассудки. Люди, с предубеждением относящиеся к определенным группам (например, этническим или религиозным), зачастую обрабатывают информацию об этих общностях и их представителях иначе, чем о других группах. Они уделяют больше внимания сведениям, согласующимся с их предвзятыми взглядами. В результате такого рода данные запоминаются лучше и точнее, чем информация, которая не согласуется с этими установками. При этом человек, как правило, не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и склонен рассматривать свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной оценки каких-либо фактов. 
 
Мышление отягощенного грузом предрассудков ксенофоба, как правило, отличается дихотомичностью, жесткой поляризацией оценок и категоричностью суждений, прямолинейностью. Подобно тому, как окружающие подразделяются такими людьми на «своих» и «чужих». Для ксенофоба нет места для сомнений, полутонов, нейтральных оценок.

Информация о работе Ксенофобия и её проявление в России