Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:11, контрольная работа
Понятие "элита" и его синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и, особенно в политических науках. Роль политической элиты в России особо актуальна на данный период. Для России политическая элита сыграла важную роль: вышли из кризиса, стабилизировалась обстановка, произошел подъем России, это всё произошло благодаря эффективной деятельности элитных групп, которые разработали стратегию развития общества. Так же стоит отметить, что элитные группы нужны в любой сфере деятельности, хоть в науке, политике, армии или управлении экономикой.
Введение …………………………………………………………………3-4
Из истории политической элиты……………………………………..5-6
Теория элиты Вильфредо Парето…………………………………...7-11
Правящая и не правящая элиты
Циркуляция элит
Теория элит Гаэтано Моски……………………………………….12-22
Социологическая теория политического класса
Теория правящего класса у Моски
Заключение………………………………………………………...…23-24
Список использованной литературы………………..………………..25
Политические революции по теории Парето, происходят из-за того, что либо медленная циркуляции элиты, или элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Тогда уже революция будет восприниматься, как альтернатива и дополнение циркуляции элит. Как мы знаем революция существует для того, что резко и с применением насилия свергнуть правящую элиту. Но при этом, низший слой будет управляться высшим, т.к. у высшего есть все необходимые качества для сражения, но при этом они лишены тех качеств, которыми наделены низшие.
Теория элит Гаэтано Моски.
Гаэтано Моска - (1858—1941)—выдающийся
итальянский политолог, один
В 1896 г. в "Основах
политической науки" Г.Моска
сформулировал закон социально-
Моска проанализировал
проблему формирования (рекрутирования)
политической элиты и ее
В ходе своей эволюции
политический класс постепенно
меняется. Существуют две тенденции
в его развитии: аристократическая
и демократическая. Первая из
них - аристократическая - проявляется
в стремлении политического
Становление мировоззрения Гаэтано Моски. Влияние позитивизма. Отношение к другим направлениям социально-политической мысли. Понимание предмета и метода политической науки
Распространение позитивизма
среди итальянских
Ко времени появления
«Элементов» Моска (1895) влияние
позитивизма все еще ощущалось,
Моска обратил внимание, что в учении Герберта Спенсера есть два типа общества:
Такую классификацию Моска считал «априорно» принятой, и поэтому неприемлемой. «Всякая политическая организация одновременно и добровольная, и принудительная. Она добровольная, поскольку исходит из природы человека, что было замечено, начиная с Аристотеля, и в то же время она принудительная, так как... человек не смог бы жить иначе. Это естественно и спонтанно, и в то же время неизбежно, что там, где есть люди, будет и общество, а там, где есть общество, будет также и государство, т. е. правящее меньшинство и управляемое им большинство». Общая черта всех общественных систем, которую не увидел Спенсер,— наличие определенного слоя людей, осуществляющих господство над большинством.
Оспаривается не только
подход к различению
Переход от военного общества к индустриальному для Спенсера было новым методом общественной регуляции. От «принуждения к действиям» в централизованном военном государстве общество переходит к индивидуальной свободе при запрете лишь на определенного рода действия в промышленном государстве. Моска в спорах со Спенсером придерживался позиции, что в любом государстве должны быть, как принуждение, так и ограничение действий. Как видим, он не только прошел мимо главного в учении Спенсера о государстве — его эволюционной теории, но и не заметил эвристической ценности идеи о преимуществе рыночных отношений в обществе по сравнению с системой жесткого централизованного регулирования.
Моска показывал, что развиваясь, цивилизация ослабляет влияние географических факторов в жизни общества, но при этом усиливается действие культурного. И для того что бы подтвердить это Моска использует различные источники, которые включают в себя работы Г. Тарда и итальянского социолога и криминолога Н. Колаянни. Таким образом, он опроверг распространённую среди криминалистов точку зрения о детерминации преступности природными условиями, определяющими темперамент личности, и он объяснил региональные различия в криминальной статистике экономическими факторами.
Изучая расовые теории, Моска заметил, что в его время произошла экспансия этих теорий в социальной науке. По его мнению, учения, в которых общественный прогресс и политическая организация народов зависят от расовых признаков, обязаны своим рождением учению Дарвина и таким наукам, как сравнительная лингвистика и антропология. Моска отверг точку зрения о врожденном превосходстве представителей какой-либо расы. Чтобы показать ненаучность идей социал-дарвинистов об изначальной этнобиологической неоднородности общества как важнейшей причине социальной дифференциации, Моска обратился к примерам смены поколений дворянской аристократии. Если бы закономерности биологической эволюции действовали и в обществе, то они приводили бы к накоплению положительных качеств и к улучшению «породы властителей», чего не наблюдается. Так, французское дворянство постепенно утратило свои высокие личностные качества и в XVIII в. уступило свою власть буржуазии. Борьба за существование и естественный отбор, характерные для животного мира и первобытных гоминидов, не заметны в человеческом обществе даже на ранней стадии культуры. Применительно к обществу скорее следует говорить о борьбе за господство и первенство.
Выражая отношение
к социальным теориям своего
времени, Моска определил
Критерием научности
универсальной политической
Социологическая теория политического класса.
Отношения между управляющим и управляемыми всегда были и остаются, эти две группы всегда были и останутся в любом обществе. Но стоит заметить, что управляемый класс значительно больше управляющего и Моска начал свои исследования именно с этих положений.
Он исключил системы, при которых «все в равной мере были бы подчинены только одному человеку, или же в равной мере и без всякой иерархии ведали бы политическими делами». «...Даже если мы предположим, что недовольная масса может свергнуть с престола правящий класс, то тогда внутри нее самой неизбежно появится новое организованное меньшинство, которое станет выполнять функции вышеназванного класса. Иначе бы разрушились любая организация и любое общество».
Моска был согласен со Спенсером в том, что в любой политической организации общества будут присутствовать демократичеческие, монархические и аристократические принципы правления, но он не признавал идею Руссо о народовластии.
Так же Моска считал, что
сложно принять утверждение, что
меньшинство властвует над
И что бы это доказать он выдвинул: меньшинство властвует потому, что оно организованно, а большинство не имеет власти и не способно на самоорганизацию, так как оно — большинство. Превосходство организованного меньшинства над неорганизованным большинством рассматривалось Моска как некий неизменный и вечный исторический закон, что вполне отвечает методологии позитивизма, критикуемого им во многих других отношениях.
Кроме преимущества
в организации, представители
правящего класса отличаются
от управляемой массы и
В своих «Элементах политической
науки» Моска выделил два типа
политических организаций. При феодальном
типе общество состоит из множества
мелких, способных быть самодостаточными,
социальных общностей, а управленческие
функции не разделены или почти
не разделены. Так, средневековый феодал
являлся одновременно земельным
собственником, командиром вооруженного
отряда, судьей и управляющим в
своем феоде. Бюрократическому типу
свойственны централизация