Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Впервые в вышедшем в России «Энциклопедическом социологическом словаре» социология определяется как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования, исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Оглавление

1. Социология и ее место в структуре научного знания………….3
2. Формы и методы социального контроля………………………17
3. Задание……………………………………………………………22
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа(в.0).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Говоря  о взаимосвязи философии и  социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует большое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, которого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» - «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение ученого от активной деятельности, невозможность публикаций, ограниченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отметить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор - это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и раньше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти вопросы, видимо, не может быть однозначным.

     Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных проблем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для анализа названных проблем.

     История - одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал, его обобщение позволяет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции.

     Но  история идет за событиями и описывает  их. Она - не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. формируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события - объективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама история законы и тенденции не открывает, она имеет дело с историческими фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка.

     Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что  историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смысле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает возможность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социологическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, содержание реальных социальных действий в символах (понятиях).

     Социология  использует данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных явлений, дает этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), она вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса.

     Здесь шла речь об отношении общей социологии к общей истории. Однако, не следует упускать из виду, что есть и другая история, связанная с различными сферами жизнедеятельности общества. Это история производства, история народного хозяйства, история культуры, история семьи, история армии, история преступности и т.д. Материал, накапливаемый этими «разделами» истории, неоценим для развития различных отраслей, сфер, областей специального социологического знания.

     Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, фактов, процессов, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (точнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, в которых концентрируется сущность социального целого. Налицо взаимная связь и «выгода».

     Историки  внутренне убеждены, что их наука  есть непрерывный процесс взаимодействия между самим ученым и фактами, открываемыми и используемыми им, что это - бесконечный диалог между настоящим и прошлым. Такое мнение, вероятно, справедливо и относительно социологии. В ней осуществляется непрерывный процесс взаимодействия между социологом и социальными фактами, только меняется характер диалога. Непрекращающийся «разговор» между настоящим и прошлым дополняется диалогом между настоящим и будущим.

     Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни - экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука изучает экономический строй данного общества. Что входит в него? Естественно, производительные силы общества - орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение. Но главное - взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), размера и способов  распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический строй образует основу хозяйственной целостности общества. Изучение структуры этой экономической целостности является одним из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией - наукой о социуме как целостной системе.

     Экономические знания, а затем и экономическая  наука появились задолго до социологии. Как и история, это весьма обширная область социального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты динамики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки, выходя далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи.

     Поскольку экономическая наука чрезвычайно важна для целостного о анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них - это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социология. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Целесообразно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.

     Нетрудно  видеть, что в предметное иоле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «производства», без «рынка», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее - поле понимания сущности «социального» в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических факторов в жизни личности, в институционализации процессов и явлений, в социальной структуре, в обществе как целостной системе. Среди большого многообразия отраслевого знания - экономическая социология, индустриальная социология, социология труда, социология менеджмента, социология маркетинга и др. Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но прежде всего - место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.

     Итак, социология органично связана с  экономической наукой, и эта связь  является жизненной необходимостью для обеих областей знания. Но, самое главное, социология изучает экономическую жизнь в ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, образовательными, семейно-бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

     Социология  осмысливает «экономический фактор»  с учетом связанных с ним многообразных социальных отношений (индивидуальных и социальных потребностей, статусов, которые характеризуют ту или иную социальную группу, политического и государственного влияния на экономическую ситуацию). Приоритетом социологии является исследование социального поведения (социальных действий и процессов) групп в общественном производстве, поведения, получившего название экономического. Наконец, социология имеет возможность укрощать «экономический детерминизм», абсолютизирующий роль экономического фактора в жизни социума, выделять «на равных» другие социальные институты (политические, правовые, религиозные, социокультурные). Возникающие здесь проблемы требуют профессионального междисциплинарного исследования социологией, экономической наукой и другими отраслями научного знания.

     Связь социологии и психологии представляется особенно значимой для социологии (хочется надеяться, и для психологии тоже). Рассматривая в качестве своего предмета общество как «множественное целое», раскрывая общие тенденции его функционирования и изменения, социология в то же время обращается к личности, ее внутреннему миру. Здесь она вплотную соприкасается с психологией - наукой о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности, наукой, которая исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида.

     Между тем во взаимодействиях людей, в  социальных процессах всегда есть психический элемент, который является их составной частью. Идет ли речь о макро- или микросоциологических явлениях, теориях, проблемах, психические элементы косвенно или прямо присутствуют в них. Нельзя забывать, что за реальными процессами и отношениями обязательно стоят мотивации, установки, чувства и настроения людей. Однако сведение социологии к изучению лишь внутреннего психического мира личности было бы неправильным и крайне узким, такие попытки мы уже «проходили» в конце XIX в. Представляется, что именно социология должна во главу угла ставить вопрос о социальной обусловленности психических проявлений людей, учитывать их связь с социальной средой.

     На  стыке социологии и психологии возникла такая наука, как социальная психология. Каждая из «родительских» дисциплин вполне резонно включает ее в свой состав. Многие известные ученые, работающие в «пограничной» социальной психологии, упоминаются как наиболее крупные исследователи и социологической, и психологической наук. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Она не может уйти ни от одного его вида, вместе с тем - ни от одного из факторов социального характера, влияющих на ощущения, восприятия и представления людей. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), ее психическими функциями, проявляющимися в поведении в рамках различных социальных ситуаций.

     Есть  еще одна наука, находящаяся на стыке  социологии и психологии, — психическая социология («социология психики»). Нам представляется, что, при определенной самостоятельности этой дисциплины (ведь, собственно, это наука о психике человека, а не о психике общества), она относится к социологической науке. Все дело в том, что она сосредоточивается на анализе психических элементов в общественных явлениях - структурах, группах, организациях, институтах, движениях, классах, слоях. Ключевым здесь является вопрос: каким способом отдельные психические импульсы соединяются в социальные действия и процессы?

     Нетрудно  понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они в конечном счете ориентированы друг на друга. Тип их связи можно назвать сотрудничеством.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"