Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Впервые в вышедшем в России «Энциклопедическом социологическом словаре» социология определяется как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования, исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Оглавление

1. Социология и ее место в структуре научного знания………….3
2. Формы и методы социального контроля………………………17
3. Задание……………………………………………………………22
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа(в.0).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО Вологодский  институт бизнеса

Кафедра гуманитарных и социальных наук 
 

Преподаватель Дьякова Н.С. 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине 

Социология 

Номер( вариант) 0

Выполнила студентка 1-го курса,

специальности финансы и кредит

            группы 51-ЗЭ  

Левашова (Безвытная) Юлия Николаевна 

160004 г.Вологда, ул.Маяковского  д.24 кв.108 т.8-921-834-14-89 
 
 

Вологда 2011 
 
 
 
 

План 
 

     1. Социология и ее место в  структуре научного знания………….3 

     2. Формы и методы социального  контроля………………………17 

     3. Задание……………………………………………………………22 

     Список  литературы…………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социология и ее  место в структуре  научного знания 

     Термин  «социология» впервые изобретен  бельгийским статистиком Кустелетом, а в научный оборот введен французским  социальным философом Огюстом Контом. В переводе с латинского он означает учение, науку об обществе.

     В литературе высказывались и высказываются  различные точки зрения на понимание  социологии как науки. Приведем некоторые из них.

     М. Вебер трактовал социологию как науку, стремящуюся, истолковывая, «понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и взаимодействие»1.

     Э. Гидденс понимает социологию как  учение о человеческой социальной жизни, группах и обществах.

     Н. Дж. Смелзер трактует социологию как «способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т.е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Короче, социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений».

     По  мнению П.А. Сорокина, социология «представляет  самостоятельную науку, изучающую наиболее общие— родовые— свойства общественных явлений», «науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных»2.

     Т.И. Заславская понимает социологию как  науку о закономерностях функционирования, развития и взаимодействия социальных общностей разного типа.

     В.А. Ядов считает, что социология является наукой о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, наукой о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью.

     Социология  - это наука, утверждает Ж.Т. Тощенко, о движущих силах сознания и поведения людей3.

     Впервые в вышедшем в России «Энциклопедическом социологическом словаре» социология определяется как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования, исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

     Если  брать всю совокупность приведенных и неприведенных высказываний, суждений, то в понимании объекта и предмета социологии важно обратить внимание на следующие моменты:

     1) эта наука изучает общество  и различные подструктуры как  целостные явления, систему; 2) это наука, обращающая внимание прежде всего на социальные стороны общественных процессов, на социальные явления, социальные отношения; 3) эта наука изучает социальные механизмы, закономерности общественной жизни.

     В первых двух случаях речь идет о  специфике объекта социологии, в третьем - о ее предмете.

     Каких бы позиций ни придерживались социологи, как бы они ни определяли содержание этой научной дисциплины, подавляющее большинство их придерживается той точки зрения, что ее объектом является общество. Такое утверждение практически никто не оспаривает.

     Однако  общество или отдельные его стороны  изучают многие общественные науки. Поэтому для уточнения объекта социологии необходимо конкретизировать само понимание общества. И, прежде всего, исходя из того, что в самом общем плане оно представляет собой совокупность определенных взаимоотношений между людьми, в целом называемых общественными отношениями. Именно этот срез общества позволяет уточнить и объект изучения социологии.

     Ясно, что все общественные отношения являются ее объектом. Однако важно выделить их виды, что позволит приблизиться к решению поставленной выше задачи.

     Выделяют  многие виды общественных отношений. В  данном случае особенно важен аспект, связанный со сферами общественной жизнедеятельности людей: экономические, духовные, политические, социальные отношения.

     Экономические отношения - это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; духовные - это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления духовных благ.

     Содержание  политических отношений можно определить как отношения между людьми по поводу политической власти в обществе, связанные с отношением к государству, с участием в делах государства, управлении государством и всеми процессами в обществе.

     Все эти виды общественных отношений, конечно  же, изучаются социологией, однако под своим углом зрения.

     В области духовной сферы примером социальных аспектов может служить такой. В стране существует значительная сеть средних специальных и высших учебных заведений. Позволяет ли она всем желающим получить соответствующее образование? Или его могут получить дети из состоятельных семей, поскольку образование является преимущественно платным?

     В политической сфере социальные аспекты выражаются, к примеру, в реальной возможности граждан участвовать в политической жизни, управленческой деятельности, в возможностях избирать своих представителей в органы власти, влиять на них.

     Для понимания этой стороны общественных отношений пользуются категорией «социальные отношения» в узком или собственном смысле слова (в широком аспекте социальные отношения являются синонимом общественных отношений).

     Определение содержания социальных отношений, социальной сферы имеет принципиальное значение для понимания объекта и предмета социологии. Социальное можно трактовать как определенный аспект и одновременно синтез всех других видов общественных отношений. Сущность социальных отношений состоит в том, что они складываются объективно по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их равенства и неравенства в обществе, реализации принципов справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса.

     Изучая  общество и его институты как  целостные образования, социология имеет своим объектом, прежде всего, социальную сферу общественной жизни, в которой можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, социальную структуру общества как дифференциацию людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, социальную инфраструктуру, как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.

     Уточнив, таким образом, объект социологии, отметим  также, что мы приблизились и к пониманию предмета социологии. Последний, с одной стороны, трактуется как стороны, те или иные характеристики объекта, с другой - как законы, закономерности, действующие в той или иной области реальности.

     Исследуя  общественные процессы и явления, социологи  в центр своего внимания все чаще ставят человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Огромное значение приобретают также мотивы его поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, интересы, жизненные ориентации. Даже статистика для социологии важна не как информация о количественных процессах, а как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Таким образом, сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур, и являются предметом социологии. Изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества4.

     Обобщая сказанное, можно сказать, что предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

     Социология  тесно связана с целым рядом  наук - как социально-гуманитарных, так и естественных. Первое место в их ряду занимает по праву философия. В основе тесной связи социологии с философией - изначальная целостность социальной мысли человечества. Философия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации человека. Она сильна своей всеобщностью и универсальностью. В своем функциональном проявлении философия стремится к поиску глубинных истоков и принципиальных возможностей человеческого творчества и свободы.

     Для социологии, в отличие от философии, принципиальное значение имеет возможность соотнесения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. В силу своей известной умозрительности философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, добытые эмпирическим путем. Социология, наоборот, не может не осуществлять такую задачу.

     Ясно, что социология не есть философия, спроецированная  на сегодняшнюю жизнь, хотя в макросоциологии философские идеи в состоянии «работать» непосредственно. Основные принципы, тенденции и категории социологии не могут быть выведены, дедуцированы и.; общефилософских положений. Они являются прежде всего отражением самой действительности. Вот почему овладение философскими теорией и методом не означает адекватного овладения теорией и методом социологии, хотя и выступает его условием. Отношение философии и социологии не есть рядоположенность, тем более включение одного в другое. Перед нами две самостоятельные науки, находящиеся не в отношении субординации, а скорее в состоянии диалектического взаимодействуя, тождества основополагающих принципов понимания мира.

     Исходный  пункт философии - человек. Между тем сегодня трудно представить себе, что проблему человека можно решить без социологии, стало быть, не абстрактно, а конкретно-исторически. Это означает постановку вопроса о мире человека, т.е. о его действиях, включенности в социальные структуры и социальные процессы, в социальные общности и социальные институты. В свою очередь, это предполагает учет правил, норм, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.д. Социология выступает как такая область социального знания, которая (единственная из всех общественных наук) позволяет получить картину целостного отношения человека к миру.

     Поскольку социология изучает реальные общественные системы, постольку она является своеобразной базой и для углубления смысложизненных проблем самой философии. Ведь их содержание в значительной степени идет от социологии. Это и современные интеграционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политизация общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"