Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:37, контрольная работа
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
Взаимоотношение личности и общества.
Практические задания
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский
государственный
экономический университет
Кафедра_______________________
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №1
По
дисциплине: Социология
Вариант : 8
Студентки
2 курса гр. УКп-09 Р
Купленовой
Екатерины Николаевны
Преподаватель:________________
______________________________
Екатеринбург 2011г.
Практические
задания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ». ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Введение
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я». Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей. В своей работе я попробую рассмотреть такие вопросы: определения самого понятия личность, социализации личности и взаимодействия личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции.
Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности.
Личность - система
социально значимых качеств индивида,
мера овладения им социальными ценностями
и его способность к реализации этих ценностей.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.
Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности.
В современной
социологии проблема личности рассматривается
в разных аспектах:
1) изучаются
на этнографическом материале
особенности формирования
2) исследуется
изменение социального
3) изучается,
в том числе
4) разрабатываются
наиболее эффективные способы
манипуляции людьми в
Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Постараемся раскрыть эти положения.
Личность является
одним из тех феноменов, которые
редко истолковываются
Очевидно, что
это крайние точки зрения на процесс
формирования личности. В своем анализе
мы, конечно, должны учитывать как
биологические особенности личности,
так и ее социальный опыт. Вместе с тем
практика показывает, что социальные факторы
формирования личности более весомые.
Представляется удовлетворительным определение
личности, данное В.А. Ядовым: «Личность
– это целостность социальных свойств
человека, продукт общественного развития
и включения индивида в систему социальных
отношений посредством активной деятельности
и общения» .
В соответствии с этим взглядом, получается,
что личность развивается из биологического
организма исключительно благодаря различным
видам социального и культурного опыта.
При этом не отрицается наличие у нее врожденных
способностей, темперамента и предрасположенности,
значительно влияющих на процесс формирования
личностных черт.
Социология изучает социальные качества личности (потребности и интересы, способности, мировоззрение, знания и навыки, социальные чувства), проявляющиеся в ее взаимодействиях и коммуникации. Личность определяется тремя взаимообусловленными свойствами: био-, психо-, социогенными. Социальные качества проявляются в деятельности через самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения.
Но личность обладает и специфическими чертами. Социальные качества выражаются в определении цели деятельности, определяются социальным положением и ролями, которые выполняет личность, совокупностью знаний, умений, навыков, социально-психическими особенностями. Отсюда у личности различают социально-типичное, классовое, профессиональное и национальное.
В социологии личности изучается взаимодействие человека и внешних социальных условий его жизни – социальной среды. Социальная среда, окружающая человека, состоит из различного рода компонентов: материально-вещественных и личностных. Характер взаимодействия (опосредованное или непосредственное) определяет уровень социальной среды – макро- или микросреда (среда ближайшего окружения личности).
В современной социологии личность, как и субъект, означает активное социальное начало, социально-исторический тип способности к деятельности. Личность как социально типическая характеристика людей прошла, как известно, определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Если первоначально субъектом самосознания был не индивид, а род, то по мере развития производственных сил и связанного с ним разделения труда, разрушивших былую родовую целостность, человек превращается в особенного индивида. Выполнение специфических функций, отличных от функций других членов общины, отводит индивиду определенную социальную роль, в рамках которой он оценивается другими, и на которой основывается его личное самосознание. Особенно активизировался этот процесс с возникновением капиталистических отношений и разрывом старых социальных связей, вызвавшим серьезное изменение в положении личности. Частное предпринимательство невозможно без личной инициативы и предприимчивости. Поэтому протест против феодализма идеологически облекается в форму требования свободы личности. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашают освобождение человека от любых обязанностей по отношению к обезличенному «целому» и выдвигают идеал целостной, всесторонне развитой личности. Личность провозглашается целью, а общество средством развития. Интересы личности, таким образом, выдвигаются на первый план. При этом просветители никогда не понимали их узко эгоистически, подчеркивая, что правильно понятые интересы личности в конечном счете всегда совпадают с общественным благом.
Поэтому процесс
формирования индивида в личность происходит
только тогда, когда он сам определяет
характер и содержание своего поведения.
Личность всегда соотносит свои действия
с действиями других, согласует их либо
с требованиями общества, либо с их активным
неприятием. Поведение личности эмоционально
обусловлено, а значит ценностно определено.
Однако процесс формирования личности
с момента ее зарождения был внутренне
противоречив. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс
в «Немецкой идеологии» показали, что
абстрактная противоположность личности
и общества и ее этическое выражение –
противоречие между эгоизмом и альтруизмом
– есть иллюзия. Они писали, что эта противоположность
является лишь кажущейся, потому что одна
из ее сторон, так называемое «всеобщее»,
постоянно порождается другой стороной,
частным интересом, а отнюдь не противостоит
последнему как самостоятельная сила,
имеющая самостоятельную историю.
Взаимоотношение личности и общества
Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных подсистем общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те системы, которые способны дать синтез универсализма и индивидуализма. В большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом, принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна подчиниться более высоким социальным ценностям.» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208).Определению сущности человека через исследования соотношения между обществом и индивидуальным «я» была посвящена специальная секция ХVII Всемирно-философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее, признали факт антропологических (биологических и психических) и этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность человека.
Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические факторы до сих пор влияют на становление общественной системы, на ее развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием жизнедеятельности индивидов, не может абсолютно контролироваться ими самими.
Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции. Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом приведет, во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей, социальных отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития, социальной статики и мобильности подсистем общества. Это, в свою очередь, поможет более глубокому пониманию личности.
Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от времени наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры, обществоведы могут приблизиться к более или менее правильному пониманию общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой вопреки желаниям субъекта.
Среди множества
направлений в философской
Первое абстрагируется
от определений человека вообще. Достаточно
простой констатации факта
Таким образом,
принцип экзистенциализма гласит, что
человек – абстрактное