Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:
1.постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
2.четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;
3.регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;
4.наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.

Оглавление

Введение
1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов. Институционализация и ее этапы.
2. Социальная организация, ее типы, элементы. Управление организациями.
3. Бюрократия как тип социальной организации.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

1. Социология – это отдельная самостоятельная наука, являющаяся составной частью одного из основных социальных институтов общества – науки.

2. Социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности, как вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании.

3. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определенных упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, это прежде всего статусы и роли профессиональных ученых, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В нашей стране и во всем мире существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.

Помимо формальной, как правило, документированной структуры социальных позиций и статусов, существует и  неформальная. Примером ее могут быть неформальные объединения социологов, зачастую даже из разных стран, получившие название «невидимые колледжи» –  сообщества единомышленников по отдельным  проблемам, интересам в профессиональной сфере. Подобное положение формировалось  в течение более чем полутораста  лет.

Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:

1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения ее предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.

Новая дисциплина, зачастую под разными  названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений  и постепенно обретает статус полноценной  академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологический ежегодник».

Аналогичные шаги были предприняты  в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.

В 60-е гг. ХХ в. в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издается свыше 30 журналов социологической направленности и работают более 20 тыс. профессионалов в области социологии.

В нашей стране процесс был более  сложен. После активного начального этапа в конце XIX-начале XX в. развитие социологии было остановлено. Только в 60-е гг. XX в. стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 г. появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 1980-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность «социолог».

С открытия в 1989 г. социологического факультета МГУ – первого в СССР – в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.

В целом можно сказать, что институционализация  социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на 100 лет.

 

 

 

 

 

2.Социальная организация — это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

  • Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты данного явления: 
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения; 
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной; 
в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.

  • Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

 
Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного - нескольких человек и регулярно  вступают во взаимодействие друг с  другом.

Можно выделить следующие  элементы: социальная структура, цели, члены (участники) организации, технологии, внешнее окружение

1.Социальная структура  – центральный элемент любой  организации.

Дифференциация задач  и связанная с ней координация  влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многостороннее и сложнее  будут административные функции  организации, ее планирование, координация, мотивирование и т. д., тем многограннее будет структура организации.

Нормативная структура организации:

1.1.            Ценности – это критерии привлекательности  и разумности выбора целей  организации.

1.2.            Нормы - это управляющие поведением  обобщенные правила, которые изменяются  и совершенствуются, приводя индивидов  к достижению коллективных целей.

1.3.            Статусы и роли определяют  конкретный вклад каждого в  общую деятельность в зависимости  от занимаемой позиции, а так  же регулируют взаимные ожидания  участников, и их взаимный контроль.

Так, например, управление - это скорее функция специфического органа организации, либо кого-то конкретного  члена организации, которая обеспечивает направление деятельность всех без  исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей организации в  целом от поставленных целей, используя  при этом уже известные меры поощрения  и наказания.

По мнению Г. Файоля, одного из основателей современной теории управления, общими характеристиками процесса управления являются:

1. Планирование как предвидение  ситуации.

2. Организовывание материальных  и человеческих ресурсов

3.Выдача распоряжений  для поддержания  действий  работников в оптимальном режиме  и координации их усилий.

4. Контроль поведения  в соответствии с нормами и  правилами.

Однако в реальной жизни  многое определяется личностными характеристиками людей. В итоге система отношений  в организации начинает отклоняться  от нормативной структуры под  давлением интересов, предпочтений, чувств, симпатий, антипатий, и т.д.

Так социальная организация  раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию Элтон Мэйо, проводивший в 20 — 30-е  годы знаменитые Хоторнские эксперименты. Тогда он обнаружил, что в любой  компании или на заводе помимо официальных  служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация).

Причем и первые, и вторые отношения не хаотичны и случайны, а строго упорядочены и подчиняются  определенным закономерностям. На них  можно воздействовать, ими можно  управлять, как управляют, например, кораблем или оркестром. Благодаря  подобным качествам формальные или  неформальные отношения получили название организации, или структуры.

Формальная социальная структура  – это социальная система, в которой  закреплены социальные позиции, взаимосвязи  между ними четко специализированы и определены вне зависимости  от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например: Директор может быть активным и пассивным, опытным и не очень, но он в любом случае остается директором при любых обстоятельствах, пока он директор.

Формализация, естественно, означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение, субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная, выработанная объективным ходом развития социальных, и, прежде всего организационных  процессов, форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

            Формализация никогда не может  охватить все организационные  отношения. Поэтому наряду с  формальной частью всегда существует  и неформальная, точнее, другой тип  организованности, который представлен  социально-психологической организацией  как спонтанно складывающейся  системой межличностных отношений.  Они неизбежно возникают в  ходе более или менее длительного  общения, основанного на взаимодействии  работников как личностей. Такая  организация есть результат непосредственной  избирательности отношений в  коллективе, направленных на достижение  цели удовлетворения индивидами  их социальных потребностей (в  общении, признании, принадлежности).

       Неофициальная  организация основывается на  взаимоотношениях и личном выборе  членов общности и которая  характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает  значительное воздействие на  официальную и стремится изменять  существующие в последней отношения  по своему желанию. Организацию  можно считать тем более эффективной,  чем положительнее отклик, получаемый  официальной стороной от неофициальной.

Социально-психологическая  организация проявляется главным  образом в группообразовании. Неформальная структура строится на личных предпочтениях, основанных на отношениях престижа, доверия  и т.д. Такие взаимоотношения не закрепляются документами, поэтому  они более изменчивы. Например: Директор предприятия может настоять на своем  решении и даже очень умный  и уважаемый заместитель не сможет игнорировать это решение.

2.Цели. Исходя из определения  в схеме организации особенно  важны, так как ради их достижения  и осуществляется вся деятельность  подобного объединения людей.  Не имеющая или утратившая  цель организация не может  существовать сколько - ни будь  продолжительное время.

Цель рассматривается  как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность члены  организации для удовлетворения своих потребностей.

Классификация целей:

2.1               Цели задания – это оформленные  как программы общих действий  поручения, выдаваемые организациями  вышестоящего уровня. Например, существует  министерская программа «Развития  образования в РФ», приказы,  письма и прочие директивные  документы, обязательные для исполнения  ОмГУ. Помимо указов Министерства  образования огромная часть деятельности  такой организации диктуется  сегодня рынком, как концентрированное  выражение потребностей общества. На омском рынке образовательных  услуг конкурируют сейчас вузы, принадлежащие одному министерству (Например, ОмГУ и Политехнический  университет).

2.2.            Цели ориентации – это совокупностей  целей участников, реализуемые через  организацию. Цели ориентации  включают как обобщенные цели  коллектива, так и личные цели  каждого члена организации. Важным  является совмещение целей-заданий  и целей ориентаций. Сейчас много  говорят о кризисе школы. С  точки зрения указанной выше  проблемы это классический пример  не совпадения цели-задания (обучения  и воспитания людей) и цели-ориентации (каждый учитель должен получать  достаточное количество средств  для жизни, но не получает  их).

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"