Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:53, контрольная работа
Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.
Раскройте сущность понятия «социальное»
Каковы основные положения социологической мысли Нового времени?
Как развивалась социология в советский период?
Охарактеризуйте теорию социального обмена.
Охарактеризуйте вторую ступень общества: вождества.
Раскройте основные этапы формирования мировой системы.
Раскройте функции и содержание социального контроля.
Дайте характеристику процессу социализации личности.
Охарактеризуйте виды и формы социальной мобильности.
Дайте характеристику методу наблюдения.
Другой негативной стороной
указанной дискуссии явился тот
факт, что марксистская социология
объявлялась в качестве единственно
научной, выражающей мировоззрение
передового рабочего класса. Эта идеологическая
позиция вела к искусственной
изоляции отечественной социологии
от мировой общественной мысли, вносила
односторонний классовый подход
в оценку достижений западной социологии,
что в итоге негативно
Усиление идеологического
контроля над духовной жизнью общества
в целом, возвеличивание культа Сталина,
начавшееся в середине 20-х гг., привело
к тому, что в результате проведения
ряда идеологических кампаний была осуществлена
полная идейная переориентация обществоведов
на рельсы марксистско-ленинской
Новый этап развития социологии в СССР начинается лишь в 60-е годы. Либерализация тоталитарного режима, начатая в годы правления Н. С. Хрущева, стимулировала потребность управленческих структур в получении объективной информации о различных сторонах жизни общества, что и послужило первопричиной развертывания эмпирических социальных исследований, охвативших в первую очередь сферу производства, а затем и другие области - социальную структуру общества, город и село, культуру, печать, телевидение. Среди этих исследований следует особо отметить работу ленинградских социологов под руководством В. А. Ядова и А. Г. Здравомыслова "Человек и его работа", на многие годы ставшую своеобразной социологической классикой, моделью проведения эмпирического социологического исследования с хорошо продуманной процедурой, методикой и методологией. Помимо ленинградской школы значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли исследования новосибирских ученых в области экономической социологии (Заславская Т. И„ Рывкина Р. В.), социологии образования и молодежи (Шубкин В. Н,) и др. В Москве и других городах страны предпринимаются попытки изучения общественного мнения и деятельности средств массовой коммуникации (Грушин Б. А., Коробейников В. С,). В 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований, а в 1974 г. начинает выходить в свет журнал "Социологические исследования". В ряде университетов, в различных исследовательских учреждениях гуманитарного профиля создаются лаборатории, отделы, службы социологии.
Нарождавшиеся позитивные тенденции развития социологии были прерваны в конце 60-х годов идеологической кампанией, развернутой по инициативе ряда академиков-сталинистов вокруг вышедшей в свет книги Ю. А. Левады "Лекции по социологии". Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.
В 70-80-е годы конкретные социальные исследования продолжали развиваться в стране, но проводились под жестким контролем со стороны партийных органов, а и х результаты подвергались строгой цензуре и не доводились до общественности. Тем не менее, конкретные социальные исследования осуществлялись во многих сферах обществасоветские социологи развивали международные связи, участвовали в международных социологических конгрессах. Однако результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические клише типа "расцвета наций при социализме", "сближения города и деревни", "преимущества социалистического образования" и др. В угоду этим идеологическим стереотипам социологи были вынуждены игнорировать изучение негативных аспектов жизни - преступности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время большая часть проводимых исследований имела сугубо прикладную ориентацию. Вопросами теории и методологии занимались, главным образом, представители научного коммунизма, так как господствовавшая идеологическая догма отождествляла социологическую теорию с историческим материализмом и научным коммунизмом.
Наконец, третий этап развития
социологии в СССР начинается во второй
половине 80-х годов в эпоху
перестройки. Политическая и экономическая
реформа, осуществляемая сейчас в нашей
стране, создает благоприятные условия
для развертывания
Процесс институационализации социологии как самостоятельной науки об обществе находится только на самом начале по причине отсутствия теоретических разработок, недостатка высокопрофессиональных кадров, дают о себе знать старые тенденции приверженности марксистской теории.
Теория социального обмена,
которую вышедшая в 1992 году в США
“Энциклопедия социологии”
В качестве самостоятельного методологического направления в социологии теория социального обмена оформилась в 50-60-х гг. нашего века в США в полемике прежде всего со структурным функционализмом и в стремлении, с одной стороны, преодолеть статичность, явно не достаточный учет в нем динамических изменений социальных процессов, а с другой стороны, полнее, глубже учесть личностные аспекты, характеризующие социальные процессы.
Центральным в теории обмена является анализ отношений между актерами (субъектами деятельности) в различных социальных структурах. Индивиды вступают во взаимодействие для удовлетворения своих потребностей. Социальные отношения и социальные структуры, порождаемые узами, связывающими людей в различные формы ассоциаций, рассматриваются теоретиками данной концепции в качестве основных объектов социального исследования.
Главным завоеванием неолита стал переход к производящему хозяйству, предоставившему человеку новое могущественное средство производства землю. «Неолитическая революция» не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи.
В определенный момент развития стали выделяться старейшины родов, племенные вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности.
В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству стран МС удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах МС социалистическая модель сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны МС все более отставали от передовых капиталистических стран по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в эти годы, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.
На фоне серьезных кризисных явлений руководство социалистических стран Европы, оценивая достижения 50-60-х гг. в экономической сфере, пришло к выводу о завершении этапа строительства социализма и переходе к новому этапу «строительству развитого социализма». Этот вывод подкреплялся идеологами нового этапа, в частности тем, что удельный вес социалистических стран в мировом промышленном производстве достиг в 60-е гг. примерно одной трети, а в общемировом национальном доходе - одной четверти.
Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось. Это произошло во многом благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам.
Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному, т.е. отклоняющемуся поведению и поддерживается социальная стабильность.
Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и др.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.
Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:
Основное назначение социального контроля – поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство (преемственность) в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития. Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.
Согласно А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».
Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:
· охранительную функцию;
· стабилизирующую функцию.
По мнению Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции: