Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:53, контрольная работа
Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.
Раскройте сущность понятия «социальное»
Каковы основные положения социологической мысли Нового времени?
Как развивалась социология в советский период?
Охарактеризуйте теорию социального обмена.
Охарактеризуйте вторую ступень общества: вождества.
Раскройте основные этапы формирования мировой системы.
Раскройте функции и содержание социального контроля.
Дайте характеристику процессу социализации личности.
Охарактеризуйте виды и формы социальной мобильности.
Дайте характеристику методу наблюдения.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
Тверской филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Студентки 331-П группы 3 курса факультета психологии
Даниэлянц Виктории Ашотовны
Учебная дисциплина: «Социология»
Вариант № 2
Преподаватель:
Иванов Николай Иванович
Доктор философских наук, профессор
«____» ______________ 2012г. Оценка: _______________
Тверь, 2012
Содержание
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.
Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.
Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:
В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др.
Крупнейший французский
социолог Э. Дюркгейм был одним из
первых, кто поставил вопрос о выделении
феномена «социального» как
Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К. Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».
Социальное - это совокупность
тех или иных свойств и особенностей
(общественных отношений) социальных общностей
(классов, групп людей) в процессе
их совместной деятельности в конкретных
условиях, проявляющихся в их отношениях
друг к другу, к своему положению
в обществе, к явлениям и процессам
общественной жизни. Социальное явление
или процесс возникают тогда,
когда поведение даже одного индивида
оказывается под воздействием другого
индивида или социальной группы. Именно
в процессе взаимодействия друг с
другом люди оказывают воздействие
друг на друга и тем самым способствуют
тому, что каждый из них становится
носителем и выразителем каких-
Непосредственно подготовившими
условия для появления
Представления об обществе,
складывающиеся в этот период в рамках
философии, а затем и прочих наук,
обозначали по-своему начало новой
общественно-экономической
Капиталистический способ производства,
который в данный период все больше
становится доминирующим, требовал упразднения
правового неравенства людей. Правовое
равенство и свобода всех граждан
становятся более или менее общим
политическим идеалом. Попытки найти
наиболее адекватный способ его реализации
приводят к возникновению многочисленных
теорий, рассматривающих отношение
между государством и индивидом
как свободным человеком. В то
же время предпринимаются также
усилия открыть как законы, господствующие
в хозяйственной жизни, так и
законы исторического развития общества
как целостности всех социальных
явлений. Как результат этих попыток
возникают разнообразные
Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти проблемы, являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс.
Никколо Макиавелли (1469—1527) являлся в определенном смысле олицетворением итальянского Возрождения, ибо, истолковывая социальные проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалах античной мысли и восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает невозможным всякое социальное сопротивление. Его основными сочинениями являются “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” и “Государь”. Н. Макиавелли не занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусство политики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощадной политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения, которые толкают человека на эту борьбу. Политические события он объясняет, прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны, совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий, которые он принимает такими какие они есть, даже если они носят негативный характер.
Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства. Наиболее значительной его работой явилось сочинение “Шесть книг о республике”, в котором он дает целостную картину развития общества и государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство, согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и т.д.
Шарль Монтескье (1689-1755), известный
как автор теории о разделении
властей, был сторонником некоторых
общих социологических идей, которые
позже повлияли на развитие социологии,
и которые он изложил в своих
“Размышлениях о причинах величия
и падения римлян” и в
В рамках науки о государстве и праве, а также в политических доктринах данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально греческими софистами договорная теория происхождения государства - теория “общественного договора”. Эта теория получила новое развитие в связи с борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции в экономической сфере общественной жизни, стремилась взять у феодалов политическую власть. В процессе борьбы буржуазии за политическую власть получают развитие представления, основывающиеся на теории “общественного договора”. Согласно этим представлениям, существует различие между договором, на основе которого создается человеческое общество и который заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех против всех”, а о человеке говорит, что он по природе является злым и эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно объяснить, отправляясь от общества.
Наряду с воззрениями,
о которых говорили как о непосредственных
предвестниках социологии и которые
появились в рамках философии
истории, экономических наук и науки
о государстве и праве, следует
еще отметить целый ряд мыслителей,
чьи взгляды и представления
предвосхищали возникновение
Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам Фергюсон (1723-1816) - историк, философ и теоретик политики, который в своем “Очерке истории гражданского общества” пытается осуществить периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты, полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.
Социологии как науке, а также многочисленным социологическим теориям предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как результат критического отношения к действительности буржуазного общества и приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во Франции - стране, в которой не только совершилась первая полноценная буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая критика капитализма. Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.
Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет все общественные отношения - как экономические, так и политические. Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.
Как развивалась социология в советский период.
Развитие социологии в Советский период имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.
Однако в 1922 г. начинается
крестовый поход против
Характерной особенностью
первой половины 20-х годов явилась
дискуссия о статусе теории
исторического материализма, развернувшаяся
в печати после выхода в
свет книги Н. И. Бухарина "Исторический
материализм. Популярный