Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Оглавление

Раскройте сущность понятия «социальное»
Каковы основные положения социологической мысли Нового времени?
Как развивалась социология в советский период?
Охарактеризуйте теорию социального обмена.
Охарактеризуйте вторую ступень общества: вождества.
Раскройте основные этапы формирования мировой системы.
Раскройте функции и содержание социального контроля.
Дайте характеристику процессу социализации личности.
Охарактеризуйте виды и формы социальной мобильности.
Дайте характеристику методу наблюдения.

Файлы: 1 файл

социология кр.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Тверской филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Студентки 331-П группы 3 курса  факультета психологии

Даниэлянц Виктории Ашотовны

Учебная дисциплина: «Социология»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Иванов Николай Иванович

Доктор  философских наук, профессор

 

 

 

«____» ______________ 2012г.   Оценка: _______________

 

 

Тверь, 2012

Содержание 

 

  1. Раскройте сущность понятия «социальное»
  2. Каковы основные положения социологической мысли Нового времени?
  3. Как развивалась социология в советский период?
  4. Охарактеризуйте теорию социального обмена.
  5. Охарактеризуйте вторую ступень общества: вождества.
  6. Раскройте основные этапы формирования мировой системы.
  7. Раскройте функции и содержание социального контроля.
  8. Дайте характеристику процессу социализации личности.
  9. Охарактеризуйте виды и формы социальной мобильности.
  10. Дайте характеристику методу наблюдения.

 

 

 

 

 

  1. Раскройте сущность понятия «социальное»

 

Социология, как и любая  другая наука, имеет свои категории  и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой  для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие  понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность  в ее становлении и развитии. В  то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в  структуре знания любой науки  категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим  инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

  • социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);
  • собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т.д.);
  • категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).

В качестве исходной категории  социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие  важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные  общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др.

Крупнейший французский  социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении  феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Термин «социальное» произошел  от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К. Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению  в обществе, к явлениям и процессам  общественной жизни. Социальное явление  или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого  индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с  другом люди оказывают воздействие  друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

  1. Каковы основные положения социологической мысли Нового времени?

 

Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических  направлений общественной и в  особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента  приобретения социологией статуса  самостоятельной науки в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла  в данный период философия, за ней  следуют политическая экономия, наука  о государстве и праве и  история. В исторической науке по существу с момента ее возникновения развиваются элементы эмпирического исследования общественных явлений.

Представления об обществе, складывающиеся в этот период в рамках философии, а затем и прочих наук, обозначали по-своему начало новой  общественно-экономической формации - капитализма - и представляли собой  надстройку над экономическим базисом  этой формации, которая по своим  характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-экономической  формации.

Капиталистический способ производства, который в данный период все больше становится доминирующим, требовал упразднения  правового неравенства людей. Правовое равенство и свобода всех граждан  становятся более или менее общим  политическим идеалом. Попытки найти  наиболее адекватный способ его реализации приводят к возникновению многочисленных теорий, рассматривающих отношение  между государством и индивидом  как свободным человеком. В то же время предпринимаются также  усилия открыть как законы, господствующие в хозяйственной жизни, так и  законы исторического развития общества как целостности всех социальных явлений. Как результат этих попыток  возникают разнообразные теории. Общими чертами этих теорий являются их рационально-научный характер и  их постепенное освобождение от теологического взгляда на мир и, в особенности, на общество, а также стремление не только расширить рамки понимания человеком общества, но и вовлечь человека в осуществление социальных перемен.

Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти проблемы, являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс.

Никколо Макиавелли (1469—1527) являлся в определенном смысле олицетворением итальянского Возрождения, ибо, истолковывая социальные проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалах античной мысли и восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает невозможным всякое социальное сопротивление. Его основными сочинениями являются “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” и “Государь”. Н. Макиавелли не занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусство политики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощадной политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения, которые толкают человека на эту борьбу.  Политические события он объясняет, прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны, совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий, которые он принимает такими какие они есть, даже если они носят негативный характер.

Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства. Наиболее значительной его работой явилось сочинение “Шесть книг о республике”, в котором он дает целостную картину развития общества и государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство, согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и т.д.

Шарль Монтескье (1689-1755), известный  как автор теории о разделении властей, был сторонником некоторых  общих социологических идей, которые  позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих  “Размышлениях о причинах величия  и падения римлян” и в сочинении  “О духе законов”.

В рамках науки о государстве  и праве, а также в политических доктринах данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально  греческими софистами договорная теория происхождения государства - теория “общественного договора”. Эта теория получила новое развитие в связи  с борьбой между буржуазией и  феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции в экономической сфере  общественной жизни, стремилась взять  у феодалов политическую власть. В  процессе борьбы буржуазии за политическую власть получают развитие представления, основывающиеся на теории “общественного договора”. Согласно этим представлениям, существует различие между договором, на основе которого создается человеческое общество и который заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех против всех”, а о человеке говорит, что он по природе является злым и эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно объяснить, отправляясь от общества.

Наряду с воззрениями, о которых говорили как о непосредственных предвестниках социологии и которые  появились в рамках философии  истории, экономических наук и науки  о государстве и праве, следует  еще отметить целый ряд мыслителей, чьи взгляды и представления  предвосхищали возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам Фергюсон (1723-1816) - историк, философ и теоретик политики, который в своем “Очерке истории гражданского общества” пытается осуществить периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты, полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.

Социологии как науке, а также многочисленным социологическим  теориям предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как результат  критического отношения к действительности буржуазного общества и приобрели  свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во Франции - стране, в которой не только совершилась  первая полноценная буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая  критика капитализма. Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии законов, отличных от тех, которым подчиняются  индивиды.

Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет все общественные отношения - как экономические, так и политические. Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

Как развивалась  социология в советский период.

Развитие социологии в  Советский период имело свои особенности. В годы Октябрьской революции (1917-1921 гг.), в значительной мере под влиянием сложившейся прежде социокультурной традиции, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербурге был создан социологический факультет, возглавляемый П. Сорокиным. Социологические кафедры были также открыты в ряде университетов страны, работали различные исследовательские лаборатории социологической ориентации. Продолжали публиковаться труды известных социологов Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А, Сорокина, К. М. Тахтарева и др.

 Однако в 1922 г. начинается  крестовый поход против буржуазных  ученых-обществоведов, к числу  которых причислялась большая  часть прежнего профессорско-преподавательского  корпуса, а затем изгонялась  из учебных заведений и насильно  депортировалась за границу. Среди  эмигрантов, ставших известными  на Западе, социологи - П. Сорокин,  Ж. Гурвич, Н. Тимашов. Русская духовная культура понесла невосполнимый урон, К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших мар-ксистко-ленинскую теорию (Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3.М. Хвостов), остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.

 Характерной особенностью  первой половины 20-х годов явилась  дискуссия о статусе теории  исторического материализма, развернувшаяся  в печати после выхода в  свет книги Н. И. Бухарина "Исторический  материализм. Популярный учебник  марксистской социологии", в которой  предпринималась попытка выделить  социологию в качестве частной  научной дисциплины, независимой  от философии. Эта концепция  подверглась критике со стороны  ортодоксальных марксистов, обвинивших  Н. И. Бухарина в механицизме,  позитивизме, недооценке роли  философии диалектического материализма. Итогом этой дискуссии, продолжавшейся  на протяжении 20-х годов, было  появление официальной точки  зрения, согласно которой социология  рассматривалась в качестве составной  части марксистско-ленинской философии,  что фактически означало отождествление  социологии с социальной философией, отрыв ее от эмпирических социальных  исследований.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"