Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:35, реферат

Краткое описание

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Оглавление

1…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..….…3
2…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……..6
3………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………..8
4………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……….9
5………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….11
6…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……12
7………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….15
8………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….16
9………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……..16
10……………………………………………………………………………………………………………………………………………….………19
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………..……….21

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 51.46 Кб (Скачать)

5.Раскройте типологию  общества по различным основаниям  и дайте краткую характеристику.

Современные общества различаются  по многим признакам, но есть в них  и одинаковые параметры, по которым  их можно типологизировать.

Одним из основных направлений  в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, уПлатона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических(население может влиять на государственные структуры) иавторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран

 

6.Охарактеризуйте  современную концепцию социального  прогресса.

 
Социальные движения представляют собой совокупность коллективных действий, направленных на поддержку изменений  в обществе или на сопротивление таким изменениям. От политических партий социальные движения отличает отсутствие постоянной организационной структуры. Если партии представляют собой формальные организации, обладающие постоянно действующем управленческим аппаратом, то социальные движения им не обладают, хотя в состав таких движений могут входить и политические организации. 
 
Социальные движения обычно подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские движения стремятся к изменению лишь отдельных сторон общественной жизни, причём такие измерения должны носить постепенный характер. В отличие от этого революционные движения ориентируются на быстрые радикальные изменения во всех сферах общественной жизни, которая часто осуществляется насильственным путём. 
 
В то же время социальные движения могут включать в себя различные политические силы от умеренно реформистских до революционных. Социальные движения стали играть значительную роль в общественной жизни стран Европы с середины 19 века. В этот период получило распространение рабочее движение, выступавшее под социалистическими лозунгами. И первоначально оно изучалось главным образом с позиций марксистской классовой теории. 
 
В начале 20 века к изучению социальных движений обращались представители классической социологии, такие как Вебер и Михельс. Вебер в частности рассмотрел демократические движение российской интеллигенции в своих статьях о русской революции 1905 года, а Михельс изучал социал-демократические партии на фоне развития рабочего движения в европейских странах. Но затем на протяжении нескольких десятилетий исследованиями социальных движений уделялось довольно мало внимания и интерес социологов к этой теме значительно возрос в конце 60-х годов, когда в США и Западной Европе резко возросла активность так называемых «новых» социальных движений, в том числе движений за права человека, антивоенного, студенческого, женского движений. В 70-е годы к их числу добавились так же экологическое движение. 
 
Как отмечали исследователи, по сравнению с рабочим движением такие новые социальные движения были, как правило, менее организованы, но, несмотря на это они смогли добиться значительно большего влияния на общественное мнение в странах Запада, чем это когда-либо удавалось рабочему движению. Новые социальные движения не ставили своей целью завоевание государственной власти и полное переустройство общества. Скорее они стремились к тому, чтобы защитить отдельного человека, различные меньшинства от центральной власти. 
 
В СССР и социалистических странах Восточной Европы социальные движения долгое время не могли нормально развиваться из-за противодействия существующих в этих обществах политических режимов. И лишь в конце 80-х годов в период перестройки возникают условия для деятельности независимых от государственной власти социальных движений. В советском и российском обществе наибольшая активность различных движений, в том числе рабочего, экологического, женского, приходится на конец 80-х начало 90-х годов. Затем в их деятельности происходит постепенный спад и социальные движения во многом уступают место партиям и другим постоянно действующим политическим объединениям. 
 
Ещё одно направление исследований в политической социологии связано с анализом различных политических идеологий. Само понятие идеологии одним из первых стал широко использовать Маркс, который понимал под идеологией искажённое, ложное сознание, отражающее интересы господствующего класса данного общества. В 20-е годы 20 века проблему идеологии рассмотрел Карл Маннгейм. Подобно Марксу, он характеризовал идеологию как идеи господствующего класса. Он отмечал, что поскольку представители этого класса заинтересованы в сохранении существующего строя, то они могут адекватно воспринимать лишь те явления, которые свидетельствую о стабильности общества. Но в отличие от Маркса, Маннгейм не считал, что представители угнетённого класса могут выйти за рамки идеологического мышления и стать на подлинно научные позиции. 
 
Как подчёркивал этот социолог, сознание угнетённых классов находится в плену утопии, которые так же представляют собой иллюзорные искажающие действительности идейные образования. Если идеология нацелена на сохранение существующего строя, то утопия ориентируется на его разрушение, но при этом как идеология так и утопия стремятся выдать свою одностороннюю пристрастную точку зрения за абсолютную истину. 
 
Итак, согласно Маннгейму все социальные слои подвержены влиянию либо идеологического либо утопического мышления. Тем не менее, Маннгейм считал, что существует особый социальный слой, который может выйти за пределы идеологической или утопической позиции, и таким социальным слоем он считал интеллигенцию. Но как отмечали в последствии некоторые исследователи, исторический опыт 20 века свидетельствует о том, что интеллигенции подвержена влиянию как идеологий так и утопий, ни чуть не в меньшей степени, чем другие социальные слои. 
 
В 50–60-е годы 20 века в западной социологии получила распространения концепция деидеологизации, согласно которой в экономически развитых странах Запада политические идеологи во многом утратили своё влияние, а различие между политическими силами, поддерживающими разные идеологии становились всё менее существенными. Но в конце 60-х годов в условиях быстрого роста активности новых социальных движений сторонники данной концепции были вынуждены пересмотреть свою точку зрения и признать, что идеологии продолжали играть заметную роль в общественной жизни.

7.Дайте понятие  и охарактеризуйте виды социальных  движений.

Социальные движения часто  возникают в периоды быстрых  социальных изменений. Социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку они чаще всего происходят за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь. Социальным движениям  свойственно значительная степень  внутреннего порядка и целенаправленность. Именно этот организационный потенциал  позволяет социальным движениям  бросить вызов официальным институтам. Центральной концепцией социального  движения является идея о том, что  люди активно вмешиваются в процесс  социальных изменений, они пытаются изменить ход истории. Что не менее  важно, они предпринимают совместные действия индивиды действуют совместно и сознательно с чувством участия в важном общем деле. Социальные движения – двигатели с помощью которых люди пытаются оказывать коллективное воздействие на ход происходящих в обществе событий по средствам формальной организации. Социальные движения различаются по целям, которые ставит перед участниками социальных движений их идеологии. Некоторые движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным ценностям, а некоторые пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы ценностей.

Революционные движения стремятся  к полной отмене существующей системы  ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Движение сопротивления – социальные движения, имеющие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить  не институциональные изменения, а  возрождение или обновление лбдей изнутри.

 

8.Раскройте содержание  социального статуса личности.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными  статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

 

9.В чем заключается  роль культуры как фактора  социальных изменений?

Культура выступает как  важный фактор социальных изменений. Она  чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие  на социальную жизнь, формируя и определяя  многие общественные процессы.

Особую роль культуры в  эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика  и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки  протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи (2.5).

Современные западные социологи  отводят культуре большую роль в  развитии процессов модернизации (6.13). По их мнению, «прорыв» традиционного  образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Роль культуры как фактора  социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это  со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит  в том, что, с одной стороны, реформы  изменяют культурные ориентации, с  другой – процессы изменения в  самой культуре влияют на реформы. Любые  общественные события, факты находят  отражение в системе ценностей  и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую  социокультурную предпосылку – общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки призваны создавать социокультурные институты. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, существующие институты культуры не могут реализовать ценности нового. Поэтому до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества. Не исключено, что в нашей стране социокультурным институтам предстоит довольно длительное функционирование на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий опыта, в то время как у большинства членов общества еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке  целостного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится  роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально  эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий  для самореализации личности. При  этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и  социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия  культурной политики на данном этапе  социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствовании  и развитии на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения. При  таких условиях негативные, дестабилизирующие  явления в духовных процессах  нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие – поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики – обеспечение  целостности и возвышение общественного  престижа культуры, создание максимально  благоприятных условий для роста  и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве  и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших  требований, вытекающих из исторического  опыта функционирования и развития самой культуры:

не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и  ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью  и требующее гибкого сочетания  универсальных и локальных методов  воздействия;

не ограничивать понимание  субъекта культурной политики только государством, субъектом является и  само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании  которой могут участвовать различные  культурные организации;

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"