Контрольная работа по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение моделей и методов социального управления.

Оглавление

Введение 3
1.Организационные структуры управления и типы этих структур. 4
2.Объекты и субъекты социального управления. 8
3.Методы управления, их использование в управлении социальными процессами. 9
4.Социальное управление как средство предотвращения и разрешения социальных конфликтов. 10
5.Совершенствование методов социального управления (Построение «Дерева принятия решения»). 13
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

К.Р. по Соц.упр..doc

— 96.00 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра Экономики труда  и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология управления»

Вариант № 3

 

 

 

 

Студент

Факультет:

Специальность:

№ группы

№ студ. Билета

Преподаватель к.э.н, доцент

 

 

 

 

 

Москва – 2012г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Раскрывая социальный феномен  управления, важно отличить его не сколько от управления естественно-природного (биологического) и технического, сколько определить его объем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что социальное управление вытекает из необходимости общения людей в процессе социальной деятельности определяет отношения между людьми по поводу каких-либо общественных процессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы, техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управления в научной литературе не всегда однозначно.

Например, в западной и отечественной литературе по менеджменту последний отождествляется однозначно с управлением, хотя, на наш взгляд, менеджмент нужно рассматривать как организационно-экономическое поведение по управлению.

В книге «Советская социология»  понятия «управление» и «руководство» рассматриваются как самостоятельные, однопорядковые. Правда, тут же их различие сводят к функциям, неубедительно повторяя в обоих случаях одни и те же составляющие. В этой же работе «управление» отличают от «организации» и «планирования». Думается, два последних процесса являются компонентами системы управления.

Целью работы является изучение моделей и методов социального управления.

 

1.Организационные структуры управления и типы этих структур.

Персонал (кадры) является важнейшей  частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам

Организационная структура  – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.

 Функциональная структура  отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

 Ролевая структура  характеризует коллектив по участию  в творческом процессе на производстве, коммуникационным и  поведенческим  ролям.

Штатная структура управления  определяет  сосав подразделений и перечень должностей,  размеры должностных окладов. Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

Аппарат (орган) управления –  коллектив работников управляющей  системы, наделенный правами координации  деятельности подразделений, имеющих  помещение, технические средства, штатное  расписание, положение о структурных  подразделениях и должностные инструкции.

Структурное подразделение  – самостоятельная часть звена  управления (отдел, служба, участок), выполняющая  определенные задачи управления на основе положения о структурном подразделении. Различают функциональные и производственные подразделения.

Функциональное структурное  подразделение является самостоятельной  частью аппарата управления, реализующей  задачи определенной функции управления (например, подготовка производства, бухгалтерский  учет, экономическое планирование). Конечный результат – управленческие решения.

Производственное структурное  подразделение – это самостоятельная  часть звена управления, выполняющая  задачи оперативного управления производством  и обеспечивающая  выпуск  продукции  в материальной форме (жилые дома, готовые конструкции, перевезенные груз, изделия).

В теории управления различают  несколько видов организационных  структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная1.

Линейная структура реализует  принципы единоначалия и централизма (рис.1). Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. В свою очередь он подчиняется только одному вышестоящему руководителю.


Рисунок 1. – Фрагмент линейной структуры

 

Этот вид структуры  характерен для нижних уровней управления: начальник участка – старший  мастер - мастер.

Функциональная структура  основана на разделении между структурными подразделениями (специалистами), с подчинением им всех нижестоящих подразделений (рис. 2).


Рисунок 2 – Фрагмент функциональной структуры

 

Данная структура предусматривает  подчинение одного работника (подразделения) нескольким вышестоящим руководителям, реализующим свои функции.


Рисунок 3. – Фрагмент линейно-функциональной структуры

Она синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних  руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений). Возникла в феодальном государстве и затем получила распространение в армии с появлением штабов, а в производстве с появлением специалистов2.

Поскольку  цель организационной  структуры состоит в том, чтобы обеспечить  достижение стоящих перед организацией задач, проектирование  структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Выбор общей структуры   организации – это   решение, относящееся к стратегическому планированию. Поскольку оно определяет то, как организация будет  направлять усилия на достижение своих целей. Это означает, что структура организации    должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию  ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться  соответствующие изменения    и в организационных структурах.

Функциональную организационную  структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она  была первой структурой, подвергшейся  изучению и разработке. Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера.

Линейно-функциональная структура  является наиболее распространенной, особенно для средних звеньев  управления. На нижних уровнях управления более характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних – функциональные.

Матричная структура направлена  на реализацию  целевых программ (проектов), стоящих перед предприятием, для которых выделяются специальные  руководители. Структурные подразделения  предприятия, построенные по линейному или функциональному принципу, распределяются между руководителями программ с сохранением подчиненности вышестоящему руководителю.

2.Объекты и субъекты социального управления.

 

Каждый класс и вид  управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления.

В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях3. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам.

Основные понятия  науки управления

Понятия

В широком смысле

В узком смысле

Управление

Вся система  классов, отношений и явлений  управления в природе и обществе

Технологическая организация объекта управления

Менеджмент

Всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми

Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей

Администрирование

Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент

Разработка и постановка целей, определение политики организации


 

 

3.Методы управления, их использование в управлении социальными процессами.

 

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним  традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические  методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.

Важнейшим экономическим  методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение  качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества.

В систему законодательных  актов страны и определенного  региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

4.Социальное управление как средство предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

 

Кризис – это крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Его причинами могут быть объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а так же природные, характеризующие климат, землетрясения и др.

Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития4.

Социальные кризисы возникают  при обострении противоречий или  столкновении интересов различных  социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникнуть и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экономическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое положение в  группе кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационно-структурные  новшества. Речь здесь идет об укреплении административного механизма. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций, по тому, насколько ее последствия отражаются на их повседневной жизни.

Разрешение

Устранение или минимизация  проблем, разделяющих стороны, обычно достигаемое с помощью соглашения сторон:

что сделать с конфликтом;

соглашения сторон.

Существующие препятствия  или нежелание выходить из конфликта:

Один из участников конфликта  принял решение о разрыве отношений.

Конфликт выгоден сторонам или кому-нибудь из участников (снятие с себя обязательств).

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии управления"