Контрольная работа по «Методике и технике социологического исследования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. Не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания. Методика социологического исследования должна выполняться по правилам даже в том случае, когда в обществе правила перестают соблюдаться. При проектировании социологического исследования нужно решить семь задач:
составить словарь переменных;
определить единицы исследования и объект;
построить пространство признаков;
сформулировать гипотезы;
перевести концептуальные определения в операциональные;
разработать проект выборки;
обработать и проанализировать социологическую информацию, подвести итоги и внедрить результаты.

Оглавление

Введение
1. Информационное обеспечение социологических исследований
2. Составить логическую схему программы социологического исследования
3. Опишите проблемную ситуацию, выделите объект и предмет исследования по теме «Проблемы национальной безопасности»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная_социология.docx

— 58.82 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Методика и техника социологического исследования»

      Вариант 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 

  1. Информационное обеспечение социологических исследований
  2. Составить логическую схему программы социологического исследования
  3. Опишите проблемную ситуацию, выделите объект и предмет исследования по теме «Проблемы национальной безопасности»

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему  операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора  первичных данных, правила осуществления  выборочных исследований, способы построения социальных показателей и др. Специализированные процедуры социологического исследования, а также методы количественного  анализа.

     Методология любой научной дисциплины, в том  числе социологическая методология, представляет собой определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. Не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания. Методика социологического исследования должна выполняться по правилам даже в том случае, когда в обществе правила перестают соблюдаться. При проектировании социологического исследования нужно решить семь задач:

  1. составить словарь переменных;
  2. определить единицы исследования и объект;
  3. построить пространство признаков;
  4. сформулировать гипотезы;
  5. перевести концептуальные определения в операциональные;
  6. разработать проект выборки;
  7. обработать и проанализировать социологическую информацию, подвести итоги и внедрить результаты.
 
  1. Информационное  обеспечение социологических  исследований

     Информация (от латинского informatio – разъяснение, изложение) – в самом общем понимании представляет собой меру распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

     В исследованиях, связанных с понятием информации, много нерешенных вопросов. До сих пор длится дискуссия, является ли информация свойством всего материального, или – только живых организмов, или – исключительно разумных, сознательно действующих существ.

     Всякая  информация обладает тремя основными  параметрами1:

  • количеством;
  • содержанием;
  • ценностью.

     Информация  включает содержательную и представительскую  составляющие. Содержательная составляющая информации отражает ее сущностную сторону, связанную с отражением реальной действительности. Представительская  составляющая определяет форму представления  информации для передачи, обеспечения  ее адекватного восприятия потребителем.

     Информация  характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального  труда человека на ее создание.

     Форма представления информации может  быть классифицирована по:

  • степени упорядоченности;
  • форме закрепления;
  • доступности.

     Основными свойствами информации являются:

  • способность воздействовать на психику;
  • значимость (полнота);
  • достоверность;
  • целостность;
  • адекватность.

     Способность воздействовать на психику – неотъемлемое свойство информации. Фундаментальное  свойство информации (применительно  к человеку) – оторвавшись от объекта отражения существовать самостоятельно, стать содержимым памяти, то есть самостоятельно участвовать  в психических процессах, трансформируясь  в представления, знания, умения, навыки.

     Значимость  информации – свойство информации сохранять свою потребительскую  ценность для получателя в течение  времени, т.е. не подвергаться моральному старению.

     Достоверность информации – соответствие полученной информации действительной обстановке. Достоверность достигается2:

  • обозначением времени свершения событий, сведения о которых передаются;
  • тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников;
  • проверкой сомнительных сведений; своевременным скрытием дезинформационных и маскировочных мероприятий;
  • исключением искаженной информации, передаваемой по техническим средствам.

     Целостность информации – это неизменность информации в условиях случайных или преднамеренных действий в процессе эксплуатации информационной системы. Под целостностью информации также понимается актуальность и  непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

     Адекватность  или старение информации – свойство информации утрачивать со временем свою практическую ценность, обусловленное  изменением состояния отображаемой ею предметной области.

     Виды   информации  различают, как правило, по следующим основным характеристикам:

  • степень упорядоченности;
  • форма закрепления;
  • доступность;
  • содержание (сфера применения, ценность информации от времени, предназначение);
  • затраты интеллектуального труда человека на создание информации;

     По  степени упорядоченности различают  информацию и документированную  информацию.

     По  форме закрепления информация подразделяется на:

  • представленную в письменном виде (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • в устной форме (публичное исполнение и т.д.);
  • в виде звуковой или видеозаписи механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
  • в виде изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле, видеоизображения, компьютерная графика и анимация, фотография и т.д.);
  • в объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

     По  доступности информация разделяется  на открытую (общедоступную) и ограниченного доступа.

     По  содержанию информация может быть классифицирована по сфере применения, ценности информации от времени, предназначению.

     По  сфере применения информация может  быть разделена на:

  • экономическую;
  • социально значимую;
  • служебную;
  • частную;
  • развлекательную и т.п.

     По  ценности от времени информация может  быть разделена на:

  • оперативную;
  • неоперативную;
  • памятники культуры.

     Социологическая информация: этот термин встречается в литературе, когда говорят о данных, с которыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная   социологическая информация. Первичная   социологическая  информация – это все те сведения об объектах  социологического  исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования3.

     Под вторичной социологической информацией  понимается информация,  обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов  и других результатов обработки  первичной     социологической информации. Вторичная социологическая информация это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.

     К  социальной   информации  относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных  видов   информации , ее можно рассматривать и как  социальную4.

     При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для  его членов наибольшее значение. Такая  информация  называется  социально значимой.  

     Социально  значимая  информация  – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

  • о состоянии экономической сферы;
  • об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;
  • о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;
  • о рынке труда и капитала и т.д.

     Информационный  обмен в социальных системах основан  на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного  или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь.

     Виды  социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными  видами социальной информации бесконечно разнообразны. Ведь в принципе она  включает данные о странах и континентах, населяющих их народах, их истории, возникновении  и распаде государств, войнах, переделах  мира, истории мировой культуры, социальных настроениях различных  групп населения разных стран  и т.д.

     Данные  существуют во многих и разнообразных  формах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики, зарисовки, другие способы  отображения социальной жизни. Социальная информация различается также по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журналы, официальные документы органов государственной власти, стенограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (интервью, телевизионные программы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальными государственными и общественными организациями (например, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, отдельными учеными и т.д.) для научных нужд и нецелевой, накапливающейся в социальной памяти людей в процессе их повседневной жизни.

     Обычно, говоря о видах социальной информации, имеют в виду ее классификацию  в зависимости от источников. В этом случае виды информации – это те ее массивы, которые происходят из разных источников. Главными из таких видов можно считать следующие: 
официальная статистическая информация Госкомстата России;

  • данные, содержащиеся в официальных документах органов государственного управления;
  • данные, получаемые с помощью массовых опросов;
  • данные, получаемые с помощью опросов экспертов;
  • данные средств массовой информации;
  • данные, которые содержатся в соответствующих научных трудах.

Информация о работе Контрольная работа по «Методике и технике социологического исследования»