Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:22, контрольная работа
1.Способы эффективной аргументации и контраргументации.
2.Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
3.Изменение личности в общении. Окно Джохари.
2. Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях, когда:
• необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений;
• у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
• стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения;
3. Стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение). Такой подход к разрешению конфликтов целесообразно использовать в следующих ситуациях:
• обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
• удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
• вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны;
• компромисс позволит вам хоть что-то получить;
4. Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения рекомендуется в ситуациях, когда:
• источник разногласий несущественен для сторон по сравнению с другими, более важными задачами, а потому они считают, что не стоит тратить силы на решение проблемы;
• стороны хотят выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
• опасно пытаться решить проблему немедленно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию (например, конфликты взрослых детей и родителей);
• подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.
Не следует думать, что этот стиль всегда является бегством от проблемы или уклонением от ответственности, так как часто за какой-то промежуток времени проблема может разрешиться сама собой или стороны смогут заняться ею позже, когда будут обладать достаточным объемом информации;
5. Стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях, когда:
• важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
• предмет разногласия для вас не важен, важнее сохранить добрые отношения;
• осознаете, что правда не на вашей стороне;
• чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Стили или стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления, как уже отмечалось, хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегии соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга: так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив, неудачные попытки «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Ни одна из рассмотренных стратегий не может быть эффективной во всех без исключения ситуациях, и ни одна из них не может быть выделена как лучшая. Важно эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
3.Изменение личности в общении. Окно Джохари
Связь личности и общения, закономерно вытекает из характеристик процесса формирования личности. Личность есть "совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры"4
В процессе общения и совместной деятельности ребенок вступает в мир смыслов, открывает значения предметов действительности "для себя", т.е. их личностные смыслы, что составляет необходимый этап в становлении его личности.
В общении формируется самосознании личности как "социальное знание, перенесенное внутрь, формируются мотивационно-потребностная сфера, личные смыслы жизни. " (по Выготскому)
Тесная связь между структурами личности и процессом общения как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности позволяет постулировать тезис о том, что нарушения возможностей общения должны неизбежно привести к изменениям личности, и наоборот, патология личности не может, как нам представляется, не повлиять на коммуникативные возможности личности. Причем, связь изменений личности и нарушений общения будет, вероятно, носить качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса общения (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) будет преимущественно нарушено. В пример влияния общества на формирование личности, можно привести всем известную историю про Маугли. С самого раннего возраста ребенок впитывает в себя как «губка» поведение окружающего его общества.
Достаточно интересной задачей является познание своей личности, рассмотрение своих сильных и слабых сторон, познание самого себя.
Еще 60 лет назад два психолога
Джозеф Луфт и Харри Ингхэм предложили
свою модель, которая не утратила актуальности
и сегодня. Собственно и название Джохари
– это производное от имен психологов.
Модель «Окно Джохари» 5называют по-разному: и модель
самопознания, и модель личностного роста.
Как бы вы ее не называли, суть ее проста
– с помощью окна Джохари можно заглянуть
в себя и попробовать найти свои слабые
стороны и понять, как усилить сильные
стороны. «Окно Джохари» – модель, показывающая,
насколько хорошо Вы знаете самого себя.
Оно выглядит следующим образом: мысленно разделить квадрат на четыре части-зоны :
1 зона – открытая: то, что я знаю о себе
2 зона – слепая: то, что другие знают обо мне
3 зона – скрытая: то, что другие не знают обо мне
4 зона – неизвестная: то, что я не знаю о себе
В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности:
1. Открытая зона – самая важная. Это наш открытый мир, то, что мы знаем о себе и представляем другим как информацию о себе, то, что другие знают о нас. Собственно это и есть Я. Ваше собственное Я. И задача на будущее – перевести все из других зон в эту одну – открытую. То есть все зоны в идеале должны исчезнуть либо быть совсем маленьких размеров. А открытая зона должна быть максимально большой. Работа над расширением открытой зоны длится всю жизнь.
2. Слепая зона – это возможность увидеть «бревно в своем глазу». Это то, что мы не хотим у себя замечать, на что закрываем глаза, это наша завышенная самооценка. Попробуйте ответить себе на вопросы:
Уменьшить эту зону можно только за счет общения с другими людьми. Как бы мы не боялись выглядеть нелицеприятно в своих глазах, лучше об этом знать и что-то делать, чтобы стать лучше. Пусть мы услышим не совсем то, что ожидали, пусть иногда это будет обидно, но кто-то обязательно скажет нам хоть что-то полезное.
3. Скрытая зона – это то, что мы тщательно скрываем от других. Чаще всего то, что мы скрываем, навязано нам социумом: какие-то правила игры, невозможность быть самим собой в той или иной ситуации. Люди, у которых доминирует скрытая зона, мало кому доверяют, они очень скрытны и боятся полностью раскрыться порой даже перед близкими людьми.
Как же избавляться от этой зоны? Нужно уходить от неудобных для вас ситуаций. Если вы презираете вашего начальника, и каждый раз общаясь с ним, переступаете через себя – то проще найти другую работу. Если вы боитесь публичных выступлений, то есть 2 выхода: не выступать и расслабиться, что из вас не выйдет прекрасного оратора; либо пойти на тренинг ораторского искусства и довести свое мастерство до совершенства. Примеров может быть много, основная задача перестать жить во лжи, боясь лишний раз что-то взболтнуть или попасть в неприятную ситуацию.
4. Неизвестная зона – самая, пожалуй, тяжелая. Хотя на самом деле это наш нераскрытый потенциал. Есть ряд вопросов, на которые мы никогда не найдем ответ, пока не попробуем что-то сделать на собственном опыте. Эта зона – возможность самоанализа, возможность постоянного роста, возможность найти в себе скрытые резервы.
Эту зону можно уменьшить за счет выявления неизвестных ранее способностей, освоения новых знаний и навыков, расширения своей зоны комфорта.
При взаимодействии человека с окружающей средой обычно зоны 1-2-3 увеличиваются за счет зоны 4. При развитой привычке к самоанализу человек может эффективно использовать "неизвестное "Я"" для развития своего психологического репертуара, освоения новых знаний и навыков, расширения своей "зоны комфорта". Понятие "зона комфорта" используется для описания ситуаций, в которых человек чувствует себя привычно и комфортно. Расширить эту зону можно за счет выявления неизвестных личности способностей, что и способствует личностному росту.
Как видите – работа над собой с помощью окна Джохари выглядит с одной стороны понятно, с другой стороны придется приложить немало усилий. Тем не менее, осознание и понимание своего "Я" дает возможность избегать многих неприятностей, неудобных или стрессовых ситуаций. Например, если вы знаете, что вы человек не очень трудолюбивый, но увлекающийся, то можете избегать те виды работ, которые вас не увлекают. Если вы любите шутить, но осознали, что ваши шутки не очень остроумны, то вы будете более тщательно подбирать публику для своих шуток. И примеров может быть море. Главное помнить, что процесс самоузнавания непрерывный и никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Как говорится, нет предела совершенству.
Список используемой литературы
1
http://donskih.ru/sekrety-
2
http://studopedia.ru/7_61433_
3 Осипова Е.. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг М.: Чистые пруды. - 32 с., 2007
4 Выготский Л.С. Психология искусства - с. 54., 1986
5
http://www.liveinternet.ru/
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Социальная психология"