Конфликты в детско-родительских отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:18, доклад

Краткое описание

Цель исследования – изучить специфику конфликтов детско-родительских отношений.
Объект исследования – детско-родительские взаимоотношения.
Предмет исследования – конфликт в детско-родительских взаимоотношениях.
Гипотеза – существуют факторы, влияющие на развитие конфликтных детско-родительских взаимоотношений.

Оглавление

Введение
1. Семья как социальный институт формирования личности
1.1 Семья и ее современные модели
1.2 Типы семей
1.3 Семья как социальный институт
2. Психологические особенности конфликтов в детско-родительских отношениях
2.1 Роль родителей в формировании личности ребенка
2.2 Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

  К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.

  У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

  Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений  родителей и детей;

• потребностью это назвать  нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают  в заботы детей, чем дети делятся  с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание  делиться с родителями, чем те вникают  в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в  интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли  в конфликты, взаимное отчуждение—  С. Годник).

  Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

  Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные  действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов  с родителями, сокрытие информации и действий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

  С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот.

  Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

  Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

   Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

   Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

   Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Емельянов С.М. Практикум  по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, - СПб.: Питер, 2001. - 400 с.

2. Леонов Н.И. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2002. - 192 с.

3. Марковская И.М. Тренинг  взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 150с.

4. Овчаров Р.В. Справочная  книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996. – 352 с.

5. Основы психологии семьи  и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.

6. Светлов В.А. Аналитика  конфликта: Учеб. пособие. – СПб.: Росток, 2001. - 512 с.

7. Семейный диагноз и  семейная психотерапия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 352с.

 


Информация о работе Конфликты в детско-родительских отношениях