Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:13, реферат
Раскрывая газеты, включая радио или телевизор, мы постоянно слышим рассуждения об "интересах общества", "перспективах общества", "кризисе общества" и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглянуть в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется "самоочевидным", интуитивно понятным. Однако, проблема в том, что именно "очевидные" понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению.
2.1   Понятие «общество». Классификация обществ  
2.2   Социальные группы. Социальная стратификация  
2.3   Социальная динамика. Развитие общества  
2.4   Культура в обществе
Как правило, все три формы тесно переплетены между собой: люди, принадлежащие к определенному слою по какому-либо параметру, обычно принадлежат к тому же слою и по другим. Главными измерениями стратификации являются доход, объем власти, уровень образования, престиж (уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия), характеризующие каналы доступа к социально значимым благам.
На сегодняшний день наблюдается бурный рост среднего класса - стержневого класса современных обществ. В результате изменяется сама фигура социальной стратификации этих обществ: из традиционно пирамидальной она превращается в ромбовидную.
2.3 Социальные группы. Социальная стратификация
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется или развивается. Причем эти изменения могут быть разными по характеру.
Развитие 
в желаемом направлении, по восходящей 
линии называется прогрессом, п
| Прогресс | Регресс | 
| от низшего к высшему | от высшего к низшему | 
| от менее совершенного к более совершенному | от лучшего к худшему | 
| к большей устойчивости и жизнеспособности общества | к меньшей жизнеспособности и к нестабильности общества | 
Прогресс бывает: эволюционный (постепенный) и революционный (скачкообразный) .
Механизмами 
эволюционного являются реформы
Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям они вполне могут сравниваться с революционными. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и Столыпинская реформа. Они задумались правительством как серия частичных нововведений, но позже вовлекают все общество.
Мировой социальный прогресс находит выражение в том, что происходит
Социологи пытаются увидеть логику социального развития и выделяют ряд этапов. Например, К.Маркс обозначил пять исторических ступеней развития общества, назвав их общественно-экономическими формациями.
| Собственность на средства производства | Общественно-экономическая формация | Основные классы | 
| Общая | Первобытно-общинная | без классов | 
| Частная | Рабовладельческая | Рабовладельцы и рабы | 
| Частная | Феодальная | Феодалы и крестьяне | 
| Частная | Капиталистическая | Капиталисты и рабочие | 
| Общая | Коммунистическая | Без классов | 
Коммунистическая 
стадия как время наиболее справедливого 
общества, как свидетельствует 
Американские социологи Даниел Белл, Уолт Ростоу, французский Раймон Арон преложили теорию трех стадий. Эта теория отражает смену технологических эпох (цивилизаций) и отталкивается от характера и уровня экономики.
| Отличительные признаки | Доиндустриальная стадия | Индустриальная стадия | Постиндустриальная (информационная) | 
| Период возникновения | 6 тыс лет назад | 250 лет назад | Последняя четверть ХХ века | 
| Ключевая сфера экономики | Сельское хозяйство | Промышленность | Сфера услуг (прежде всего наука и образование) | 
| Характеристика экономики | Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда | Массовое товарное производство на основе разделения труда и машинных технологий | Высокоразвитая рыночная экономика, автоматизация и информационно-компьютерные технологии | 
| Основы развития | Традиции | Научно-технический прогресс, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии | Наука, профессионализм, зрелая демократия | 
| Ведущая роль в обществе | Церковь и армия | Промышленно-финансовые корпорации | Университеты как центры научных знаний | 
| Ведущие социальные группы | Священники и феодалы | бизнесмены | Научно-технические специалисты | 
В литературе присутствует точка зрения, что любое общество, как и человек, в своем развитии проходят ряд этапов: рождение, становление, расцвет, падение и гибель (см. Н.Я.Данилевский, А.Тойнби и др.).
2.4. Культура в обществе
Термин 
«культура» латинского происхождения 
и первоначально означал 
Культура 
формируется как важный механизм 
человеческого взаимодействия, помогающий 
людям жить в своей среде, сохранять 
единство и целостность сообщества 
при взаимодействии с другими 
сообществами. Каждое конкретное сообщество 
(цивилизация, государство, народность 
и т. д.) создает на протяжении многих 
веков свою собственную гигантскую суперку
Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык можно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением. Индивиды усваивают зна¬чения знаков и символов в про-цессе социализации, т.е. воспитания и образования.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. В основе убеждений и верований лежит знание. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.
Культура 
это способ духовного освоения действительности 
на основе выявления ценностей. Ценности 
Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало и течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом информировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в про-цессе социализации: обучения, воспитания и т. д.
Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Они являются общими правилами поведения в обществе. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они:
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычай – это привычная норма поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от по-вседневных привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.
С обычаем 
тесно связаны и традиции. Трад
Обычаи и традиции проявляются, прежде всего, в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства.
Обычаи лежат в основе формирования норм морали и права. Обы¬чаи, приобретшие моральное значение называются нравами. Нравы или нормы морали – это правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нравственные представления – это представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.д. Нормы морали – это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в общественном взаимодействии в виде принципов, понятий, идей, оценок.
Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения - ментальности.
На 
основе всего вышеизложенного, культуру 
следует охарактеризовать как целостную 
систему логически сопряженных, 
устойчивых идей, убеждений, ценностей, 
норм, объективируемых в знаково-
В социологии принято выделять следующие типы культур (горизонтальная типологизация):