Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:13, реферат
Раскрывая газеты, включая радио или телевизор, мы постоянно слышим рассуждения об "интересах общества", "перспективах общества", "кризисе общества" и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглянуть в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется "самоочевидным", интуитивно понятным. Однако, проблема в том, что именно "очевидные" понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению.
2.1 Понятие «общество». Классификация обществ
2.2 Социальные группы. Социальная стратификация
2.3 Социальная динамика. Развитие общества
2.4 Культура в обществе
Как правило, все три формы тесно переплетены между собой: люди, принадлежащие к определенному слою по какому-либо параметру, обычно принадлежат к тому же слою и по другим. Главными измерениями стратификации являются доход, объем власти, уровень образования, престиж (уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия), характеризующие каналы доступа к социально значимым благам.
На сегодняшний день наблюдается бурный рост среднего класса - стержневого класса современных обществ. В результате изменяется сама фигура социальной стратификации этих обществ: из традиционно пирамидальной она превращается в ромбовидную.
2.3 Социальные группы. Социальная стратификация
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется или развивается. Причем эти изменения могут быть разными по характеру.
Развитие
в желаемом направлении, по восходящей
линии называется прогрессом, п
Прогресс |
Регресс |
от низшего к высшему |
от высшего к низшему |
от менее совершенного к более совершенному |
от лучшего к худшему |
к большей устойчивости и жизнеспособности общества |
к меньшей жизнеспособности и к нестабильности общества |
Прогресс бывает: эволюционный (постепенный) и революционный (скачкообразный) .
Механизмами
эволюционного являются реформы
Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям они вполне могут сравниваться с революционными. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и Столыпинская реформа. Они задумались правительством как серия частичных нововведений, но позже вовлекают все общество.
Мировой социальный прогресс находит выражение в том, что происходит
Социологи пытаются увидеть логику социального развития и выделяют ряд этапов. Например, К.Маркс обозначил пять исторических ступеней развития общества, назвав их общественно-экономическими формациями.
Собственность на средства производства |
Общественно-экономическая формация |
Основные классы |
Общая |
Первобытно-общинная |
без классов |
Частная |
Рабовладельческая |
Рабовладельцы и рабы |
Частная |
Феодальная |
Феодалы и крестьяне |
Частная |
Капиталистическая |
Капиталисты и рабочие |
Общая |
Коммунистическая |
Без классов |
Коммунистическая
стадия как время наиболее справедливого
общества, как свидетельствует
Американские социологи Даниел Белл, Уолт Ростоу, французский Раймон Арон преложили теорию трех стадий. Эта теория отражает смену технологических эпох (цивилизаций) и отталкивается от характера и уровня экономики.
Отличительные признаки |
Доиндустриальная стадия |
Индустриальная стадия |
Постиндустриальная (информационная) |
Период возникновения |
6 тыс лет назад |
250 лет назад |
Последняя четверть ХХ века |
Ключевая сфера экономики |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
Характеристика экономики |
Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда |
Массовое товарное производство на основе разделения труда и машинных технологий |
Высокоразвитая рыночная экономика, автоматизация и информационно-компьютерные технологии |
Основы развития |
Традиции |
Научно-технический прогресс, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии |
Наука, профессионализм, зрелая демократия |
Ведущая роль в обществе |
Церковь и армия |
Промышленно-финансовые корпорации |
Университеты как центры научных знаний |
Ведущие социальные группы |
Священники и феодалы |
бизнесмены |
Научно-технические специалисты |
В литературе присутствует точка зрения, что любое общество, как и человек, в своем развитии проходят ряд этапов: рождение, становление, расцвет, падение и гибель (см. Н.Я.Данилевский, А.Тойнби и др.).
2.4. Культура в обществе
Термин
«культура» латинского происхождения
и первоначально означал
Культура
формируется как важный механизм
человеческого взаимодействия, помогающий
людям жить в своей среде, сохранять
единство и целостность сообщества
при взаимодействии с другими
сообществами. Каждое конкретное сообщество
(цивилизация, государство, народность
и т. д.) создает на протяжении многих
веков свою собственную гигантскую суперку
Первоосновой любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык можно определить как систему знаков и символов, наделенных определенным значением. Индивиды усваивают зна¬чения знаков и символов в про-цессе социализации, т.е. воспитания и образования.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. В основе убеждений и верований лежит знание. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.
Культура
это способ духовного освоения действительности
на основе выявления ценностей. Ценности
Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало и течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом информировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в про-цессе социализации: обучения, воспитания и т. д.
Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Они являются общими правилами поведения в обществе. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они:
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычай – это привычная норма поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от по-вседневных привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.
С обычаем
тесно связаны и традиции. Трад
Обычаи и традиции проявляются, прежде всего, в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства.
Обычаи лежат в основе формирования норм морали и права. Обы¬чаи, приобретшие моральное значение называются нравами. Нравы или нормы морали – это правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нравственные представления – это представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.д. Нормы морали – это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в общественном взаимодействии в виде принципов, понятий, идей, оценок.
Внутренняя целостность культуры проявляется в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения - ментальности.
На
основе всего вышеизложенного, культуру
следует охарактеризовать как целостную
систему логически сопряженных,
устойчивых идей, убеждений, ценностей,
норм, объективируемых в знаково-
В социологии принято выделять следующие типы культур (горизонтальная типологизация):