Классификация обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:13, реферат

Краткое описание

Раскрывая газеты, включая радио или телевизор, мы постоянно слышим рассуждения об "интересах общества", "перспективах общества", "кризисе общества" и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглянуть в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется "самоочевидным", интуитивно понятным. Однако, проблема в том, что именно "очевидные" понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению.

Оглавление

2.1 Понятие «общество». Классификация обществ
2.2 Социальные группы. Социальная стратификация
2.3 Социальная динамика. Развитие общества
2.4 Культура в обществе

Файлы: 1 файл

Классификация обществ.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

Как правило, все три формы тесно  переплетены между собой: люди, принадлежащие  к определенному слою по какому-либо параметру, обычно принадлежат к  тому же слою и по другим. Главными измерениями  стратификации являются доход, объем  власти, уровень образования, престиж (уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятия), характеризующие  каналы доступа к социально значимым благам.

На  сегодняшний день наблюдается бурный рост среднего класса - стержневого класса современных обществ. В результате изменяется сама фигура социальной стратификации этих обществ: из традиционно пирамидальной она превращается в ромбовидную.

2.3   Социальные группы. Социальная стратификация

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно  изменяется или развивается. Причем эти изменения могут быть разными по характеру.

Развитие  в желаемом направлении, по восходящей линии называется прогрессом, по нис-ходящей - регрессом, упадком.

Прогресс

Регресс

от низшего к  высшему

от высшего к  низшему

от менее совершенного к более совершенному

от лучшего к  худшему

к большей устойчивости и жизнеспособности общества

к меньшей жизнеспособности и к нестабильности общества


 

 

Прогресс  бывает: эволюционный (постепенный) и  революционный (скачкообразный) .

Механизмами эволюционного являются реформы (частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд преобразований, не затрагивающих основ самого общества). Скачкообразного - революции (комплексное изменение всех или большинства сторон общества, это быстрые качественные изменения).

Хотя  реформы предполагают частичные  улучшения, по своим последствиям они  вполне могут сравниваться с революционными. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и Столыпинская реформа. Они задумались правительством как серия частичных нововведений, но позже вовлекают все общество.

Мировой социальный прогресс находит выражение  в том, что происходит

  • рост благосостояния и социальной защищенности людей
  • ослабление конфронтации между людьми
  • стремление людей к согласию и сотрудничеству
  • утверждение политической демократии
  • рост нравственности, духовности людей
  • освобождение человека от подавления государством, диктата коллектива, эксплуатации, замкнутости жизненного пространства, страха за свою безопасность и будущее.

Социологи пытаются увидеть логику социального  развития и выделяют ряд этапов. Например, К.Маркс обозначил пять исторических ступеней развития общества, назвав их общественно-экономическими формациями.

 

 

 

 

 

 

 

Собственность на средства производства

Общественно-экономическая  формация

Основные  классы

     

Общая

Первобытно-общинная

без классов

Частная

Рабовладельческая

Рабовладельцы и  рабы

Частная

Феодальная

Феодалы и крестьяне

Частная

Капиталистическая

Капиталисты и рабочие

Общая

Коммунистическая

Без классов


 

Коммунистическая  стадия как время наиболее справедливого  общества, как свидетельствует исторический опыт, не наступила. Капитализм претерпел  качественные изменения, выявив свою жизнеспособность и эффективность.

Американские  социологи Даниел Белл, Уолт Ростоу, французский Раймон Арон преложили теорию трех стадий. Эта теория отражает смену технологических эпох (цивилизаций) и отталкивается от характера и уровня экономики.

Отличительные признаки

Доиндустриальная стадия

Индустриальная  стадия

Постиндустриальная (информационная)

Период возникновения

6 тыс лет назад

250 лет назад

Последняя четверть ХХ века

Ключевая сфера  экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг (прежде всего наука и образование)

Характеристика  экономики

Малопроизводительное  натуральное хозяйство на базе ручного  труда

Массовое товарное производство на основе разделения труда  и машинных технологий

Высокоразвитая  рыночная экономика, автоматизация  и информационно-компьютерные технологии

Основы развития

Традиции

Научно-технический  прогресс, дух предпринимательства  и конкуренции, свободы и демократии

Наука, профессионализм, зрелая демократия

Ведущая роль в обществе

Церковь и армия

Промышленно-финансовые корпорации

Университеты как  центры научных знаний

Ведущие социальные группы

Священники и  феодалы

бизнесмены

Научно-технические  специалисты


 

В литературе присутствует точка зрения, что любое  общество, как и человек, в своем  развитии проходят ряд этапов: рождение, становление, расцвет, падение и  гибель (см. Н.Я.Данилевский, А.Тойнби и др.).

 

2.4.   Культура в обществе

Термин  «культура» латинского происхождения  и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все  созданное человеком. Культуpaвключает в себя результаты материального и духовного производства. В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура  формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять  единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими  сообществами. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур.

Первоосновой  любой культуры является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа, т.е. осмысленный  опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный  в языке. Язык – это объективная  форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык можно  определить как систему знаков и  символов, наделенных определенным значением. Индивиды усваивают зна¬чения знаков и символов в про-цессе социализации, т.е. воспитания и образования.

Не  менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. В основе убеждений и верований лежит знание. Верования формируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность эмпирическим путем утвердиться в истинности той или иной информации. В отличие от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако связь убеждений и верований со знанием несомненна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.

Культура  это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д.

Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало и течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность; общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом информировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в про-цессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Они являются общими правилами поведения в обществе. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Социальные нормы выполняют в обществе ряд важных функций. Они:

 

  1. служат эталонами поведения;
  2. интегрируют индивидов в группы, а группы в сообщества;
  3. регулируют общий ход социализации;
  4. контролируют поведение.

Исторически первыми социальными нормами  были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычай – это привычная норма поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Человек в своей повседневной жизни постоянно руководствуется привычкой. В отличие от по-вседневных привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.

С обычаем  тесно связаны и традиции. Традиции – это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Главное отличие традиции от обычаев состоит в том, что через понятие «традиция» отражается вертикальный срез культуры – вертикальная ось времени, то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Таким образом, под традицией следует, прежде всего, понимать механизм передачи (трансляции) из поколения в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценностей и т.д.)

Обычаи  и традиции проявляются, прежде всего, в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства.

Обычаи  лежат в основе формирования норм морали и права. Обы¬чаи, приобретшие моральное значение называются нравами. Нравы или нормы морали – это правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нравственные представления – это представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.д. Нормы морали – это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в общественном взаимодействии в виде принципов, понятий, идей, оценок.

Внутренняя  целостность культуры проявляется  в виде устойчивой логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки явлений, предпочтений, убеждений, верований, ценностей, норм поведения - ментальности.

На  основе всего вышеизложенного, культуру следует охарактеризовать как целостную  систему логически сопряженных, устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, объективируемых в знаково-символических  формах, передаваемых из поколения  в поколение и служащих решающим фактором социального взаимодействия, интеграции индивидов и общества и регуляций их деятельности и  поведения.

В социологии принято выделять следующие типы культур (горизонтальная типологизация):

  1. цивилизационные (например, цивилизация Двуречья, древнеиндийская цивилизация и т.д.);
  2. региональные – относящиеся к разным обществам, объединенным природой, территорией или условиями проживания;
  3. этнические – относящиеся к государственно территориальным общностям, в которых сформировалась культура того или иного народа в доиндустриальную эпоху;
  4. национальные – относящиеся к полиэтническим, государственно-территориальным общностям, сформировавшим культуру той или иной нации на индустриальном и более позднем этапах развития;
  5. локальные – относящиеся к сообществам, связанным условиями проживания и взаимодействия на той или иной конкретной территорий.

Информация о работе Классификация обществ