Эволюция моделей экономического поведения в экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

Смена социально-экономической ситуации на рубеже XX — XXI веков затрагивает многие страны мира, в том числе происходит глубокая трансформация общественного устройства России. Социально-экономические сдвиги затронули все сферы общественной жизни: условия экономической деятельности, механизм управления, уровень развития экономики, политическую сферу.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

 

Кризис тоталитарного  общества, его морали и культуры теснейшим образом переплетается  с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной экономической  культуры на уровне ценностей - это  отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика  эффективно заработает лишь тогда, когда  указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию для трудовой деятельности.

 

В системе  экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди  них ведущую роль играет такая  ценность, как частная собственность.

 

В России традиционно, особенно в конце ХIХ - начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».

 

Так, историк  С.С. Ольденберг приводит ряд убедительных высказываний, подтверждающих, что русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели. В результате, по мнению П. П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе

 

Отсутствие  традиции уважительного отношения  к частной собственности сделало  невозможным защиту института предпринимательства  после 1917 года. Малочисленная буржуазия  позволила себя ликвидировать как  класс.

 

Второй составной  частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических  знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции  экономического поведения обусловлена  тем, что он относится к рациональному  типу социального действия.

 

Уровень экономической  культуры, связанный с нормативным  регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

 

1. профессиональные  нормы и профессиональная этика;

2. ролевые  предписания, относящиеся к различным  типам

3. экономического  поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)

4. рыночный  механизм.

 

4. Подходы к изучению экономического поведения человека

 

Предметом изучения дисциплин, относящихся к общественным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение.

 

В широком  смысле можно сказать, что все  содержание экономической науки  состоит из описания человеческого  поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения  требует от общественных наук его  обобщения, типизации. На практике это  проявляется в использовании  определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление  о человеческой природе.

 

Одни и  те же явления из области человеческого  поведения могут быть рассмотрены  с использованием разных методов. Экономическая  психология анализирует хозяйственное  поведение людей - покупателей, налогоплательщиков, предпринимателей - с помощью инструментов психологической науки. С другой стороны, к ней примыкает психологическая, или поведенческая, экономическая  теория (behavioural economics), использующая отдельные психологические категории (уровень притязаний, когнитивный диссонанс и пр.) в рамках экономических моделей. Существуют примеры плодотворного применения к одним и тем же проблемам экономических и социологических методов анализа.

 

Единого, «классического», определения модели человека в современной  экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три  группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, благодаря которым средства ведут  к достижению целей (наиболее важными  из таких процессов являются производство и потребление). Методологи экономической  науки применяют различные группировки  и описания отдельных свойств  экономического человека.

 

Однако разночтения  между многочисленными определениями  не всегда существенны. Представления  большинства современных исследователей можно свести к следующим:

 

1. Экономический  человек находится в ситуации, когда количество доступных ему  ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить  все свои потребности и поэтому  вынужден делать выбор.

 

2. Факторы,  обусловливающие этот выбор, делятся  на две строго различающиеся  группы: предпочтения и ограничения.  Предпочтения характеризуют субъективные  потребности и желания индивида, ограничения -- его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.

 

Предпочтения  экономического человека более устойчивы, чем его ограничения. Поэтому  экономическая наука рассматривает  их как постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает  реакцию индивида на изменение ограничений.

 

3. Экономический  человек наделен способностью  оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.

 

4. Делая выбор,  экономический человек руководствуется  собственными интересами, которые  могут при этом включать и  благосостояние других людей  (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются  его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов  по сделке и не принятыми  в обществе нормами, традициями  и т. д.

 

5. Находящаяся  в распоряжении экономического  человека информация, как правило,  является ограниченной -- ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов -- и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации.

 

Время, в течение  которого необходимо принять решение, является наряду с доходом одним  из ресурсных ограничений, а издержки поиска -- одним из ценовых ограничений.

 

6. Выбор экономического  человека является рациональным  в том смысле, что из известных  вариантов выбирается тот, который,  согласно его мнению или ожиданиям,  в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает: люди выбирают то, что они предпочитают, - она просто устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актом выбора или действием. При этом мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть только случайными, а не систематическими.

 

5. Формы проявления экономического поведения

 

Экономическое поведение. Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивид постоянно  ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. Должно существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В противном случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: «максимум, дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда».

 

Существуют  различные формы экономического поведения и в сфере распределения  и потребления.

 

Экономическое поведение характеризуется понятием «эффективность». Применительно к  производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами  и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику. Под экономической  эффективностью труда на рабочем  месте обычно понимают производительность труда, затраты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере  воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.

 

На экономическое  поведение в разной степени оказывает  влияние ряд факторов:

 

· технический (использование новой техники и технологии);

· организационный; (пути улучшения организации производства и труда), социально-экономический (влияние  условий, содержания труда, его нормирования и оплаты),

· социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в  коллективе),

· личностный (образовательный и культурный уровень  работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.).

Важным фактором, детерминирующим экономическое  поведение работника, является его  отношение к форме собственности (когда работник является полным или  частичным собственником средств производства).

 

Формирование  рыночных отношений, их большая или  меньшая социальная направленность, существующая структура занятости  создают свои особые предпосылки  экономического поведения разных групп  в социальном сообществе. Через экономические  формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, социальными группами) реализуется  способность соотносить свой образ  мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки  с реальной хозяйственной практикой  для решения социально-экономических  задач. Полнота реализации субъектом  своих сущностных сил свидетельствует  как о мере его включенности в  экономическую деятельность, так  и о возможности последней  стимулировать эту деятельность.

 

Многих мыслителей (особенно с конца XVIII с.) интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные  интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтобы опровергнуть общепринятое мнение, А. Смиту пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.

 

А. Смит выделяет пять главных условий, которые «компенсируют  малый денежный заработок в одних  занятиях и уравновешивают большой  заработок в других:

 

1) приятность  или неприятность самих занятий;

2) легкость  и дешевизна или трудность  и дороговизна обучения им;

3) постоянство  или непостоянство занятий;

4) большее  или меньшее доверие, оказываемое  тем лицам, которые занимаются  ими;

5) вероятность  или невероятность успеха в  них».

 

Альтернативные  варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

 

Экономическое поведение в самом общем виде -- это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.

 

В общении  между собой, особенно по поводу распределения  и потребления ограниченных экономических  ресурсов, субъекты преследуют свои экономические  интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка  их экономического поведения, позволяющая  во многом его предсказывать. В обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов (в чем  бы они ни состояли). Последнее обстоятельство очень помогает предсказать экономическое  поведение.

 

Оно оказывается  также полезным, когда требуется  повлиять на экономическое поведение  других людей. В процессе общественного  сотрудничества, действуя в собственных  интересах, люди создают возможности  выбора для других, и общественная координация формируется как  процесс непрерывного взаимного  приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

Информация о работе Эволюция моделей экономического поведения в экономической теории