Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:00, реферат
Смена социально-экономической ситуации на рубеже XX — XXI веков затрагивает многие страны мира, в том числе происходит глубокая трансформация общественного устройства России. Социально-экономические сдвиги затронули все сферы общественной жизни: условия экономической деятельности, механизм управления, уровень развития экономики, политическую сферу.
Кризис тоталитарного
общества, его морали и культуры
теснейшим образом
В системе экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.
В России традиционно, особенно в конце ХIХ - начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».
Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд убедительных высказываний, подтверждающих, что русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели. В результате, по мнению П. П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе
Отсутствие
традиции уважительного отношения
к частной собственности
Второй составной
частью экономической культуры является
совокупность инструментальных и научно-теоретических
знаний. Важность этого компонента
в ценностно-нормативной
Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:
1. профессиональные
нормы и профессиональная
2. ролевые
предписания, относящиеся к
3. экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)
4. рыночный механизм.
4. Подходы к изучению экономического поведения человека
Предметом изучения дисциплин, относящихся к общественным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение.
В широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе.
Одни и
те же явления из области человеческого
поведения могут быть рассмотрены
с использованием разных методов. Экономическая
психология анализирует хозяйственное
поведение людей - покупателей, налогоплательщиков,
предпринимателей - с помощью инструментов
психологической науки. С другой
стороны, к ней примыкает
Единого, «классического»,
определения модели человека в современной
экономической науке не существует.
В общем виде модель экономического
человека обязана содержать три
группы факторов, представляющих цели
человека, средства для их достижения
(как вещественные, так и идеальные)
и информацию (знание) о процессах,
благодаря которым средства ведут
к достижению целей (наиболее важными
из таких процессов являются производство
и потребление). Методологи экономической
науки применяют различные
Однако разночтения
между многочисленными
1. Экономический
человек находится в ситуации,
когда количество доступных
2. Факторы,
обусловливающие этот выбор,
Предпочтения
экономического человека более устойчивы,
чем его ограничения. Поэтому
экономическая наука
3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.
4. Делая выбор,
экономический человек
5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной -- ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов -- и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации.
Время, в течение которого необходимо принять решение, является наряду с доходом одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска -- одним из ценовых ограничений.
6. Выбор экономического
человека является
5. Формы проявления экономического поведения
Экономическое
поведение. Всякое поведение должно
ориентироваться на результат, на количество
и качество затраченных человеческих
ресурсов. Применяя свои профессиональные
способности, индивид постоянно
ориентируется на оптимальный баланс
между затратами и их компенсацией.
Должно существовать устойчивое равновесие
в процессе обмена и в процессе
производства. В противном случае,
при отсутствии компенсации (товарно-денежной,
натуральной, экономической, социальной),
будет наблюдаться падение
Существуют
различные формы экономического
поведения и в сфере
Экономическое
поведение характеризуется
На экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд факторов:
· технический (использование новой техники и технологии);
· организационный;
(пути улучшения организации
· социально-психологический
(сюда входят удовлетворенность трудом,
морально-психологический
· личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.).
Важным фактором,
детерминирующим экономическое
поведение работника, является его
отношение к форме
Формирование
рыночных отношений, их большая или
меньшая социальная направленность,
существующая структура занятости
создают свои особые предпосылки
экономического поведения разных групп
в социальном сообществе. Через экономические
формы деятельности субъектом (индивидами,
слоями, социальными группами) реализуется
способность соотносить свой образ
мышления, свои экономические знания
и мировоззренческие установки
с реальной хозяйственной практикой
для решения социально-
Многих мыслителей (особенно с конца XVIII с.) интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтобы опровергнуть общепринятое мнение, А. Смиту пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.
А. Смит выделяет пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
1) приятность
или неприятность самих
2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
3) постоянство или непостоянство занятий;
4) большее
или меньшее доверие,
5) вероятность или невероятность успеха в них».
Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.
Экономическое поведение в самом общем виде -- это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.
В общении
между собой, особенно по поводу распределения
и потребления ограниченных экономических
ресурсов, субъекты преследуют свои экономические
интересы, удовлетворяют свои насущные
потребности. Это вторая предпосылка
их экономического поведения, позволяющая
во многом его предсказывать. В обществе,
широко использующем деньги, каждый предпочитает
иметь их больше, потому что деньги
расширяют возможности
Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
Информация о работе Эволюция моделей экономического поведения в экономической теории