Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 01:22, реферат
Повсеместная деградация потенциалов общества, человека и государства налицо. Когда-нибудь наступит отрезвление, будет восстановлен приоритет национальных интересов России как основных ориентиров ее государственной политики, но это потребует не одного года. Системно проблему, возможно, решить только при другой модели развития государства. Но и в рамках либеральной парадигмы можно частично преобразовать содержание социально значимой деятельности в стране. Существуют задачи, которые необходимо решать уже сегодня.
III этап —
с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период
времени наблюдается переход от государственной
благотворительной деятельности к частной
благотворительности. Зарождаются общественные
филантропические организации. Одна из
них — «Императорское человеколюбивое
общество», в котором был и сосредоточены
денежные благотворительные пожертвования
частных лиц, включая и особ императорской
фамилии.
Как и в Западной Европе, в России постепенно
формировалась сеть благотворительных
учреждений и заведений, налаживались
и совершенствовались механизмы благотворительной
помощи, которой охватывался все более
широкий крут детей с разными социальными
проблемами: болезнь или дефект развития,
сиротство, бродяжничество, беспризорность,
проституция, алкоголизм и т. д.
Общественные филантропические деяния
распространились и на детей с физическими
недостатками. Были организованы приюты
для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов,
где их образовывали и обучали различным
ремеслам в соответствии с их недугом.
Попечительство о глухонемых детях, основанное
еще императрицей Марией Федоровной, содержало
за счет своих средств шкоды, учебные мастерские,
приюты и убежища для детей, выдавало пособия
семьям, имеющим глухонемых иждивенцев.
Бедным воспитанникам выдавалось казенное
обеспечение.
Не менее значительным было Попечительство
Марии Александровны о слепых детях. Основным
источником дохода Попечительства был
кружечный сбор — материальное пожертвование
всех церквей и монастырей, которое собиралось
на пятой неделе после Пасхи. В училища
принимались дети от 7 до 11 лет на полное
казенное содержание в случае крайней
нужды.
В1882 г. открылось Общество попечения о
бедных и больных детях «Синий крест»,
руководила которым Великая: Княгиня Елизавета
Мавриклевна. Уже в 1893 г, в рамках этого
общества появилось отделение защиты
детей от жестокого обращения, включая
убежища и общежития с мастерскими.
В это же время на средства частной предпринимательницы
А. С. Балицкой был создан первый приют
для калек и парализованных детей. В конце
XIX в. становится необходимым открытие
приютов для детей-идиотов и эпилептиков,
которые также, требуют специального ухода
и заботы. Такую благородную миссию взяло
на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего
возраста и идиотов, которое открыло приют
для детей-идиотов в Петербурге. Там же
врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает
врачебно-воспитательное заведение для
умственно отсталых детей, преследуя цель
содействовать детям с проблемами психического
здоровья в обучении их честной трудовой
жизни.
Таким образом, система общественно-государственного
призрения детей в России в конце XIX века
представляла собой разветвленную сеть
благотворительных обществ и учреждений,
деятельность которых значительно опередила
становление профессиональной социальной
работы и социальной педагогики в Европе.
В этот период благотворительность принимает
светский характер. Личное участие в ней
воспринимается обществом как морально-нравственный
поступок. Благотворительность связывается
с благородством души и считается неотъемлемым
делом каждого.
Примечательной чертой этого периода
является зарождение профессиональной
помощи и появление профессиональных
специалистов. Начинают организовываться
различные курсы, ставшие началом профессионального
обучения кадров для социальных служб.
«Социальная школа» была образована на
юридическом факультете Психоневрологического
института, где одной из кафедр была «кафедра
общественного призрения» (октябрь 1911
г.). В этом же году был сделан первый набор
студентов по специальности «общественное
призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый
и второй съезды деятелей социальной сферы.
Одним из важнейших направлений деятельности
ученых и практиков в этот период было
оказание помощи и построение системы
воспитательно-исправительных учреждений,
куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал
Благотворительный совет и образованная
им специальная Детская комиссия, которая
осуществляла статистический сбор данных
о детях, исключенных из школы или выгнанных
из приютов за дурное поведение; контролировала
условия содержания малолетних преступников;
содействовала в открытии детских приютов.
Вопросам исправления малолетних преступников
путем психического воздействия на почве
любви к ближнему были посвящены съезды
представителей русских исправительных
заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года
прошло 8 съездов), В России широкие масштабы
принимала просветительская деятельность
по отношению к малолетним преступникам.
Читались лекции, проводились беседы по
вопросам деятельного участия каждого
гражданина в судьбе ребенка, совершившего
правонарушение. Открывались благотворительные
общества, которые на собственные деньги
создавали учреждения для оказания помощи
детям, вставшим на путь преступления.
В начале XX в. в России успешно развивалась
система социальных служб. В 1902г. действовало
11400 благотворительных учреждений, 19108
попечительских советов. Только в Петербурге
их приход составил 7200 рублей, по тем временам
сумма огромная. Деньги шли на создание
учебно-воспитательных учреждений, содержание
домов для бедных детей, ночных приютов
для бродяжек, народных столовых, амбулаторий
и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось
устойчивое положительное отношение к
благотворительности.
IV этап —
с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным
моментом в развитии благотворительности
в России стала Октябрьская революция
1917 г. Большевики осудили благотворительность
как буржуазный пережиток, а поэтому любая
благотворительная деятельность была
запрещена. Ликвидация частной собственности
закрыла возможные источники частной
благотворительности. Отделение церкви
от государства и фактически ее репрессирование
закрыло путь церковной благотворительности.
Уничтожив благотворительность, которая
являлась реальной формой помощи нуждающимся
детям, государство взяло на себя заботу
о социально обездоленных, число которых
в результате острейших социальных катаклизмов
(первой мировой войны, нескольких революций,
гражданской войны) резко возросло. Сиротство»
беспризорность, правонарушения среди
подростков, проституция несовершеннолетних
— острейшие социальные и педагогические
проблемы того периода, которые требовали
своего решения.
Советская Россия поставила задачу борьбы
с детской беспризорностью и ее причинами.
Этими вопросами занимались так называемые
соцвосы — отделы социального воспитания
при органах власти всех уровней. Выли
созданы учреждения по социально-правовой
охране несовершеннолетних, в вузах Москвы
и Ленинграда была начата подготовка специалистов
для системы социального воспитания.
В этот период активно начала развиваться
педология, которая ставила перед собой
задачу на основе синтезированных знаний
о ребенке и среде обеспечить наиболее
успешное его воспитание: помочь детям
учиться, предохраняя детскую психику
от перегрузок, безболезненно овладевать
социальными и профессиональными ролями
и т. д.
20-е гг. пришлось появление целой плеяды
талантливых педагогов и психологов —
как ученых, так и практиков, в числе которых
А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий,
Л.С. Выготский и многие другие. Их научные
труды, впечатляющие достижения в практической
работе по социальной реабилитации «трудных»
детей и подростков (Первая опытная станция
Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького
и др.) получили заслуженное международное
признание. Однако система социального
воспитания и педология развивались недолго,
фактически они прекратили свое существование
после печально известного постановления
1936 г. «О педологических извращениях в
системе Наркомпроса». Педологии была
инкриминирована роль «антиленинской
теории отмирания школы», будто бы растворяющей
последнюю в среде. Многие представители
этой теории были репрессированы, а социальное
воспитание и понятие среды дискредитированы
и изъяты из профессионального сознания
педагогов на долгие годы. С 30-х годов,
названных в нашей истории «великим переломом»,
опустился «железный занавес», надолго
отделивший советских ученых и практиков
от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном
государстве произошла подмена общечеловеческих
ценностей на классовые. Провозглашение
утопической идеи построения самого совершенного
и справедливого общества, ликвидации
всех пережитков прошлого, в том числе
и социальных бед, сделало закрытой тему
социальных проблем и систему социальной
помощи нуждающимся детям. Новые социальные
потрясения, связанные с Великой Отечественной
войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение
детей. «Теперь, когда тысячи советских
детей лишились родных и остались без
крова, — писала газета «Правда», — их
нужды должны быть приравнены к нуждам
фронта». Изменяется отношение общественности
к социально обездоленным детям — к ним
стали относиться как к жертвам войны.
Государство пытается решить их проблемы
путем создания школ-интернатов для эвакуированных
детей, расширения сети детских домов
для детей воинов и партизан. Но наряду
с этим фактически возрождается благотворительность
(хотя это слово и не употребляется), которая
проявляется в открытии специальных счетов
и фондов, в перечислении солдатами и офицерами
денег для детей, в передаче личных сбережений
населения на их нужды, В 60- 70 гг. в педагогической
науке и практике наметился явный поворот
в сторону социальной педагогики, создания
и развития ее организационных форм и
институтов, возобновления теоретических
исследований в области педагогики среды,
связанных с разработкой системного подхода
в обучении и воспитании.
На основе изучения исторических особенностей развития благотворительности в России и анализа современного состояния осуществления практики благотворительности, можно отметить, что с каждым годом число частных благотворителей увеличивается в целом по стране. Так же увеличивается количество выделяемых грантов и проводимых конкурсов, как со стороны отечественных грантодавателей, так и со стороны зарубежных доноров.
С каждым месяцем пополняется армия добровольцев, готовых безвозмездно оказывать посильную помощь нуждающимся категориям граждан. Все меньше в нашей стране становиться обывателей, люди стали стремиться к участию в судьбе других людей, участию в общем деле - становлению и развитию нашей страны.
На основе этого можно сделать вывод о том что «третий сектор» стабильно развивается и будет продолжать развиваться.
А значит, будет увеличиваться число грантов, фондов, благотворительных организаций, и просто числа благотворителей, готовый поддерживать незащищенные слои населения.
Если на Западе частная благотворительность дело обычное и почетное, зачастую состоятельные люди значительную часть своего капитала передают в благотворительные фонды, а наследникам оставляют лишь необходимый «прожиточный минимум», то в России к благотворительности относятся пока настороженно: большинство граждан мало знают о реальной помощи, которую оказывают благотворительные организации, и не верят в то, что переданные им деньги дойдут до тех, кто в них нуждается. 7
Кроме того, благотворительность в крупных размерах - дело щекотливое и иногда даже опасное: во-первых, приходится платить дополнительные налоги, а, во-вторых, подобная щедрость может вызвать нездоровый интерес у государственных и налоговых органов. Поэтому если корпоративная благотворительность у нас стала уже явлением обычным и даже почти обязательным, то частная - распространена гораздо меньше, чем на Западе, и часто носит анонимный характер. Тем не менее, и в нашей стране отдельные граждане и даже целые семьи принимают какие-то проблемы настолько близко к сердцу, что даже решаются на создание специальных фондов для их решения. Первые частные благотворительные фонды появились в России в самом конце 90-х годов. Рассмотрим самые крупные из них.
Реализовал более 400 благотворительных программ в области образования и науки, культуры, духовного возрождения и общественного здравоохранения в 42 регионах России. Интересы его весьма разнообразны: поддержка науки и талантливой молодежи, материальное обеспечение школ, реабилитация инвалидов, восстановление монастырей и храмов и т.д. Самая масштабная программа фонда - «Храмы России»: восстановление и строительство храмов- обходится ежегодно в $7 млн.
Благотворительный фонд Владимира Потанина был создан в 1999 году для поддержки отечественного образования и культуры и формируется из его личных средств и отчислений компании «Интеррос».
Ежегодно фонд выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий талантливым студентам и курсантам, обучающимся в ведущих государственных учебных заведениях России, а также перспективным преподавателям. Кроме того, фонд оказывает поддержку российским музеям, которые предлагают наиболее интересные культурные проекты. Ежегодные благотворительные выплаты фонда составляют порядка $8-10 млн.
Благотворительный фонд В. Потанина является членом Европейского центра фондов, учредителем и членом Российского форума доноров. Развитием фундаментальной науки и образования в России занимается благотворительный фонд «Династия», - первый в России нового времени семейный благотворительный фонд, созданный в 2001 году на средства основателя «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») Дмитрия Зимина и членов его семьи.
Деятельность фонда направлена на поиск и поддержку талантов, их идей и проектов в области естественных и общественных наук. Приоритетные направления деятельности Фонда - развитие фундаментальной науки и образования в России, создание условий для работы ученых на родине, популяризация науки и просвещение.
«Династия» занимается развитием фундаментальной науки и образования в России. Ведет 20 программ и проектов, направленных на поддержку и популяризацию науки, развитие образования и просвещения и создание условий для работы ученых на родине. Ежегодно проводится 10 открытых грантовых конкурсов: для молодых физиков-теоретиков, молодых математиков и биологов, осуществляет программы поддержки школьных учителей физики и математики, и одаренных школьников, содействует популяризации науки, а также просвещению в области общественных наук, конкурс «Научный музей в XXI веке» и др. За время работы из небольшого частного фонда «Династия» превратилась в один из крупнейших, профессионально работающих благотворительных фондов страны. Число грантов, которые ежегодно выдает фонд, за время его существования выросло более чем в 6 раз. Бюджет прошлого года - $5 млн.
С 2005 г. Фонд возглавляет совет Форума доноров - крупнейшей ассоциации российских и зарубежных грант дающих организаций.
Президент корпорации «Уралсиб» Николай Цветков в 2004 году учредил фонд «Виктория», названный в честь его младшей дочери.
Ведет свою деятельность на территории 42 регионов Российской Федерации. Бюджет фонда составляет более $3 млн. Примерно столько же предоставляет для помощи больным детям, воспитанникам коррекционных и обычных детских домов и интернатов фонд «Абсолют-Помощь», созданный в 2002 году на средства Александра Светакова и его инвестиционной компании «Абсолют».
Председатель совета директоров ЗАО «Ренова» Виктор Вексельберг в 2004 году создал целых два фонда. Один из них - «Связь времен» - занимается возвращением в Россию исторически значимых произведений искусства, находящихся за рубежом. Самым известным проектом стало приобретение коллекции яиц Фаберже: сделка оценивалась в 100 млн. долл. Фонд планирует создать в здании Шуваловского дворца в Петербурге первый в России частный музей, где будет выставлена коллекция самого фонда, а также будут проводиться выставки и других коллекционеров. Музеи для выставок частных коллекций планируется создать еще в нескольких городах России. Другой фонд - «Добрый век» оказывает поддержку людям с психическими заболеваниями и занимается реформой системы психиатрической помощи.
В 2004 году генеральный директор и председатель правления ОАО ГМК «Норильский никель» Михаил Прохоров, создал «Фонд культурных инициатив» для поддержки проектов в сфере науки, образования и просвещения, спорта и здоровья, а также художественных инициатив и театральных проектов. Изначально деятельность фонда охватывала лишь район Большого Норильска, однако теперь он работает также в Красноярском крае, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на федеральном и международном уровнях. На момент создания Фонда его годовой бюджет составлял $1 млн., в настоящее время - более $10 млн. Одним из крупных региональных фондов является такжефонд Александра Хлопонина, поддерживающий социокультурные инициативы на территории Таймырского Долгано-Ненецкого Автономного округа. За счет средств фонда проводился фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» Красноярского края, организуются стажировки и языковые курсы для педагогов по системе международного бакалавриата.
Этот список далеко не исчерпывающий. Сегодняв России существует более 20 крупных частных фондов и множество мелких фондов и просто благотворителей, о которых общественность почти ничего не знает.
Информация о работе Этапы развития благотворительности в России