Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 01:22, реферат
Повсеместная деградация потенциалов общества, человека и государства налицо. Когда-нибудь наступит отрезвление, будет восстановлен приоритет национальных интересов России как основных ориентиров ее государственной политики, но это потребует не одного года. Системно проблему, возможно, решить только при другой модели развития государства. Но и в рамках либеральной парадигмы можно частично преобразовать содержание социально значимой деятельности в стране. Существуют задачи, которые необходимо решать уже сегодня.
Содержание :
Повсеместная деградация потенциалов общества, человека и государства налицо. Когда-нибудь наступит отрезвление, будет восстановлен приоритет национальных интересов России как основных ориентиров ее государственной политики, но это потребует не одного года. Системно проблему, возможно, решить только при другой модели развития государства. Но и в рамках либеральной парадигмы можно частично преобразовать содержание социально значимой деятельности в стране. Существуют задачи, которые необходимо решать уже сегодня.
История благотворительности в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения не только историками, но и социологами, психологами, юристами, а так же исследователями других гуманитарных наук. Причин такого изучения можно выделить несколько.
Во-первых, обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходных с ситуацией в начале ХХ века. Экономические реформы привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей проживающих за чертой бедности, появлению нищенства. Распад СССР и последующие конфликты на его окраинах породили потоки беженцев и мигрантов, увеличилось число осиротевших семей. Упадок системы детского досуга и отдыха, обострившиеся в результате проблемы наркомании и алкоголизма, вызвали увеличение числа беспризорных детей.
Во-вторых, сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят крупные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, снижается уровень жизни, идет дискриминация по национальным, религиозным и другим признакам. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этой ситуации возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу нуждающихся людях. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу. Следует отметить развитие не только государственных структур, но и частных благотворителей, а так же возрождение института церкви. В государстве насчитывается несколько тысяч различных объединений.
В-третьих, опыт организации взаимодействия государственных, общественных и частных форм поддержки нуждающихся в разные периоды истории России может быть полезен при подготовке новых работников в социальной сфере.
В связи с этим актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентации и представлений, которые вырабатывались нацией веками.
Цель работы это изучение становления и развития благотворительности в России и ее современное состояние.
За последнее десятилетие в нашу жизнь стало входить множество новых и старых понятий связанных с благотворительностью. Мы не редко слышим о спонсорах и фондах, технической помощи, грантах и пожертвованиях. Пишут о донорах, филантропах и меценатах. Итак, приступая к рассмотрению благотворительности на современном этапе, вначале следует определиться с рядом основных понятий.
Фирсов М.В. дает различную трактовку понятия благотворительность (charity) в зависимости от исторической эпохи до ХХ века «под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи нуждающимся; в ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся».1
С одной стороны, благотворительность - это помощь нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В этом смысле благотворительность тесно связана с милосердием (mercy) которое есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых)» 2Такая благотворительность осуществляется чаще всего через пожертвования или подаяния, а получателем помощи являться страждущие люди, можно сказать, что это чистая благотворительность или благотворительность в узком смысле слова. От милосердия произошел ряд таких понятий как милостыня (подаяние, плата), милость (благосклонность), миление (сострадание).
К благотворительности тесно примыкает и понятие филантропии. Хотя оно и более широкое, например В.И. Даль трактует филантропию как «человеколюбие, заботу об улучшении участи человечества»3 очень часто можно встретить определение филантропии как синонима благотворительности.
Благотворительные средства могут быть направлены на повышение благосостояния частного лица или организации, что способствует активизации его деятельности. Можно дать деньги или оборудование больнице или школе, театру или музею, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Если у благотворителя выявились свои пристрастия, и ему понравилось регулярно поддерживать нечто общественно полезное, а особенно культуру, его могут называть меценатом.
В толковом словаре русского языка, «меценат - это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует, какому либо делу или начинанию4. Произошло это понятие от древнеримского вельможи Мецената (I век до н.э.), покровительствовавшего когда-то поэтам и художникам.
Еще есть спонсора и о них мы слышим чаще всего. Спонсоры обычно поддерживают, какое либо важное мероприятие, строительство или создание чего-нибудь, помогают полезной, на их взгляд, организации. Поддержка оказывается как деньгами, так и услугами или продукцией спонсора. Так же существует понятие информационного спонсора акции или события.
Среди основных форм благотворительной поддержки различают пожертвование, грант и техническую помощь.
Историография благотворительности выстраивается на междисциплинарной основе, совмещающей собственно историческое изучение с подходами других социогуманитарных дисциплин. Это объясняется не столько отсутствием специальной «летописи» и «хроники» благотворительности в новой России, сколько многосторонностью самого объекта исследования. В благотворительности как социокультурном явлении тесно переплетаются моральные (милосердие к другим), экономические (интересы участников благотворительной деятельности), правовые (предписанные и императивные функции закона) и социологические (укрепление солидарности в обществе) аспекты. Все эти направления и их составляющие рассматриваются, прежде всего, в историческом плане становления и институционализации благотворительности как структурной целостности. В этой связи исследуются четыри периода истории благотворительности в новой России.
1 этап —
IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность
начиналась с деятельности отдельных
лиц и церкви и не включалась в обязанности
государства.
Добрыми делами, милосердным отношением
к нуждающимся прославился великий князь
Владимир, которого в народе называли
«Красное солнышко», Будучи от природы
человеком широкой души, он призывал и
других заботиться о ближнем, быть милосердным
и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир
положил начало и осуществил ряд мероприятий
по приобщению россиян к просвещению и
культуре. Он учредил училища для обучения
детей знатных, среднего состояния и убогих,
видя в образовании детей одно из главных
условий развития государства и духовного
становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший
престол в 1016 г., учредил сиротское училище,
в котором обучал на своем иждивении 300
юношей.5
В тяжелый период междоусобиц и войн, когда
появилось огромное количество людей,
нуждающихся в материальной и моральной
помощи, именно церковь взяла на себя эту
благородную миссию. Она вдохновляла русский
народ на борьбу за национальное возрождение
и имела исключительно важное значение
для сохранения в народе присущей ему
духовности, веры. В добро, не давала ему
озлобиться и утратить нравственные ориентиры
и ценности. Церковь создала систему монастырей,
где находили приют нищие и страждущие,
обездоленные, сломленные физически и
морально. В отличие от западной церкви,
которая видела свою основную благотворительную
задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных,
т. е. дать им приют и пропитание, русская
церковь взяла на себя выполнение трех
важнейших функций: обучения, лечения,
призрения. В России среди монастырей
и крупных храмов не было таких, которые
не содержали бы больницы, богадельни,
или приюты. Среди священников мы находим
немало ярких примеров, когда их жизнь
и деяния посвящались помощи людям. Так,
вызывают глубокое уважение и восхищение
Преподобный Серафим Саровский, Старец
Амвросий, что служил людям верой и прав-дою
в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский
и многие другие, Они учили словом и делом
соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать
достойные образцы поведения, относиться
уважительно к людям, заботиться о детях,
совершать акты милосердия и любви к ближнему.
Но традиции благотворительности в русском
народе не ограничивались деятельностью
церкви и отдельных князей. Простые люди
часто оказывали поддержку друг другу,
и в первую очередь — детям. Дело в том,
что в этот период дети не осознавались
государством и церковью как ценность
для общества. Епископы домонгольского
периода, по свидетельствам историков,
не ознаменовали себя ничем в деле оказания
помощи детям, особенно брошенным матерями,
тогда как народ не оставался безучастным
к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой —не без места, а мертвый —не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей примитивности дома для
убогих детей являлись выражением народной
заботы о сиротах, проявлением человеческого
долга перед детьми. Скудельники следили
за их физическим развитием, с помощью
сказок передавали им нравственные правила
человеческого общежития, а коллективные
отношения сглаживали остроту детских
переживаний.
К началу XVI в., наряду с личным участием
любого человека в благотворительной
деятельности, в деле оказания помощи
нуждающимся наметилась новая тенденция,
связанная с благотворительной деятельностью
государства. В частности, на Стоглавом
Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный
высказал идею о том, что в каждом городе
необходимо выявлять всех нуждающихся
в помощи — убогих и нищих, строить специальные
богадельни и больницы, где им был бы обеспечен
приют и уход.6
II этап —
с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период
происходит зарождение государственных
форм призрения, открываются первые социальные
учреждения. Историю призрения детства
на Руси связывают с именем царя Федора
Алексеевича, а точнее — с его указом (1682
г.), в котором говорилось о необходимости
обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого
реформатора — Петра I, который в свое
правление создал государственную систему
призрения нуждающихся, выделил категории
нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы
с социальными пороками, урегулировал
частную благотворительность, закрепил
законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных -- в художественные училища.
Екатерина Великая реализовала замысел
Петра I строительством вначале в Москве(1763
г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских
воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Благотворительная деятельность Российского
императорского двора, прежде всего его
женской половины, приобретает в этот
период форму устойчивой традиции. Так,
Мария Федоровна, жена Павла I и первый
министр благотворительности, проявляла
большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет
императору доклад о работе воспитательных
домов и приютов, в котором, в частности,
предлагается «...отдавать младенцев (сирот)
на воспитание в государевы деревни к
крестьянам «доброго поведения». Но только
когда малыши в воспитательных домах окрепнут,
а главное — после оспопривития. Мальчики
могут жить в приемных семьях до 18 лет,
девочки — до 15 ». Как правило, эти дети
вступали в брак в деревне, а их будущее
управлялось органами общественного призрения.
Так было положено начало системе воспитания
сирот в семьях, а чтобы воспитатели были
«искусны и умелы», Мария Федоровна на
собственные средства открывала педагогические
классы при воспитательных домах и пепиньерские
(пепиньерка — девушка, окончившая среднее
закрытое учебное заведение и оставленная
при нем для педагогической практики)
классы — в женских гимназиях и институтах,
которые готовили учительниц и гувернанток.
Ею же в 1798 г. было основано Попечительство
о глухонемых детях.
В этот же период начинают создаваться
общественные организации, самостоятельно
выбирающие объект помощи и работающие
в той социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием. Так, при
Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается
государственно-
Александр I обращает свое внимание на
детей с нарушением зрения. По его приказу
в Петербург был приглашен знаменитый
французский учитель Валентин Гаюи, который
разработал оригинальную методику обучения
слепых детей. С этого времени начинают
строиться учреждения для этой категории
детей, а в 1807г. открывается первый институт
слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей
(рассчитывали принять 25), так как уже в
то время был живуч тезис «в России слепых
нет». В этот период в России начинает
развиваться определенная социальная
политика и законодательство, складывается
система призрения людей, и в частности
— детей, нуждающихся в помощи. Церковь
постепенно отходит от дел призрения,
выполняя другие функции, а государство
создает специальные институты, которые
начинают осуществлять государственную
политику в деле оказания социальной поддержки
и защиты.
Информация о работе Этапы развития благотворительности в России