Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Задачей данной работы является:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.
3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества. …………….……………………………………….8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………12
Заключение…………………………………………...……………………14
Список использованной литературы…...……………...…………………15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Таблица 1

    Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами общества 

  Механическая  солидарность Органическая  солидарность
1. Морфологическая  (структурная) основа Основана на сходствах (преобладает в менее  развитых обществах).

Сегментарный  тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе).

Слабая  взаимосвязь (относительно слабые социальные связи).

Относительно  малый объем населения.

Относительно  низкая материальная и моральная  плотность.

Основана на разделении (преобладает в более развитых обществах).

Организованный  тип (слияние рынков и рост городов).

Большая взаимозависимость (относительно сильные  социальные связи).

Относительно  большой объем населения.

Относительно  высокая  материальная и моральная  плотность. 

2. Типы  норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными  санкциями.

Преобладание  уголовного права.

Правила с реститутивными санкциями.

Преобладание  кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного  и конституционного).

3а.  Формальные признаки коллективного  сознания Большой объем.

Высокая интенсивность.

Высокая определенность.

Власть  группы абсолютна.

Малый объем.

Низкая  интенсивность.

Низкая  определенность.

Большой простор для индивидуальной инициативы и рефлексии.

3б.  Содержание коллективного сознания Высокая степень  религиозности.

Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность).

Приписывание  высшей ценности обществу и интересам  общества как целого.

Конкретность  и детальный характер.

Возрастающая светскость.

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения).

Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике  и социальной справедливости.

Абстрактность и общий характер.

 

    Механическая  солидарность присуща неразвитым, архаическим  обществам, в котором действия и  поступки людей однородны. Такое  общество стремится полностью подчинить  себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

    Доказывая нормальный характер солидарности в  обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм «механической солидарности» в тоталитарных обществах.

    Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление «нормального» через выявление отклоняющегося поведения, влекущего за собой санкции. Лишь отклоняющееся указывает на то, что всеми считается нормальным. То, что подобная социология узаконивает всеобщую данность и общественное моментом, ибо социология должна быть полезна для общества. Как и Конта, хотя и в меньшей степени, чем Спенсера, Дюркгейма интересует общество и его законы, которые генерируют и сами себя поддерживают.ц

    Представляет  интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине».

    Актуальный  характер имеет учение Дюркгейма  о различиях нормального и  патологического в обществе, о  социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное  им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».

    Социальное  здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.  
 

3. Что такое парадигма  в социологической  интерпретации? Какие

парадигмы можно выделить в  социологии?

     Paradeigma: (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в  переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец.

    Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является образцом для решения исследовательских задач. Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1994). Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

    Парадигма науки - это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов  научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

    У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные  научные открытия всегда связаны  со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.

    В социологии выделяют 3 парадигмы:

    1. Парадигма социальных фактов (сводит  социальную реальность к 2 группам  социальных фактов: социальные структуры,  социальные институты).

    2. Парадигма социальных дефиниций  (основной элемент – не сами  социальные факты, а способ, посредством которого они определены: если люди определяют факты как реальные, то они и есть реальные). Социальная реальность выступает как совокупность факторов (значений, символов, жестов), исходя из которых люди оценивают своё отражение и выступают как действующие лица.

    3. Парадигма социального поведения  (уходит корнями в психологическую  традицию американской школы  социологии). Делает акцент на  изучении психологических факторов  социального поведения: получение  желательного вознаграждения за желательное поведение (социальное) и наоборот.

    Социологическая парадигма также как любой  другой науки  есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений  и принципов мышления, позволяющая  давать непротиворечивое объяснение изучаемым  явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

    Вообще  необходимо отметить, что в современной  социологии очень ярко проявляется  тенденция к плюрализму различных  парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке. 
 
 
 
 

Заключение

   Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы.

     Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях.

     Коллективная  форма научной работы, характерная  для школы Дюркгейма, была новым  явлением в академической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении «учитель-ученик». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность.

     В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в  разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать  это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник. М., 2002;
  2. Готлиб А. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учебное пособие/ А. Готлиб. - Самара: Самарский университет, 2002. – 424 с.
  3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – 121 с.
  4. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 382 с.
  5. Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для вузов. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества