Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа

Краткое описание

Задачей данной работы является:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.
3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества. …………….……………………………………….8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………12
Заключение…………………………………………...……………………14
Список использованной литературы…...……………...…………………15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по социологии на тему:

«Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       

                                                           Преподаватель: проф. Зайнетдинов Ш.Р.

                                                      Работу выполнила: Байдамшина Ю.З.

                                    3 курс МиМ, 08 ммд 46107 
 

Уфа, 2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………….....3

1.Учение о  методе Э. Дюркгейма и концепция  социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………4

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –

поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое

 в развитии  общества. …………….……………………………………….8

3. Что такое  парадигма в социологической  интерпретации? Какие

 парадигмы  можно выделить в социологии? ……………………………12

Заключение…………………………………………...……………………14

Список использованной литературы…...……………...…………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Давид  Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, создатель французской социологической школы.

   Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези.

   Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

   Ученому удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

    Задачей данной работы является:

1. Рассмотреть  учение о методе Дюркгейма  и концепцию социального факта.

    2. Передать основное содержание  социальной теории Эмиля Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.

    3. Выявить, что такое парадигма  в социальной интерпретации, и  какие парадигмы можно выделить  в социологии. 

1. Учение о методе  Э. Дюркгейма и  концепция социального  факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 

     Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и  упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить  полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

     Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический.

     Онтологическая  сторона социологизма, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

     1. Социальная реальность включена  в универсальный природный порядок;  она столь же устойчива, основательна  и реальная, как и другие виды  реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

     2. Общество - это реальность особого  рода, не сводимая к другим  ее видам. Речь идет, прежде  всего, о всемерном подчеркивании  автономии социальной реальности  по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Человек для Дюркгейма - двойственная реальность (homo duplex) в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

     3. Онтологическая сторона «социологии»  но сводится, однако, к признанию  основательности и автономии  социальной реальности. Утверждается  принцип социальной реальности  по отношению к индивидуальной  и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

     Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный  реализм». Дюркгейм признает, что генетически  общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

     Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и  симметричен ему.

     1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

     Основной  принцип его методологии выражен  в знаменитой формуле, согласно которой  «асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

     2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

     3. Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии  с его «социальным реализмом»  общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку  происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

     Таким образом, признание социологии специфической  наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.

     Требование  отделить социологию от философии у  Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным  отношением к умозрительным спекуляциям  в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.

     Таковы  основные принципы «социологизма», посредством  которых Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным воплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно, что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основное содержание  социологической теории Э. Дюркгейма –

поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое

    в развитии общества.

    В качестве связующей категории между  обществом и ценностными представлениями  Дюркгейм вводит понятие «солидарность»  (которое уже встречалось у  Конта) как взаимодействие индивидуальных психик. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств, «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам.

    Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.

    Коллективное  сознание и возникающая как его  следствие солидарность отдельных  людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяются структурой общества. В просто структурированных, сегментарных обществах индивиды весьма похожи друг на друга и по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации; и именно на этом сходстве основывается их солидарность; она является той «механикой», той действующей силой, которая поддерживает общественный порядок. Дюркгейм именует ее «механической солидарностью».

    В отличие от этого специализация  в обществах с развитой системой разделения труда обусловливает различия в обстоятельствах жизни и сознании, которые не оказывают разрушительного воздействия, поскольку люди зависят друг от друга именно в силу своего различия. Как в организме с его различными функциями органов, так и в этих социумах общественное устройство основывается на разделении труда и кооперации, на функциональных связях. Дюркгейм именует его поэтому «органической солидарностью». Оба типа наличествуют в конкретных обществах в смешанной виде; однако в современных обществах превалируют элементы органической солидарности, а в примитивных, архаичных и традиционных обществах – элементы механической солидарности (табл. 1).

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества