Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа
Задачей данной работы является:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.
3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.
Введение………………………………………………………………….....3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………………4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества. …………….……………………………………….8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………12
Заключение…………………………………………...……………………14
Список использованной литературы…...……………...…………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово –
Контрольная работа
по социологии на тему:
«Эмиль
Дюркгейм и его теория эволюционного развития
общества»
Работу выполнила: Байдамшина Ю.З.
3 курс МиМ, 08 ммд 46107
Уфа, 2011 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Учение о
методе Э. Дюркгейма и
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества. …………….……………………………………….8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………………………12
Заключение…………………………………………...…
Список использованной
литературы…...……………...…………………
Введение
Давид Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, создатель французской социологической школы.
Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези.
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Ученому удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.
Задачей данной работы является:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2.
Передать основное содержание
социальной теории Эмиля
3.
Выявить, что такое парадигма
в социальной интерпретации, и
какие парадигмы можно
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма
Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для
понимания дюркгеймовского «
Онтологическая сторона социологизма, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1.
Социальная реальность
2.
Общество - это реальность особого
рода, не сводимая к другим
ее видам. Речь идет, прежде
всего, о всемерном
3.
Онтологическая сторона «
Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный реализм». Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.
Основной
принцип его методологии
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3.
Однако «социологизм»
Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.
Таковы
основные принципы «социологизма», посредством
которых Дюркгейм обосновывал необходимость
и возможность социологии как самостоятельной
науки. Разработку этих принципов он осуществлял
в непрерывной полемике с самыми разнообразными
концепциями человека и общества: спиритуалистской
философией, утилитаристской этикой, индивидуалистской
экономикой, биологическим редукционизмом
в социальной науке. Но особенно важное
значение имел его антипсихологизм, который
содержал в себе одновременно критику
психологического направления в социологии
и стремление освободить последнюю от
влияния психологии. Психологизм в то
время был главным воплощением методологического
редукционизма и индивидуализма; неудивительно,
что именно в нем Дюркгейм видел явное
и скрытое препятствие на пути становления
социологии как самостоятельной науки.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое
в развитии общества.
В
качестве связующей категории между
обществом и ценностными
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Работа «О разделении общественного труда» была написана в 1893 году. В ней Дюркгейм предпринял попытку построения оригинальной социологической теории. В ее основание он положил понимание общества как самодостаточной, объективно существующей, независимой от ее членов величины. Первичность общества по отношению к составляющим его индивидам является одной из характерных черт социологии Дюркгейма. В признании первичности социальной организации он схож с Марксом. Основная цель работы — доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда.
Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяются структурой общества. В просто структурированных, сегментарных обществах индивиды весьма похожи друг на друга и по своим представлениям, и по своей жизненной ситуации; и именно на этом сходстве основывается их солидарность; она является той «механикой», той действующей силой, которая поддерживает общественный порядок. Дюркгейм именует ее «механической солидарностью».
В отличие от этого специализация в обществах с развитой системой разделения труда обусловливает различия в обстоятельствах жизни и сознании, которые не оказывают разрушительного воздействия, поскольку люди зависят друг от друга именно в силу своего различия. Как в организме с его различными функциями органов, так и в этих социумах общественное устройство основывается на разделении труда и кооперации, на функциональных связях. Дюркгейм именует его поэтому «органической солидарностью». Оба типа наличествуют в конкретных обществах в смешанной виде; однако в современных обществах превалируют элементы органической солидарности, а в примитивных, архаичных и традиционных обществах – элементы механической солидарности (табл. 1).
Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества