Экономическая социология М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Макс Вебер (1864--1920) - немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.

Оглавление

Введение
1. Жизнедеятельность М. Вебера
2. Основные социологические понятия
3. Экономическая социология
4. Социология власти
5. Социология религии и другие социологические исследования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ярославская  государственная  сельскохозяйственная академия»

Кафедра «Гуманитарных социальных и экономических наук» 

Контрольная работа

по  дисциплине:

«Социология»

      на  тему: 

«Экономическая  социология М. Вебера»  

Выполнил: студент 4 курса
экономического  факультета

Специальность:

  «Финансы  и кредит»

заочного  отделения
учебный шифр:10713
Архипова  С.Н.
Проверил: преподаватель 

                  Зацепина О.И.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 

Ярославль 2011

Содержание

Введение

1. Жизнедеятельность  М. Вебера

2. Основные социологические понятия

3. Экономическая социология

4. Социология власти

5. Социология религии и другие социологические исследования

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Макс Вебер (1864--1920) - немецкий юрист, историк, экономист, социолог. Он один из основоположников социологического стиля мышления, нашедшего воплощение в «понимающей социологии» и социологической «теории действия». Не без основания считая себя пионером новой науки, Вебер стремился наряду с разработкой материальной социологии экономической, политической и религиозной жизни дать первое систематическое описание гносеологических, методологических и теоретических основ социологии.

Формирование  социально-политических воззрении  и теоретической позиции Макса  Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX века, а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономии, истории и социальной философии.

Несмотря на десятки написанных монографий и  исследований о М. Вебере и его  трудах, несмотря на то, что современная  социология уже ушла далеко вперед, актуальность этой теме не вызывает сомнений. Во-первых, потому что, как и всякий крупный ученый, М. Вебер многогранен, он был не только гениальным социологом, но и вдумчивым историком, смелым экономистом и мудрым политиком. Его творчество в полной мере можно назвать энциклопедичным, ведь он использовал наработки всего комплекса гуманитарных наук. Поэтому каждое новое поколение сможет увидеть в трудах М. Вебера не только классическую социологическую теорию, но и что-то новое, современное и апеллирующее к непреложным и неизменным законам, по которым живет социум. Многие тезисы М. Вебера из области социологии политики и государства актуальны для современной России. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жизнедеятельность М. Вебера

Первые работы Вебера - «К истории торговых обществ  в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; рус. пер.: «Аграрная история древнего мира» - 1923), сразу поставившие его в ряд наиболее крупных ученых, свидетельствуют о том, что он усвоил требования исторической школы и умело пользовался историческим анализом, вскрывая связь экономических отношений с государственно-правовыми образованиями. Уже в «Римской аграрной истории...» были намечены контуры его «эмпирической социологии» (выражение Вебера), теснейшим образом связанной с историей Вебер рассматривал эволюцию античного землевладения в связи с социальной и политической эволюцией, обращаясь также к анализу форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов и т. д.

Интерес Вебера к аграрному вопросу имел вполне реальную политическую подоплеку: в 90-х годах он выступал с рядом статей и докладов, посвященных аграрному вопросу в Германии, где критиковал позицию консервативного юнкерства и защищал индустриальный путь развития Германии. В то же время Вебер пытался разработать новую политическую платформу буржуазного либерализма в условиях уже наметившегося в Германии перехода к государственно-монополистическому капитализму.

Таким образом, политические и теоретико-научные  интересы были тесно переплетены  уже в раннем творчестве Вебера.

С 1904 года Вебер (вместе с Вернером Зомбартом) становится редактором немецкого социологического журнала «Архив социальной науки  и социальной политики», в котором  выходят наиболее важные его произведения, в том числе ставшее всемирно известным исследование «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Этим исследованием начинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Свои работы по социологии Вебер рассматривал как полемически направленные против марксизма. Одновременно Вебер размышлял над проблемами логики и методологии социальных наук: с 1903 по 1905 год вышла серия его статей под общим названием «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии».

Круг интересов Вебера в этот период был необычайно широк: он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой современного капитализма, его историей и его дальнейшей судьбой; изучал проблему капиталистической урбанизации и в этой связи историю античного и средневекового города: исследовал специфику современной ему науки в ее отличии от других исторических форм знания, живо интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России (в 1906 году опубликовал статьи «К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»).

С 1916 по 1919 год  он издавал одну из основных своих  работ - «Хозяйственная этика мировых религий» - исследование, над которым он работал до конца своей жизни. Из наиболее важных последних выступлений Вебера следует отметить его работы «Политика как профессия» (1919) и «Наука как профессия» (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после первой мировой войны, его недовольство политикой Германии в Веймарский период, а также весьма мрачный взгляд на будущее буржуазно-индустриальной цивилизации.

Умер Вебер  в 1920, году, не успев осуществить  всего, что задумал. Уже посмертно  были изданы его фундаментальная работа «Хозяйство и общество» (1921), где подводились итоги его социологических исследований, а также сборники статей по методологии и логике культурно-исторического и социологического исследования, по социологии религии, политики, социологии музыки и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные социологические понятия

Веберовское понимание  социологической теории четко концентрируется  на разработке понятий и в значительной степени отождествляется с определением их содержания. Социология, по Веберу, - это «наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Тогда можно сказать, что задачей социологии, по Веберу, является объяснение социального действия посредством образования понятий.

Таким образом, видны основные элементы теории, с которой работает Вебер: разработка понятий, конструирование идеальных типов и понимание как особый подход социологии к объяснению социальных явлений (в отличие от естественнонаучного объяснения, не имеющего дела с действиями субъекта и пониманием). К другим вариантам теоретического объяснения Вебер относится сдержанно или отрицательно. Так, он отклоняет, например, как неподходящее социологии функциональное объяснение, хотя надо заметить, что Вебер имел при этом в виду понятие функции современного ему естествознания.

Ключевая идея социологии Вебера состоит в конструировании  понятия «действие» с помощью  понятия «смысл». «Действием», по Веберу, следует называть «действие человека (независимо от того, носит ли оно  внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Это определение социального действия содержит понятия «действие», «смысл» и «ориентация на другого». Недостает лишь понятийной пары «цель - средство», которые Вебер также относит к основам анализа социального действия. Поведение, обладающее свойством иметь субъективный смысл, называется действием. Действие, обладающее свойством быть ориентированным на действия других людей, называется социальным действием.

Общее понятие социального действия Вебер специфицирует с помощью четырех идеальных типов рационального действия, при этом каждый модус рациональности можно рассматривать как разновидность осмысленности социальных действий больших групп людей.

1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) -- это действие, структурированное в категориях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хозяйственной деятельности участников рынка.

2) Ценностно-рациональное  действие основывается на вере  в самодостаточную ценность самого  действия и его смысла независимо  от его успеха и является  характерным модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

3) Аффективное  действие -- это действие, направляемое  аффектами и чувствами, не подчиненное  какой-либо внешней цели, служащее  скорее удовлетворению непосредственных  побуждений и желаний; охватывает  также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

4) Традиционное  действие (или действие по привычке) -- это действие, ориентированное  на традицию, обычай, предание, обряд.  Смысл такого действия состоит  в том, что действующие ставят  себя в положение продолжателей  социокультурной традиции.

Дальнейшей понятийной спецификации категории социального  действия служат понятия социального  порядка и легитимности, относящиеся  к большим социальным образованиям в рамках некоторого культурного  сообщества. Первое понятие вошло  в широко употребляемые в современной социологии понятия социальной структуры или социальной организации. Понятие легитимности дало импульс дискуссии о мотивах подчинения власти, в ходе которой наряду с индивидуальными мотивами подчиненных рассматривались надындивидуальные основания -- политические, конституционные, юридические, мировоззренческие, идеологические и т.п.

«Обобщинивание» и «обобществление» -- понятийные типы, которые Вебер использует для  характеристики становления различных  форм, социальных связей. «Обобщинивание» основывается на субъективном восприятии людьми своего единства, своей принадлежности друг к другу (аффективное или традиционное действие). «Обобществление» основывается на мотивированном согласовании интересов (целерациональное или ценностно-рациональное действие). Так Вебер получает еще одну группировку типов действия по линии традиция--современность, что послужило основой разработки его представлений о процессах рационализации и бюрократизации, имело большое значение для дальнейшего развития социологии. Современное общество, по Веберу, является плодом христианской европейской культуры. В основе его лежит модус целерациональности, наиболее ярко проявившийся в современном капитализме с его разрушительным воздействием на все традиционные связи. Здесь Вебер следует представлению об историческом развитии, имевшемуся уже у теоретиков эпохи Просвещения и связанному с идеей договорных отношений субъектов хозяйственной деятельности.

Согласно Веберу, современный капитализм, бюрократическое  управление и научно-технический прогресс равно («равно-первоначально») участвуют в продвижении долгого, охватывающего различные общественные формы, направленного процесса, который он называет рационализацией. В описании универсального исторического процесса рационализации находит выражение идея, позднее сформулированная в терминах «эволюция» и «модернизация». Описание включает историко-философские посылки и диагноз современности. Вебер описывает процесс в тезисной форме, что отражает его стремление уйти от историко-философских спекуляций: процесс рационализации надлежит еще подтвердить эмпирическим материалом социологических исследований.

Информация о работе Экономическая социология М. Вебера