Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:58, доклад
Современное общество выработало специфический механизм, который вместе с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.
Несмотря на критику со стороны представителей неоконсерватизма, концепция государства благосостояния прочно вошла в общественное сознание стран Запада. Она отражала реальную ситуацию, сложившуюся в социальной сфере этих стран, граждане которых имели право на образование, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, а в случае инвалидности или безработицы могли рассчитывать на помощь со стороны государства. Закрепленные в существующем законодательстве, эти права часто оставались на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали. Было совершенно ясно, что провозглашение социальных прав граждан не является еще гарантией их реализации. С другой стороны, становилось все более очевидным, что помочь людям в реализации этих прав могут (и должны) социальные работники. В конечном счете это привело к изменению взгляда на социальную работу: если раньше ее рассматривали как помощь тем, кто оказался в катастрофическом положении (например, вследствие тяжелой болезни или потери работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на реализацию прав граждан. Иными словами, проблемы, с которыми сталкивались люди в своей повседневной жизни, стали рассматривать как следствие невыполнения того, что им положено по закону.
Говоря о современном состоянии социальной работы, имеют в виду ее развитие с середины 50-х годов XX века по настоящее время. В развитии социальной работы эти годы занимают особое место, поскольку они прошли под знаком ее широкого распространения во всем мире. Несомненно, что этому способствовала деятельность Международной федерации социальных работников, созданной в 1956 г. С другой стороны, в этом году фундамент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х — начале 90-х годов к его крушению. Именно эти события повернули развитие стран социализма в сторону рынка, предполагающего прочную систему социальной защиты, создание которой невозможно без участия профессионалов.
Несмотря на свою сравнительную молодость, социальная работа прочно вошла в жизнь современного общества. Во многих странах мира действуют национальные ассоциации, объединенные в Международную федерацию социальных работников. Будучи одной из крупнейших общественных организаций в мире. Международная федерация социальных работников имеет постоянные представительства в ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международной амнистии, Совете Европы и Европейском Союзе. Через свои отделения в пяти регионах — Европа, Африка, Азия и Тихоокеанский бассейн, Латинская Америка и Карибский бассейн, а также Северная Америка — она координирует деятельность социальных работников всего мира.
История социальной работы в России
История социальной работы в России изучает виды, формы и способы отечественной практики социальной помощи, взаимопомощи, профессиональной социальной работы, функционирующих в прошлом. Одним из базовых понятий истории социальной работы является социальная помощь. Социальная помощь означает содействие лицам, лишенным необходимых условий для нормальной жизнедеятельности, оказание им поддержки и выражение сочувствия. Цель такого воздействия заключается в достижении улучшения жизни и облегчения положения лиц, испытывающих сложности в социальном функционировании. Важнейшими видами социальной помощи являются благотворительность, призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может быть отнесена и социальная работа, хотя ее функции не ограничиваются лишь оказанием социальной помощи.
Добровольной и безвозмездной помощью лицам, нуждающимся в поддержке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую неорганизованна и не ставит целью отследить последствия, результативность этого воздействия. Сам благотворитель в каждом конкретном случае принимает решение об оказании или неоказании помощи. Следовательно, благотворительность носит выборочный характер.
Благотворительность классифицируют в зависимости от критериев. Если ими являются особенности целеполагания, то ее можно подразделить на филантропию и меценатство. Филантропия — это та же благотворительная деятельность, которая нацелена на оказание помощи непосредственно неимущим и нуждающимся лицам. Под меценатством принято понимать покровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта. В зависимости от характера субъекта благотворительности ее разделяют на частную и общественную. Последняя включает в себя церковную и монастырскую помощь, деятельности различных филантропических организаций и заведений, обществ вспомоществования и др. Наличие организованных начал роднит отдельные формы общественной благотворительности с призрением. В императорской России одной из эффективных форм общественной благотворительности были заведения «на особых основаниях управляемые». Они по характеру своей деятельности были близки к органам призрения.
Призрение, в отличие от благотворительности, является более организованным видом социальной помощи, нацеленным на оказание помощи не всем просящим, а лишь тем, кто действительно нуждается в ней. Основы призрения эпизодически стали формироваться еще в период Древнерусского государства. В системном же виде оно сложилось в эпоху Нового времени. Формами государственного призрения были приюты, госпитали, воспитательные и работные дома, деятельность государственных органов по организации общественных работ и др. Субъектами общественного призрения выступали сельские общины, церковно-территориальные приходы, органы местного самоуправления.
Всплеск благотворительности и активизация общественного призрения имели место в России во второй половине XIX — начале XX вв. Отставая по степени индустриального развития от ряда ведущих стран Запада, наша страна в то время являла миру удивительные примеры в сфере благотворительного служения.
В деле филантропии и меценатства активную роль в истории многих государств играли женщины. Они по своей природе более предрасположены к духовному врачеванию, милосердию и состраданию. Так, по настоянию императрицы Марии Федоровны на рубеже XVIII-XIX вв. была создана мощная организационная структура общественной благотворительности, названная в середине XIXв. ведомством учреждений ее имени.
Одной из активисток московского отделения Общества Красного Креста в последней четверти XIXв. была княгиня Н. Б. Трубецкая. Инициатором создания благотворительного Общества Синего Креста для помощи бедным и обездоленным детям (1882 г.) была А. С. Белицкая.
Особым видом социальной помощи является система государственного социального обеспечения, функционировавшая в XX в. вне рамок профессиональной социальной работы в СССР и в ряде других стран. Эта система не приветствовала тогда благотворительность, стремясь обеспечить всех нуждающихся минимумом социальных гарантий за счет госбюджета.
В некоторых странах мира, прежде всего в индустриально развитых государствах Запада, в последней четверти XIX — начале XX вв. на основе опыта функционирования учреждений призрения и общественной благотворительности появилась социальная работа. Она представляет собой определенный вид профессиональной деятельности, который направлен на квалифицированное решение социальных проблем людей, на создание условий, помогающих восстановлению и улучшению их способности к социальному функционированию. В настоящее время такое определение поддерживает большинство ведущих российских специалистов в области теории и практики социальной работы. Хотя следует признать, что с учетом перспективных тенденций общественного развития социальную работу целесообразно рассматривать как профессиональную деятельность, направленную не только на оказание разнообразной социальной помощи нуждающимся, но и на обеспечение важнейших социальных прав граждан.
Ростки отечественной социальной работы можно увидеть в деятельности учреждений государственного и общественного призрения, где имелись работники, занимавшиеся на постоянной основе уходом за лицами, нуждающимися в помощи. Начало формированию разветвленной сети таких учреждений в России было положено при Петре I. По его указу «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» от S июня 1701 г. данные категории нуждающихся, которые сами не могли ходить и просить милостыню, определялись в богадельни. В петровском указе отмечалось, что для ухода за десятью подопечными должен быть закреплен один здоровый человек, постоянно занятый их обслуживанием. Он, по сути дела, выполнял определенные функции современного социального работника. С учетом этого обстоятельства на основе президентского указа, принятого в октябре 2000 г., ежегодно с 2001 г. 8 июня празднуется день социального работника.
Отмеченный выше петровский указ положил начало складыванию целостной системы государственного призрения в нашей стране и появлению лиц, которые выполняли некоторые функции социальных работников. Однако это нельзя считать началом системного функционирования профессиональной социальной работы. Даже в индустриально развитых странах Запада лишь в конце XIX — начале ХХ вв. социальная работа возникла как профессия и общественное явление, что потребовало разработки специальных теоретических основ, соответствующих правовых и морально-этических норм, наличия квалифицированных работников. В то время в ряде западных стран сложились группы специалистов, которые стали профессионально заниматься социальной работой. Вскоре социальных работников начали готовить в учебных заведениях.
В России к началу XX в. значительно расширилась практика использования на постоянной основе лиц, занятых в сфере призрения и общественной благотворительности. С середины 1860-х гг. по мере проведения земской реформы увеличилась численность земских уполномоченных по призрению слепых, бедных, бездомных и других лиц, нуждающихся в помощи. Они во многом выполняли функции социальных работников. Известно также, что в конце XIX в. Императорское Человеколюбивое общество получило право устанавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся благотворительной деятельностью в его заведениях. И эти должности приравнивались к различным чинам государственной службы, что свидетельствует о появлении в России первых ростков профессиональной социальной работы. Однако все же нет достаточных оснований утверждать, что на рубеже XIX-XX вв. в нашей стране сложилась система социальной работы как профессиональной деятельности. Этот процесс только получил свое начальное развитие. Однако первая и вторая русские революции. Гражданская война 1918-1920 гг. приостановили его. Позже, в условиях советской власти, профессиональная социальная работа в ее западном варианте не была востребована обществом, трансформировавшись в систему государственного социального обеспечения. В 1990-е гг. началось возрождение отечественной социальной работы, включавшее в себя разработку ее теоретических основ, организацию подготовки кадров, развертывание целой сети новых социальных учреждений и служб. Этот процесс активно развивается и в настоящее время.