История становления социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:58, доклад

Краткое описание

Современное общество выработало специфический механизм, который вместе с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.

Файлы: 1 файл

История становления социальной работы.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

История становления социальной работы

 

Современное общество выработало специфический механизм, который вместе с семьей, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времен древности как на Востоке, так и на Западе.

Восток символизирует тот путь, который прошло большинство человечества от первобытности до наших дней. Этот путь характерен для народов, стремящихся к сохранению традиционных основ своей жизни. Исторически он был первым, а альтернативой ему стал путь развития, начатый древними греками, которые сделали основой своих отношений не государственную, а частную собственность. Общепринятая периодизация Востока включает в себя Древность, Средневековье и Колониализм.

Во времена Древности на Востоке сложился механизм социальной помощи, который не претерпел существенных изменений в последующие периоды его истории, а во многих регионах Земного шара действует и сейчас. Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под защитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структуры включали в себя, прежде всего, семью и общину, которые традиционно помогали своим членам. Что касается государства, то его роль в осуществлении социальной помощи сводилась к сохранению ее традиционных основ, которые стали облекаться в юридическую форму.

Основы общественной жизни, сложившиеся в странах Древнего Востока, не претерпели существенных изменений за тот огромный период в их развитии, который называют Средневековьем. Однако это не означает, что восточная культура остановилась в своем развитии на уровне Древности. Напротив, в Средние века четко обозначились регионы, в которых развитие этой культуры отличалось ярко выраженным своеобразием. К ним относились Ближний Восток, находившийся под влиянием ислама, Центральная Азия, в которой ведущая роль принадлежала буддизму и индуизму, а также Дальний Восток с его преимущественной ориентацией на конфуцианство. Своеобразие различных регионов Востока проявлялось в содержании религиозных учений, которые определяли повседневную жизнь людей.

Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор экономики. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по уровню экономического развития. К концу XIX в. в Индии уже сложился рабочий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направленными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положением. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не претерпевала существенных изменений.

Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унаследовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи для нее по-прежнему служила община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торговцев и ростовщиков.

Поскольку система социальной помощи не распространялась уже на все население стран Востока, ее необходимо было дополнить новыми формами, опирающимися не на традицию, а на законодательство. Так, стихийные выступления индийского пролетариата в конце XIX в. подтолкнули колониальную власть к выработке фабричного законодательства. Как Индия, так и другие страны Востока, испытавшие влияние европейского колониализма, распадались на две части — капиталистическую и традиционную. В первой из этих частей, включавшей в себя прежде всего крупные города с европейскими кварталами, шел более или менее интенсивный процесс развития буржуазных отношений, тогда как во второй, которая охватывала преимущественно сельские районы, он был почти неощутим. Развитие капитализма на Востоке влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало особенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эффективность в странах Запада.

История западной культуры начинается с Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в общественной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм социальной помощи, который оберегался государством. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная часть общества — рабы — была фактически лишена ее. Альтернативой классовому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как богоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не ориентировалось на ту или иную группу в обществе.

В христианстве мы впервые встречаемся с теорией благотворительности, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и любовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей. Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и милосердии, благотворительность стала принимать систематический характер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на их основе церковь рассматривала ее как одно из важнейших направлений своей деятельности. В Средние века благотворительная деятельность вышла на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений для нуждающихся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом жизни большинства стран мира, получили название приютов.

В 1349 г. в Англии был принят закон, который, с одной стороны, отражал попытки феодалов сохранить существовавшие общественные отношения, а с другой — стал отправным пунктом в выработке дифференцированного подхода к нуждающимся, распространившегося впоследствии на все европейские страны. Его название — Статут о рабочих — указывало на то, что он предназначался прежде всего для регулирования отношений между землевладельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях, которые назывались манорами. Согласно Статуту о рабочих, крестьяне должны были оставаться в своих манорах и работать за такую плату, которая устанавливалась для них лордами. Переходить им разрешалось только туда, где была работа. Помимо экономического, Статут о рабочих имел большой социальный смысл: он был первым историческим документом, в котором проводилось различие между настоящими и ненастоящими бедными. К настоящим бедным в нем относились старики, инвалиды, вдовы и маленькие дети, а к ненастоящим — здоровые, но не работающие люди. Что касается милостыни, то Статут о рабочих допускал ее только для настоящих бедных, включавших в себя старых и нетрудоспособных людей.

В XVI в. в Европе возникло движение Реформации, которое имело не только антикатолическую, но и антифеодальную направленность. Порожденный им протестантизм проповедовал моральные принципы, которые способствовали развитию буржуазных отношений. Не из религиозных, а из светских оснований исходили в своей критике феодализма деятели Просвещения, получившего широкое распространение в XVII в. Согласно их представлениям, общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветители считали образование, которое должно было положить конец невежеству, являвшемуся главной причиной человеческих бедствий. В сфере благотворительности идеи Просвещения нашли свое выражение в создании учебно-воспитательных учреждений, основанных на принципах человеколюбия.

Возникнув в Древнем мире, благотворительность до конца XVIII в. была в основном частной или церковной. Если частная благотворительность исходила от отдельных лиц, то церковная — от религиозных организаций, хотя по своему содержанию они могли и не различаться. Однако обострение социальных проблем в XIX в. обусловило широкое распространение общественной благотворительности, которая характеризовалась тем, что помощь нуждающимся в ней оказывали люди, объединенные в добровольные организации. Члены этих организаций, называвшиеся волонтерами, стали предшественниками социальных работников.

1.2. Становление и развитие социальной работы

Становление понимается в философии как процесс формирования какого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действительность. Основу этого процесса составляют исторические предпосылки становления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа как профессиональная деятельность стала возможной благодаря развитию благотворительности, а также созданию системы государственной помощи нуждающимся. Превращение возможности социальной работы в действительность началось с подготовки специалистов, предполагавшей создание специальных учебных заведений, в которых могли бы заниматься будущие социальные работники.

Подготовка специалистов была первым шагом на пути становления социальной работы, за которым последовал второй — создание ее организационных структур. Первые организации социальных работников были еще недостаточно развиты, но их вклад в становление профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся, трудно переоценить. Защищая положение о стабилизирующем значении этой деятельности для развития общества, они в то же время боролись за право социальных работников получать плату за свой труд.

К концу 30-х годов XX века, когда мир стоял на пороге Второй мировой войны, завершилось становление социальной работы, которое является первым этапом в ее развитии. Как и любая другая профессия, социальная работа представляла собой сообщество специалистов, получавших за свой труд материальное вознаграждение. Начав с деятельности внутри отдельных стран, социальные работники вышли затем на международный уровень, который предполагал координацию их усилий, направленных на достижение общих целей. Им доводилось занимать высокие государственные посты, а одному из них — Джейн Аддамс, стоявшей у истоков социальной работы в Соединенных Штатах Америки, — в 1931 г. была присуждена Нобелевская премия мира.

Говоря об исторических предпосылках социальной работы, имеют в виду прежде всего благотворительную деятельность, уходящую своими корнями во времена древности. Эта деятельность была неотъемлемым элементом человеческой культуры, не разделяемой на западную и восточную. Что касается государственной помощи нуждающимся, составляющей еще одну историческую предпосылку социальной работы, то она в значительной степени была стимулирована промышленным переворотом, который привел к окончательному утверждению в странах Запада буржуазных отношений. Поэтому социальная работа, возникшая на основе указанных исторических предпосылок, стала явлением западной культуры.

Становление профессии социального работника, завершившееся перед Второй мировой войной, почти не коснулось стран Востока, в экономике которых традиционно преобладала государственная собственность, а социальная сфера избегала серьезных потрясений благодаря незыблемости общинных отношений. Безоговорочное следование традиции, от которого отказались уже древние греки, в этих странах оставалось неизменным, пока они не стали объектом западного влияния. Одним из последствий этого влияния стало обострение социальных проблем, связанное не только с развитием частной собственности, но и с ослаблением традиционных общинных связей, которые служили для людей гарантом стабильности их образа жизни. Поэтому в 30-е годы социальная работа появилась и в странах Востока (сначала на территории современного Израиля, а затем в Индии и Египте), хотя возникала она как явление западной культуры.

Первое послевоенное десятилетие в странах Западной Европы прошло под знаком американского влияния не только в экономической, но и во многих других областях. Выйдя из Второй мировой войны с нормально функционирующей экономикой. Соединенные Штаты Америки сумели помочь этим странам наладить хозяйственную деятельность, которая была в них практически разрушена. Об их политическом авторитете свидетельствовало то, что в 1949 г. им удалось убедить десять европейских стран и Канаду создать Организацию североатлантического договора. Имея под собой экономическую основу, американское влияние в этих странах не ограничивалось рамками политики, а распространялось и на другие области. Между социальными работниками разных стран восстанавливались контакты, прерванные Второй мировой войной. Это имело своим результатом создание Международной федерации социальных работников, которым завершился второй этап в развитии профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся.

К концу 50-х годов XX века в экономическом развитии стран Запада произошел скачок, сравнимый по своим последствиям разве что с промышленным переворотом. Вызванный существенными изменениями в технологии и управлении производством, он нашел свое отражение в многочисленных концепциях, одна из которых — государства благосостояния — была сформулирована американским ученым Джоном Гэлбрейтом. Согласно этой концепции, в своем экономическом развитии страны Запада достигли такого уровня, который позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы. Главную роль в решении этих проблем играет государство, руководствующееся принципом социальной справедливости при перераспределении национального дохода в интересах всех членов общества. Содействуя достижению сравнительно высокого уровня жизни, оно оправдывает свое название государства благосостояния.

Сторонники концепции государства благосостояния выступали за смешанную экономику, включающую в себя как частный, так и государственный сектор. Однако их позиция встретила резкое противодействие со стороны представителей неоконсерватизма, которые проповедовали идею сохранения существующего общественного порядка. Обосновывая требование ограничить вмешательство государства в экономику, неоконсерваторы выступали за активизацию ее частного сектора. По их мнению, государственные социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного развития. Кроме того, они разрушают веру людей в собственные силы, формируют у них психологию иждивенчества и ограничивают частную инициативу. Требуя ограничить вмешательство государства в экономику, неоконсерваторы в то же время выступали за усиление его роли в деле поддержки общественного порядка. Их объединяло также стремление к возрождению таких традиционных социальных институтов, как семья, школа и церковь.

Информация о работе История становления социальной работы