Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:36, реферат
Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия "социология". Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предисторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.
Теория
социального обмена, создателями
которой принято считать
Для объяснения
социального действия Д.Хоманс выдвинул
пять основных гипотез. Гипотеза успеха:
действие, которое вознаграждается,
имеет тенденцию к повторению,
а если при повторении действие больше
не вознаграждается, оно не воспроизводится.
Гипотеза стимула: действие разворачивается
в конкретной ситуации, характеристики
которой называются стимулами; однажды
усвоенное поведение
Развивая теорию социального обмена, П.Блау предложил свою оригинальную концепцию. Он ориентировался на изучение комплекса вопросов, связанных с причинами и механизмами возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальных организаций. П.Блау определял обмен как специфический тип ассоциации, включающий "действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания вознаграждений".
Основоположником
теории символического интеракционизма
является американский философ и
социолог, профессор философии Чикагского
университета Джордж Мид (1863 - 1931). По Миду,
человек отличается от животных отсутствием
системы инстинктов как регуляторов
поведения. Главная характеристика
действий людей - использование символов.
Символы выполняют
Социальное действие имеет две ступени: общение при помощи жестов, прообраз языка; символически опосредованное общение с помощью языка. Возникновение символически опосредованного общения Д.Мид объяснял необходимостью координирования действий в обществе и способностью людей к созданию и использованию символов. Сиволически опосредованное общение (с помощью языка) характеризуется тем, что оно порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяет поставить себя на место другого индивида, позволяет видеть себя глазами другого человека.
Существенное
значение для социологии и психологии
имела разработанная Д.Мидом
Таким образом, характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений в социологии и социальной психологии, стали стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий и попытка рассматривать всё многообразие связей человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придавалось языковой символике.
Большое
воздействие на развитие ряда разделов
современной социологии Запада оказала
так называемая феноменологическая
социология. Это направление было
разработано австрийским
Социальный
мир, согласно концепции А.Шюца, - это
повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый
действующими в нём людьми как
структурированный мир
обыденный, повседневный мир является "высшей реальностью", наиболее важной для человеческого познания.
Таким
образом, названные варианты социологических
теорий, выступая как парадигмальные
альтернативы, одновременно представляют
собой продукт оперативного взаимодействия
как друг с другом, так и с
различными пограничными обществоведческими
и гуманитарными дисциплинами. Данная
ситуация даёт определённые возможности
для дальнейшего обогащения теоретического,
методологического и
3. Исходным
хронологическим началом
Первый этап (конец 60-х - первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И.Мечников), органицизм (П.Л.Лилиенфельд, А.И.Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков; социо-психизм: Е.В.Де Роберти).
Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В.Де Роберти (1843-1915). Центральной в его концепции была идея о решаюшей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.
Объективно-ориентированная социология получила наиболее полное воплощение в работах А.И.Стронина (1826-1889) и П.Л.Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г.Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.
Второй этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б.Струве (1870-1944).
Важным
моментом развития социологической
мысли в России можно считать
публикацию двухтомного труда М.М.
Третий
этап (первые два десятилетия ХХ
в.). Ведущей школой в это время
становится неопозитивизм (П.А.Сорокин,
К.М.Тахтарев), трактовавший социологию
как общую теорию социального. Одновременно
оформляется своеобразная "христианская
социология" в русле религиозной
философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк),
во многом близкая к отмеченной трактовке
предмета социологии, но не приемлющая
неопозитивизма и бихевиоризма. В
рамках ортодоксального марксизма,
с одной стороны, усиливается
вульгаризация и политизация
социальной теории (В.И.Ульянов-Ленин),
с другой - выделяется направление,
стремящееся соединить
Первые
два десятилетия ХХ в. - это ещё
и время институциализации
Марксистский
вариант социологии просуществовал
в Советском Союзе до середины
30-х гг. Однако к середине 30-х гг.
полностью возобладала
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.
С середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. За последние полтора десятилетия произошли кардинальные изменения в состоянии социологической науки, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна в наших странах. За этот период появилось множество исследований различных проблем общественной жизни, сложились свои социологические школы и направления. Однако достаточно актуальной до сих пор остаётся проблема усвоения отечественными социологами опыта зарубежной социологии.