Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, реферат
Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов
Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.
Исследователь
Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно,
комплексная теория, хотя, открывая
для феминизма возможности
Радикальный феминизм
Радикальный
феминизм рассматривает в качестве
определяющего фактора
С
течением времени стали возникать
различные направления в
Сепаратистский
феминизм — это форма радикального
феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные
отношения. Сторонники этого течения утверждают,
что сексуальные различия между мужчинами
и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские
феминистки, как правило, считают, что
мужчины не могут вносить позитивный вклад
в феминистское движение, и что даже руководимые
благими намерениями мужчины воспроизводят
патриархальную динамику. Автор Мэрилин
Фрай описывает сепаратистский феминизм
как «разные виды отделения от мужчин
и от учреждений, отношений, ролей и действий,
определяемых и доминируемых мужчинами,
а также работающих в интересах мужчин
и с целью сохранения мужских привилегий,
причём это отделение по собственному
желанию инициируется или поддерживается
женщинами».
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.
Во
многом, такая позиция исходит
из классической концепции Просвещения
о построении общества на принципах
разума и равенстве возможностей.
Применение этих принципов к женщинам
положило основу либерального феминизма,
развивавшегося в XIX веке такими теоретиками,
как Джон Стюарт Милль, Элизабет Кэйди
Стэнтон и другими. Поэтому особенно
важным для них был вопрос о
праве собственности для
Исходя
из этого, изменения положения женщин
могут осуществляться без радикального
изменения общественных структур, как
это предполагают другие направления
феминизма. Для либеральных феминистов
важны такие вопросы, как право
на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах,
возможность равноправного
«Чёрный» феминизм
«Чёрный»
феминизм утверждает, что сексизм, классовое
угнетение и расизм неразрывно связаны
между собой. Формы феминизма, которые
стремятся к преодолению
Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер. Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.
Анджела
Дэвис, автор книги «Женщины, раса
и класс» (Women, Race, and Class), стала одной
из первых феминисток, кто построил
свою аргументацию вокруг точки пересечения
расы, гендера и класса. Кимберли
Крэншоу, известный феминистский теоретик
права, в своем эссе «Обозначая границы:
интерсекциональность, политика идентичности
и насилие в отношении женщин
небелого цвета кожи» (Mapping the Margins: Intersectionality,
Identity Politics and Violence Against Women of Color) назвала
эту идею интерсекциональностью.
Постколониальный феминизм
Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.
Постоколониальный
феминизм возник из гендерной теории
колониализма: колониальные державы
часто навязывают колонизируемым регионам
западные нормы. По словам Чиллы Бальбек,
в настоящее время
Феминизм
«третьего мира» — условное название
для группы теорий, разработанных
феминистами, сформировавшими свои
взгляды и участвовавшими в феминистской
деятельности в так называемых странах
«третьего мира». Феминисты из стран
«третьего мира», такие как Чандра
Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty) и Сароджини
Саху (Sarojini Sahoo), критикуют западный
феминизм на том основании, что он
этноцентричен и не принимает
во внимание уникальный опыт женщин из
стран «третьего мира». По словам
Чандры Талпад Моханти, женщины в
странах «третьего мира»
Культурный феминизм (КУФ)
Культурный феминизм стал
Культурные феминистки могут
время от времени выступать
с заявлениями, звучащими
Поскольку многие движения за
социальные изменения в 60-е
годы оказались раздробленными
или кооптировали, людьми овладели
пессимистические настроения
Современный феминизм
Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) — феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.
Многие
феминистки, однако, также ставят под
вопрос применение термина «феминист»
к тем, кто поддерживает любые
формы насилия по отношению к
любому полу, или к тем, кто не
признаёт фундаментального принципа равенства
полов. Некоторые феминистки, такие
как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) —
автор работы «Разумные создания»
(Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine
Strossen) — автор «Защищая порнографию»
(Defending Pornography), трактата на тему свободы
слова, считают, что в основе феминизма
лежит утверждение «Прежде
Проходят
дебаты и между феминистами-
Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.
Информация о работе История развития идеологии феминизма. Современный феминизм и его виды