История развития идеологии феминизма. Современный феминизм и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:54, реферат

Краткое описание

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов

Файлы: 1 файл

феминизм.docx

— 33.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

                                                                                               

Реферат по теме: 

«История  развития идеологии феминизма. Современный  феминизм и его виды» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно  2011

         
 
 

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

    Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями  запада: либеральная философия и  теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд  Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт  Маккузе и Теодор Адорно). Кроме  того на феминисткую мысль большое  влияние оказали идеологии молодёжного  протеста, борьбы негров за гражданские  права, утопии контркультуры, идеи сексуальной  революции. Первоначально феминистическая  литература возникла в США, а потом  в Великобритании и Франции. Первоначально  она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических  исследований, и появляется особая область гуманитарных наук — так  называемая «социальная феноменология», которая формируется на стыке  целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т.д. Проблемами феноменологии  занимаются не только женщины, и поэтому  в современной литературе под  феминистской мыслью в широком смысле слова понимают теоретическую деятельность, как женщин так и мужчин по осмыслению женской проблематики. 

    История феминизма

    Феминистки  и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к  суфражистскому движению 19-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под  «второй волной» понимают идеи и  действия, связанные с женским  освободительным движением, которое  начало развиваться с 1960-х годов  и выступало за юридическое и  социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

    Истоки  феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое  распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

    Впервые требования равноправия были выдвинуты  женщинами во время Войны за независимость  в США (1775—1783). Первой американской феминистской считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю  феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться  законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

    Во  Франции к началу Великой французской  революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные  клубы, члены которых участвовали  в политической борьбе. Однако французская  Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том  же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины  и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

    Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин —  революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор  Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат  слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти  и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в  общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император  Наполеон издал указ, объявлявший, что  женщина не имеет никаких гражданских  прав и находится под опекой у  мужчины.

    В Англии требование гражданского равноправия  женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое  может быть причислено к феминистским произведениям. 

    «Первая волна» феминизма

    Началом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы  равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном  выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого  документа являлись Элизабет Кэйди  Стэнтон и Лукреция Мотт.

    В 1869 году английский либеральный философ  Джон Стюарт Милль опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой  отметил, что «законодательная поддержка  подчинения одного пола другому вредна…  и есть одно из главных препятствий  на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

    Вопрос  о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое  место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата  Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине  право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также  имущественные права вдовы, соответствующие  правам мужа в случае смерти жены.

    Важной  фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной  из основательниц движения за право  женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм»  от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной  из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в  британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в  течение года объединила 5 тысяч  членов.

    В США в 1869 году были созданы две  организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное  право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины  оказались допущены к голосованию. 

    «Вторая волна» феминизма

    «Вторая волна» относится к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов. Исследователь Имельда  Велехан предположила, что «вторая  волна» была продолжением предыдущей фазы феминизма, включающей суфражисток в Великобритании и США. «Вторая волна» феминизма продолжает свое существование и сейчас и сосуществует с тем, что называют «третьей волной» феминизма. Исследователь Эстела Фридман, сравнивая первую и вторую «волны» феминизма, говорит, что «первая волна» сосредотачивалась на таких вопросах, как избирательное право, в то время как «вторая волна» в основном касалась других вопросов равенства — таких, как ликвидация дискриминации.

    Феминистская  активистка и публицист Кэрол  Ханиш придумала лозунг «Личное  — это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной». Феминистки «второй  волны» понимали, что различные формы  культурного и политического  неравенства женщин неразрывно связаны  между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты  их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских  властных структур. 

    Разновидности  идеологии феминизма

    Термин  «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и  групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе  женщин в разных странах, а также  с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга  и феминистки и феминисты могут  являться последователями нескольких течений.

    Анархо-феминизм.

    Вуманизм (от англ. woman — женщина).

    Духовный  феминизм.

    Культуро-феминизм.

    Лесбийский  феминизм.

    Либеральный феминизм.

    Индивидуалистский феминизм.

    Мужской феминизм.

    Марксистский  феминизм.

    Материальный  феминизм.

    Многокультурный феминизм.

    Поп-феминизм.

    Постколониальный  феминизм.

    Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

    Психоаналитический  феминизм.

    «Пушистый»  феминизм («легкомысленный феминизм»).

    Радикальный феминизм.

    Ролевой феминизм.

    Сексуально-либеральный  феминизм

    Сепаратистский  феминизм.

    Социалистический  феминизм.

    Социально-обусловленный  феминизм.

    Трансфеминизм.

    Феминизм  амазонок.

    Феминизм  стран третьего мира.

    Французский феминизм.

    Экофеминизм.

    Экзистенциальный  феминизм.

    Некоторые течения, подходы и люди также  могут быть описаны как прото-феминисты  или пост-феминисты. 

    Социалистический  и марксистский феминизм

    Социалистический  феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как  подвергающихся угнетению в связи  с их неравным положением на рабочем  месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются  сторонниками этого течения как  способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких  изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического  феминизма видят необходимость  совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической  системы.

    Карл  Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение  будет уничтожено, исчезнет и половое  неравенство. Эти мысли развиваются, в частности, в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» (1884). Энгельс связывает  подчинение женщины мужчине с  формированием частной собственности, классового общества и изменением характера  разделения труда в семье. По мнению марксистов, угнетение женщин полностью  исчезнет только с окончательной  ликвидацией общественного разделения труда и классового разделения. В  частности, Александра Коллонтай подчеркивала, что «история борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную  жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение».

Информация о работе История развития идеологии феминизма. Современный феминизм и его виды