Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:39, реферат
Цель данного реферата исследовать теорию «зеркального» «я» Ч. Кули, которая отражает в себе то, как формируется личность в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я».
Введение…………………………………………………………2 стр.
§1 Чарльз Кули: создание теории «зеркального» «Я»…………... 4 стр.
§2 Основные постулаты и метод теории «зеркального» «Я»…....5 стр.
§3 Групповой опыт………………………………………………….9 стр.
§4 Современные изменения в самоидентификации россиян…....13 стр.
Заключение……………………………………………………...14 стр.
Список литературы……………………………………………..17 стр.
Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.
Как отражение в зеркале
дает образ физического «Я», так
восприятие реакции других людей
на мое поведение или внешность
дает образ социального
«Я». Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других.
Это знание приходит из анализа реакций
окружающих на мои действия.
Маленький ребенок, первые артистические усилия которою критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.
Таким образом, «социальное
зеркало» постоянно действует, оно
постоянно перед нами и также
постоянно изменяется. Эти изменения
особенно видны, когда в детстве
при оценке своих способностей человек ориентирован
на мнение тех, с кем постоянно находится
в личном контакте, а затем, подрастая,
он уже ориентируется на мнение личностей,
хорошо разбирающихся в предмете его способностей.
Поэтому можно сказать, что при достижении
зрелости личность уделяет наибольшее
внимание созданию образа социального
«Я» на основании оценок компетентных
специалистов.
Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения7.
§4 Современные изменения в самоидентификациях россиян
Теория «зеркального» «Я» позволяет заинтересованному наблюдателю «заглянуть за» оборотную сторону процесса формирования самоидентификаций россиян в условиях современных реформ. Наши самопредставления складываются в значительной степени под влиянием ожиданий извне. Партийный босс может иметь таковую самоидентификацию лишь в том сообществе, которое готово считать его лидером. «Мисс русская красавица» тоже считается «единственной и неповторимой» лишь среди тех, кто соглашается разделять данное мнение. Когда же индивиды лишаются признания со стороны общественных структур, то их самоидентификация обычно быстро разрушается. Так, многие партийные функционеры советского периода отчаянно пытались сохранить свою самоидентификацию как «отцов нации, спасителей отечества, выдающихся руководителей» и т.д., но если в окружении значимых других выкристаллизовывались иные представления о них, то поддерживать прежнее видение себя как ответственного, достойного политического лидера оказалось невозможным, и многие ушли из общественной жизни. Но извне возникли новые типичные ожидания - в условиях становления рыночных отношений были востребованы прежние связи партийных функционеров. И что же? Всматриваясь в зеркало новых социальных реалий, прежние партийные боссы стали думать о себе и действовать так, как полагается это делать «новым русским», занятым предпринимательством. В обоих случаях самоидентификацию индивиды получали от общества, их социальные действия были адекватны специфическим социальным ситуациям, зеркальным отражением ожиданий значимых других.
Предвзятое отношение со стороны окружающих способно так повлиять на сознание индивида, что его "I" будет стремиться соответствовать сложившимся в "Me" этим негативным суждениям. Ныне многие русские, оказавшиеся в силу исторических обстоятельств за границей, на территории стран СНГ, под влиянием националистических, антирусских стереотипов извне они в своих самоидентификациях превращаются в людей второго сорта. Некоторые настолько уступают давлению пренебрежительного отношения к ним со стороны окружающих, что даже вернувшись в Россию, не готовы в полной мере отстаивать свои права. Индивид, оказавшийся в такой или подобной ситуации, может использовать постулаты концепции «зеркального» «Я» в практических попытках изменить свою судьбу. Ему следует отказаться от того «зеркала», откуда на него смотрит «гадкий утенок», «лицо кавказкой национальности» или просто замученный жизненными невзгодами человек. При этом, конечно, необходимо, чтобы "I" перебороло социальное давление со стороны "Ме", что позволило бы начать поиск иного социального окружения с другими «зеркалами», в которых индивид мог бы видеть вполне респектабельный образ. Однако, как считает Кули, обладать достоинствами можно лишь в том случае, если общество готово позволить это. В какой мере общество ценит человека, в той мере человек ценит себя.
В течение жизни индивиду, как правило, приходится неоднократно менять свою идентичность - при переходе во взрослую жизнь (потребность и появление другого «Я» связано с сильным влиянием нового социального контекста на собственное «Я», что существенно изменяет самоидентичность), при вступлении в брак, перемене работы или специальности.
В современном демократическом обществе, котором "I" преобладает над "Me", смена "зеркал" обычно проходит без катаклизмов для индивида. Тому также способствует разветвленная сеть общественных институтов с многообразными функциями, так что у индивида есть реальная возможность выбрать социальное «зеркало», адекватное его самоидентификации8.
Заключение
Итак, мы рассмотрели теорию «зеркального» «Я» Ч. Кули, которая отражает в себе то, как формируется личность в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я».
Благодаря исследованию процесса постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей мы:
Определяя возможность формирования с, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: представления о том, каким кажется человек
другим людям; представления об оценках,
которые даются ему другими людьми; интегральное
чувство «Я» (гордость, презрение и т. д.).
В соответствии с данными представлениями
человек строит свои действия, что и определяет
его личность.
Список использованной литературы
1 Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990.
2 http://lib.socio.msu.ru (электронная библиотека)
3 http://lib.socio.msu.ru (электронная библиотека)
4 Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994. - С. 324
5 Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. - М.: 1997. - С. 127
6 Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: 2001. – с.67
7 Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: 2002. – с.146
8 http://lib.socio.msu.ru (электронная библиотека)