Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:39, реферат
Цель данного реферата исследовать теорию «зеркального» «я» Ч. Кули, которая отражает в себе то, как формируется личность в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я».
Введение…………………………………………………………2 стр.
§1 Чарльз Кули: создание теории «зеркального» «Я»…………... 4 стр.
§2 Основные постулаты и метод теории «зеркального» «Я»…....5 стр.
§3 Групповой опыт………………………………………………….9 стр.
§4 Современные изменения в самоидентификации россиян…....13 стр.
Заключение……………………………………………………...14 стр.
Список литературы……………………………………………..17 стр.
Цель данного реферата исследовать теорию «зеркального» «я» Ч. Кули, которая отражает в себе то, как формируется личность в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я».
Основные задачи:
Исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей.
Понять каким образом происходит формирование самости? какую роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи)? какое оказывают влияние половое различие и сексуальная социализация? каким образом, “социальное зеркало” постоянно действует, постоянно изменяется? как в процессе «зеркального» «Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами, т. е. как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального «Я».
Рассмотреть обособление личности (которое является довольно сложным процессом, который продолжается всю жизнь) сначала от физического мира, а затем от социального.
Понять, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения.
Проследить современные изменения в самоидентификациях россиян. Рассмотреть, как сегодня под влиянием националистических стереотипов извне в своих самоидентификациях некоторые люди превращаются в людей второго сорта. Некоторые настолько уступают давлению пренебрежительного отношения к ним со стороны окружающих, что даже не готовы в полной мере отстаивать свои права.
Увидеть основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов.
Известно, что младенец
вступает в большой мир как
биологический организм и его
основной заботой в этот момент является
собственный физический комфорт. Через
некоторое время ребенок
Итак, рассмотрим эту тему подробнее.
Чарльз Хортон Кули (Cooley) родился 17 августа 1864 года в семье профессора права Мичиганского университета, который также являлся практикующим судьей. Получил образование и преподавал в Мичиганском университете (с 1907 – профессор), в 1918 – президент Американского социологического общества. Основные сочинения: “Человеческая природа и социальный порядок” (1902); “Социальная организация” (1909); “Социальный процесс” (1918); “Социологическая теория и социальное исследование” (1930) и др. Испытал влияние идей Конта , Спенсера , Ч. Дарвина, Уорда , Гиддингса , У. Джемса. Считается прямым предшественником символического интеракционизма. Мировая социологическая мысль ценит Кули, прежде всего за его теорию «зеркального» «Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, группа ровней, соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов. Его основные работы: "Человеческая природа и социальный порядок"; "Социальная организация"; "Социальный процесс". Умер Ч.Х. Кули 8 мая 1929 года.2
§2 Основные постулаты и метод теории "зеркального Я"
Прежде всего, заметим, что, на наш взгляд, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию "зеркальной самости" (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида, состоящей, как известно, из "I" и "Me". Попутно заметим, что концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных последователей символического интеракционизма, предложивших своё видение самости (И. Гоффман и др.), что тем более свидетельствует о спорности устоявшегося названия теории. Чтобы не вносить путаницу в терминологию, в настоящем учебном пособии сохранено традиционное название. Однако в уме мы будем держать отмеченное обстоятельство и помнить, что в данном случае Я выступает синонимом самости.
Теории Ч. Кули «зеркального» «Я» основывается на следующих трех постулатах:
1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
3) люди развивают самопредставлен
Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале,
интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует».
В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем – ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.
Ребенок, который считается «сорванцом», так и будет себя идентифицировать и, весьма вероятно, станет правонарушителем. Если с мальчиком обращаются так, что восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность этому образу становится источником силы, что, так или иначе проявится в соответствующем поведении. «Процесс, в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений, - пишет Кули. - Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. они замечают своё влияние на других людей или власть над ними. Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью»4.
На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и сексуальная социализация. Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем социальном образе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих, радуются или печалятся в зависимости от их расположения к себе. «Можно не сомневаться,- замечает Кули, - что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимы образ самой себя, которым она может жить: Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку».
Отмеченные Кули гендерные особенности в формировании самости лишь подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от общества. Причем и женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных общественных институтов.
В обыденной жизни «зеркальное» «Я» проявляется повсеместно. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена - более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке.
Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести «Душечка» - классический тому пример: она была желанным и любимым человеком именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии заинтересованных слушателей он напускает на себя вид «спеца» этого дела. Женщина, считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет её самоидентификацию. У молодого человека открываются необыкновенные сексуальные потенции, когда женщины, «значимые другие», находящиеся рядом с ним, верят, думают о нем как о Казанове. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и юмор в компании богословов. Социолог делает вывод, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям. Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.
§3 Групповой опыт
В самом начале жизненного
пути человек не имеет своего собственного
«Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского
тела. Даже различение физических границ
собственного тела от всего остального
мира является результатом довольно длительного,
последовательного изучения ребенком
окружающей среды и последующего открытия
того, что шум и движение вокруг его кроватки
принадлежат иному миру, а не являются
частью его собственного тела, как, например,
пальцы или руки.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт5.
То, что личность развивается
не просто путем автоматического
развертывания природных
Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я»?
Ч. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе «Синяя звезда» прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.
Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»- образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы.6
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс «Я» -открытия.