Институт брака в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: сравинить брачные отношения россиян и россиян исповедующих ислам.
Задачи:
Дать определении семье, кто занимался этой проблемой .
Выделить особенности брака мусульман и россиян.
Выделить права и обязанности супругов.
Определить причину разводов.

Оглавление

Глава 1. Теоретико-методологические основы к изучению семьи.

. Становление научных исследований семьи……………………………4
Общая характеристика брачных отношений мусульман………………9
Права и обязонности супругов…………………………………………..13
Развод мусульман…………………………………………………………16

Глава 2. Институт брака в российском праве.
2.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака………………….17
2.2. Права и обязонности супругов…………………………………………...20

Глава 3. Статистические данные разводов в России.
3.1. Причины разводов россиян……………………………………………….23
3.2. Факторы силы мусульманской семьи…………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………….29
Список литературы ………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая брак и семья в мусульманских ) (2).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Закон различает  добрачное имущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и  имущество, приобретенное во время  брака.

Семейный кодекс РФ различает законный и договорный режимы имущества супругов. Режим имущества супругов по закону действует, если брачным договором не установлено иное, а именно: супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, то есть на то имущество, которое они приобрели сообща (посуда, мебель, бытовые электроприборы, автомобиль, жилье и т.п.). При разделе это имущество делится на равные доли, даже если жена, например, не имела самостоятельного заработка, потому что вела домашнее хозяйство, растила детей. Вот вещи личного пользования каждого члена семьи являются его собственностью, равно как таковыми являются подарки, даже если они сделаны другим супругом, а также имущество, полученное по наследству. В числе объектов общего имущества Семейный кодекс РФ называет, кроме доходов супругов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, также ценные бумаги, права на доли в капитале, вклады, как внесенные в коммерческие организации или в кредитные учреждения, так и полученные супругами пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения16.

В соответствии со ст. 253 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что распоряжение имуществом, находящимся  в совместной собственности, происходит по согласию супругов, т.е. подразумевается, что совершаемая мужем (женой) сделка по распоряжению общим имуществом совершается с согласия другого супруга. Сделка может судом быть признана недействительной, только если суд выяснит недобросовестность совершившего сделку супруга.

Относящиеся к  совместной собственности супругов общие положения семейного законодательства РФ могут быть изменены супругами путем заключения брачного договора, который может быть заключен как в период брака, так и до его регистрации. Договор подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может изменить законный режим совместной собственности , супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения ими семейных расходов, но брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, нарушить принципы равноправия мужчины и женщины в браке и содержать такие условия, которые противоречили бы общим началам семейного законодательства. Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака, он может быть изменен или расторгнут по взаимному согласию супругов в любое время. Мало этого, как и всякий гражданский договор, он может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Статистические данные разводов в России

3.1 Причины разводов  россиян 

        Статистика, которая ведется в ЗАГСах страны, является неутешительной. С каждым годом популярность зарегистрированного брака падает. Разница между количеством браков и разводов в России с каждым годом сокращается. В современном обществе в моде гражданский брак. Но многие люди не учитывают того, что гражданский брак не наделяет супругов практически никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Статистика  разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%.

Демографы объясняют  такую печальную статистику тем, что в 2010 году наступил брачный возраст  юношей и девушек, рожденных в  начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся.

Причины разводов в России

Многие девушки и молодые люди запоминают день своей свадьбы на всю жизнь. Этот день дарит много радости жениху с невестой, их родственникам и друзьям. Еще бы, ведь день свадьбы – это день рождения новой семьи. К сожалению, как показывает статистика, многие союзы оказываются некрепкими и вскоре распадаются. Продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в 2010 году составила около года.

По многочисленным социологическим опросам специалисты  выявили основные причины развода  в РФ:

Алкоголизм  и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 41% браков.

Отсутствие  собственного жилья. По этой причине  разводятся около 26% супружеских пар.

Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 14% разводов.

Невозможность завести ребенка – 8% разводов.

Длительное  раздельное проживание – 6% разводов.

Тюремное заключение – 2%.

Длительная  болезнь супруга – 1%.

 

Также, социологи  выделили ряд причин, которые мешают супругам развестись. Наиболее распространенные – сложно «поделить» детей (35%), сложность с разделом имущества (30%), материальная зависимость одного супруга от другого (22%), несогласие мужа или жены на развод (18%).

Сама процедура  развода в России является достаточно простой. Супруги либо один из них  пишет заявление на развод. Расторгнуть брак можно в отделении ЗАГСа либо в суде. В ЗАГСе развестись можно лишь при обоюдном желании супругов и в том случае, когда у них нет несовершеннолетних детей. Вместе с заявлением супруги предоставляют в ЗАГС свои паспорта, свидетельство о браке и квитанцию на оплату госпошлины на развод. Оплату госпошлины за развод можно произвести через кассу ЗАГСа либо через банк. Через месяц – положенный срок на обдумывание, супруги получают свидетельство о разводе и отметку в паспорте, что брак расторгнут. При наличии несовершеннолетних детей развод осуществляется только в судебном порядке17.

 

                       3.2. Факторы силы мусульманской семьи

 

          Возможно ли воспитать ребенка вне семьи будет ли он полноценным получит ли необходимую долю заботы и внимания. Нет. Полноценная семья — единственный способ воспитания полноценной личности. Нет семей — нет здорового народа, нет народа — нет государства.

           О том, как обстоят дела у россиян на семейном фронте, говорит Александр Синельников18, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Оценка профессионала такова: «Популярность законного брака падает и в Москве, и в России в целом. На каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5–6 разводов, а это очень много!». Схожая картина наблюдается по всей стране.  По данным Расстата в 2009 году в России имело место 1200 000 браков и 700 000 разводов. В среднем по стране на 100 браков приходится 58 разводов, то есть более половины браков распадается. В отдельных регионах России статистика еще более плачевная, например, в Магаданской области — из каждых 100 браков 73 заканчиваются разводами, в Чукотской область 75, а в Мурманской области 78.

 Все это  приводит как это ни банально  к сокращению населения это во–первых, а во вторых к моральному ослаблению нации, воспитанной в неполноценных семьях: одинокие матеря вынужденные бороться за свое существование, брошенные дети вскормленные в стенах детдомов все это фрагменты картины о развале семьи и уничтожении семейной культуры.

КАВКАЗ. И ИСЛАМСКАЯ  АЛЬТЕРНАТИВА

          Республики Кавказа, однако, показывают жизнеспособность, хотя и здесь тенденции скорее отрицательные, чем положительные. Так в Чеченской республике, по данным Росстата например на 100 браков приходится всего лишь 9 разводов, в Ингушетии — 10 разводов, в Дагестане — 18 разводов.

Кавказская  ментальность все же намного крепче привязана к семейным ценностям  нежели российская и немалую роль в формировании данного отношения  сыграл ислам.

 Вне сомнения  исламские общества более стабильны в своих семьях, в мусульманских странах меньшее количество разводов меньше внебрачных детей, одиноких матерей и так далее.

 Одной из  причин является то что ислам  уделяет семье колоссальной внимание. Если вы откроете Коран то  едва ли не на каждой его странице найдете один или несколько аятов относящихся к вопросам семьи. Если мы откроем в интернете тематический список аятов Корана то обнаружим, что наибольшую регламентацию в Священной Книге получила именно тема семьи, она разбита здесь на 28 подразделов, тогда как например тема судебных решений имеет только 3 подраздела, тема торговли и производства 4 подраздела и так далее.

 Тоже самое  можно сказать и о пророческой  Сунне, которая является вторым  источником шариата. 

 Также если  мы обратимся к работам мусульманских ученых по фикху, то обнаружим, что вопросы семьи занимают весомое место в их трудах. Например, если взять известную в Дагестане книгу «Фикх Аль–Манхаджий» по шафиитскому фикху то обнаружим что семейные нормы занимают в этом трехтомном издании целый отдельный том. Это при том что в остальных двух томах содержится огромное количество информации на самые разнообразные темы начиная от обрядового поклонения и заканчивая уголовными наказаниями и финансовыми отношениями.

 Также этому  способствуют дополнительные факторы:

 — большая  семья. Семейные узы укрепляются  исламом за счет того что  здесь в круг семьи входит  намного больше родственников  чем это принято в России  или на Западе сюда помимо  родителей и детей входят бабушки  дедушки дяди тети и остальные родственники (социологи называют это большая семья). Если семья на западе это минимальное количество участников то в исламе она включает большой набор родственников что повышает значимость семьи и позволяет воспитать детей в рамках внутрисемейных отношений.

 — алкоголизм  как основная причина развода:  интернет–служба мировой статистики  заявляет что 51 % причин разводов  является алкоголизм и наркомания. Ислам беспощадно борется с  проблемой алкоголизма. И он  делает это весьма успешно.  Проведя свою антиалкогольную кампанию которая длилась 16 лет ислам навсегда избавил мусульманскую общину от этой проблемы. Да отдельные люди в мусульманских странах пили и будут пить, однако ислам вот уже 1400 лет не знает что такое проблема алкоголизма на общем государственном уровне когда речь идет о возможной гибели нации. Такая борьба против алкоголизма стала дополнительным фактором, укрепляющим семейные союзы в мусульманских странах.

 — запрет  на разврат, на прелюбодеяние:  ислам запрещает распущенность  нравов, внебрачные отношения между полами также запрещены. И хотя многое из того что в исламе запрещено сейчас совершается в этой сфере мусульманами, все же мусульманские народы сохранили определенную степень иммунитета и к этому вопросу.

 — раздельное  воспитание полов — каждый получает соответствующее его натуре воспитание, запрет на подражание одного пола другому. Это также способствует укреплению семейных отношений, так как в мусульманской семье роли четко распределены и нет недопонимания и неразберихи.

 — связь мусульманкой семьи с верой. Ислам есть полная гармонизированная система, каждая часть которой возвращается и опирается на ее основу (веру в Единого Бога) и переплетается в горизонтальной плоскости с остальными ее составляющими.

 Рассматривать  поэтому какой–то отдельный элемент ислама или фрагмент его правовой системы в отрыве от его основы, значит получить неправильной представление формировать отрывочную картину.

Почему так, потому что большое количество инструментов воздействия основаны в исламе на вере, если человек не верит не боится то конечно же он будет нарушать права в семье и воздействовать на него без религиозных инструментов будет скорее всего невыполнимым чем возможным. Поэтому аспектом усиливающим мусульманские семьи — является мировоззрение мусульманина, его связь с Всевышним Аллахом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

В заключение ко всему вышеизложенному следует  отметить следующее.

Определение брака  как союза мужчины и женщины  с целью создания семьи одинаково присуще и для российского и для мусульманского права. Ни российское законодательство, ни мусульманская правовая доктрина не признают однополые браки. Пожалуй, на этом абсолютные сходства мусульманского и российского права заканчиваются.

В последнее время наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами. Однако далеко не все из лиц, вступающих в интернациональные браки, осознают правовые последствия их заключения.

Особенно остро эта  проблема касается браков россиянок с гражданами стран мусульманского мира. Так, зачастую, женщина, не знакомая с нормой мусульманского права, вступая в брак с мусульманином, с удивлением узнает, что согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой. Если же он состоит в браке с христианской (или иудейкой), то она через него становится женой по закону, но он через нее мужем не становится. Жене полагается нести обязанности и выполнять все предписания, но муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене. Неудивительно, что для укрепления брака и повышения своего статуса жены склонны официально принять ислам. На самом деле проблема данного вопроса заключается не в юридической неграмотности россиянок или пробелах международного законодательства, а в контрастности национального менталитета, норм обыденного поведения и различия идеологической направленности мусульманского и российского права. Мусульманское брачное право – не просто совокупность религиозных предписаний, обличенных в шариатских законах, регулирующих брачно-семейные отношения в мусульманской семье; это целый свод нравственных определений и постулатов должной морали, целая колея запретов и рекомендаций, огромное количество правил и установлений, создающих специфическую правовую основу института брака для большинства современных мусульманских стран19.

Информация о работе Институт брака в российском праве