Институт брака в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: сравинить брачные отношения россиян и россиян исповедующих ислам.
Задачи:
Дать определении семье, кто занимался этой проблемой .
Выделить особенности брака мусульман и россиян.
Выделить права и обязанности супругов.
Определить причину разводов.

Оглавление

Глава 1. Теоретико-методологические основы к изучению семьи.

. Становление научных исследований семьи……………………………4
Общая характеристика брачных отношений мусульман………………9
Права и обязонности супругов…………………………………………..13
Развод мусульман…………………………………………………………16

Глава 2. Институт брака в российском праве.
2.1 Порядок и условия заключения и расторжения брака………………….17
2.2. Права и обязонности супругов…………………………………………...20

Глава 3. Статистические данные разводов в России.
3.1. Причины разводов россиян……………………………………………….23
3.2. Факторы силы мусульманской семьи…………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………….29
Список литературы ………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая брак и семья в мусульманских ) (2).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические основы к изучению семьи.

 

    1. . Становление научных исследований семьи……………………………4
    2. Общая характеристика брачных отношений мусульман………………9
    3. Права и обязонности супругов…………………………………………..13
    4. Развод мусульман…………………………………………………………16

 

Глава 2. Институт брака в российском праве.

2.1  Порядок и условия  заключения и расторжения брака………………….17

2.2. Права и обязонности  супругов…………………………………………...20

 

Глава 3. Статистические данные разводов в  России.

3.1.  Причины разводов россиян……………………………………………….23

3.2.  Факторы силы мусульманской  семьи…………………………………….25

Заключение  ………………………………………………………………….29

Список литературы ………………………………………………...31

 

 

                                                                                                                               

 

 

Введение

Издревле все  попытки осмысления общественной жизни  людей, так или иначе, но неминуемо  были связаны с пониманием семейно-ролевой  организации. Интерес к происхождению  человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Нет ни одного человека на Земле, в жизни которого не существовала бы семья. С детства мы окружены внимательными и добрыми родителями, а вырастая, ищем себе любящую и верную вторую половину, появляются дети. В мусульманских странах семье и браку уделяется особое внимание. Это закреплено исторически – обычаями и традициями.

Методологической  основой исследования в курсовой работе явились научные труды известных авторов. Вопрос о становлении научных исследований семьи написан по работе Зритневой Е.И. «Социология семьи»1, которая достаточно полно отражает возникновение и становление семьи с античных времен. Современные направления изучения семьи рассмотрены с помощью научного труда Черняк Е.М. «Социология семьи»2, который дает глубокий анализ данной проблеме. Семья как социальный институт более широко раскрыт в «Социологии» Кравченко А.И. Антонов А.И., Медков В.М. и Фролов С.С.3 в своих работах исследовали функции и жизненный цикл семьи. Следует отметить, что при написании работы использовались книги не только социологического содержания, но и психологического. Типология семьи и перспективы её развития нашли более подробное исследование в работе Коваль Н.А., Калининой Е.А. «Психология семьи и семейной дезадаптивности»4.

 

          Цель курсовой работы: сравинить брачные отношения россиян и россиян исповедующих ислам.

Задачи:

  1. Дать определении семье, кто занимался этой проблемой .
  2. Выделить особенности брака мусульман и россиян.
  3. Выделить права и обязанности супругов.
  4. Определить причину разводов.

 

          Гипотеза:

Современная мусульманская  семья, претерпев экономические, социальные и другие изменения в настоящее  время, в большинстве своем, представляет собой нуклеарную семью. Произошла европеизация мусульманской семьи.

Предметом исследования является отношение к браку и семье россиян исповедующих ислам.

Объектом  исследования является брак и семья, сходства и различия между россиянами и россияными исповедующих ислам.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы к изучению семьи.

 

    1. Становление научных исследований семьи

 

              Очевидно, что возникновение и становление всех форм семейно-брачных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и определено всем ходом движения истории. Это нашло отражение в существующих в социологической науке теориях возникновения брака и становления семьи как социального института.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту5. Геродот отмечал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен. А Платон считал семью неизменной исходной общественной ячейкой, но предлагал в своем сочинении «Идеальное государство» вводить общность жен, детей и имущества в целях достижения сплоченности общества .

Платон первый попытался дать философское толкование возникновению любви, психологической  близости мужчины и женщины. В его теории, представленной в мифе об андрогинах (два существа с единым телом, которые после приказа Зевса рассечь их пополам не могли достичь духовного покоя, пока не находили свою половину и не сливались в одно целое), под сексуальным влечением понимается стремление человека к своей целостности, что легче всего достичь путем образования семьи . Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” –государство.

Наибольший  вклад в становление исторического  подхода к исследованию института  семьи принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену – автору «Материнского права», а также шотландскому юристу Мак-Леннану, написавшему книгу «Первобытный брак» 6.

И. Я. Бахофен  разработал концепцию гетеризма  как состояния, через которое  прошли все народы в направлении  к индивидуальному браку и  семье, основанной на высоком положении  женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».

Значительный  вклад в развитие взглядов на семейно-брачные  отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис  Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский7.

Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории  формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату.

Л. Морган, американский юрист и этнолог, занимался изучением  проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах – «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» – он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род – это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Роду свойственна коллективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами  которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования8.

Известный труд, посвященный  развитию института семьи, принадлежит  Ф. Энгельсу – автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству – парный брак; цивилизации – моногамия.

Моногамия отличается от парного  брака большей прочностью брачных  уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной  из сторон. Теперь право расторгнуть  союз имеет только мужчина.

Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – такова единственная цель пожизненного единобрачия. Моногамия – это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм – родоначальник  «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.)9.

В XIX в. возникает направление  эмпирического изучения семьи –  акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения.

Итак, из попытки изучения семьи были приложены ещё в  древнем мире. В дальнейшем социологи  разных стран внесли вклад в становление  научных исследований семьи.

социология семья  брачный

 

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                           

 

1.2.  Общая характеристика брачных отношений мусульман

             

        Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства10.

Ислам в современном  мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.

В современной  России также имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь11. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман , встречается и цифра 20 млн.12

Для всех вышеперечисленных  стран и народов, так называемого  мусульманского мира, ислам является не только религиозным предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой, именуемой мусульманским правом.

Сущность мусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского «шараа» - направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1) Священная книга  Коран, состоящая из высказываний  Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;

3) Иджма – конкретизированные  положения Корана, изложенные крупными  учеными-мусульманистами;

4) Кияс – рассуждения  по аналогии о тех явлениях  жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Совсем до недавнего  времени, в мусульманских странах  существовало неразрывное единство религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего  все сферы жизни общества и государства.

На данный момент, ни в одном государстве исламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом. Однако, не смотря на стремительную модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое хотя и неравномерно, но неуклонно охватывало разные страны Востока со второй половины XIX века13, брачно-семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после отмены халифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа западноевропейской правовой модели.

Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

В отличие от стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки14.

В этих странах  государственная регистрация брака  существует, но не является обязательной. Наличие же брака, зарегистрированного  в государственном учреждении, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

Информация о работе Институт брака в российском праве