Идеи управления в рамках досоциологического этапа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Идеи управления в рамках досоциологического этапа
Досоциологический этап зарождения социологии управления…….…4
Возникновение социологии как новой научной мысли……………..….7
Зарождение и дальнейшее развитие новой отрасли социологического знания — социологии управления. Первые школы управления …………12
Заключение………………………………………………………...…………16
Список литературы………………………………………………………..……..17

Файлы: 1 файл

КР социолгия управления.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Автономная  некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 

       Контрольная работа

по дисциплине: «Социология управления»

    на тему: «Идеи  управления в рамках досоциологического этапа». 
     
     
     
     
     

  Выполнила: студентка 3 курса 

группы СЗГМ-09-11

Барилко Ольга  Александровна

Проверил:________________________ 
_________________________________

 
 
 
 

Краснодар, 2011г.

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Идеи управления в рамках досоциологического этапа
    1. Досоциологический этап зарождения социологии управления…….…4
    2. Возникновение социологии как новой научной мысли……………..….7
  2. Зарождение и дальнейшее развитие новой отрасли социологического знания — социологии управления. Первые школы управления …………12

    Заключение………………………………………………………...…………16

Список литературы………………………………………………………..……..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Управление  — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций.

Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распределение и потребление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Идеи  управления в рамках досоциологического этапа.
    1. Досоциологический этап зарождения социологии управления.
 

   Социология  управления прошла сложный путь, прежде чем превратилась в

современную отрасль социологического знания. Этот процесс включает в себя

несколько этапов. Первый из них назовем досоциологическим. Он охватывает

длительный  исторический период возникновения  и развития управленческой

мысли.  Его начало исследователи обычно ведут от древнейших времен, временем же окончания можно считать появление социологии как науки (1830— 1840-е гг.).

      Потребность в управленческих идеях возникла в обществе в связи с организацией совместного труда,  развитием обмена его результатами и распределением произведенных продуктов деятельности.  Переход от присваивающей экономики к производящей и зарождение первых древних цивилизаций стимулировали отделение управленческой деятельности от производственной и превращение ее в самостоятельную сферу труда Таким образом,  уже в древних цивилизациях  (Древний Египет, государства Ближнего Востока,  Древний Китай,  Древняя Индия) управленческая деятельность развивается в двух основных ипостасях —  как управление производством и как государственное управление.  Эти процессы вызвали к жизни необходимость разработки принципов управления, воплощенных, например, в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Индия и Китай внесли крупный вклад  в развитие представлений об управлении.  Так,  древнекитайский мыслитель Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда. Он считал, что:

а)  существуют четкие этические принципы,  которые  управленец не

может нарушать;

б)  нарушение  этих принципов — одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми;

в)  соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай и другим;

г)  другие этические правила управленца:  справедливость, искренность, честность.

     В Древней Греции активная политическая жизнь способствовала расцвету

интеллектуальной  мысли и побуждала к поискам  совершенной системы управления государством.  Вершиной управленческой мысли древнего мира, несомненно,  стали идеи Платона и Аристотеля. Именно эти древнегреческие мыслители впервые по-настоящему обосновали необходимость государственной власти и управления,  охарактеризовали основные формы правления —  монархию и республику,  причем последнюю как аристократическую,  так и демократическую («Государство»  Платона, «Политика» Аристотеля).

Новое время рождало новые управленческие идеи.  Они были связаны, прежде всего, с ранним утопическим социализмом («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца»  Т.  Кампанеллы).  В социальных утопиях XIV—XV  вв.  создавались проекты будущих государств,  базировавшихся на идеях справедливого социального управления в обществе,  осуществляемого меньшинством в интересах большинства. В эту же эпоху появились ставшие знаменитыми труды итальянского социального мыслителя Н.  Макиавелли,  в которых ставился вопрос о необходимости сильной центральной государственной власти.  Специалисты называют четыре принципа Макиавелли,  которые оказали влияние на развитие управления: 

1) авторитет и власть лидера коренятся в поддержке сторонников;

2) подчиненные должны знать,  чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; 

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

     Большое внимание проблемам управления уделяли английские и французские философы XVII—XVIII  вв.  Т.  Гоббс,  Дж.  Локк,  Д.  Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Основой развития государства и управления в обществе они считали идеи естественного права. Их продолжила теория общественного договора,  в соответствии с которой государственная власть —  результат соглашения между людьми,  заинтересованными в управлении,  способном обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав,  защиту жизни,  свободы и частной собственности.  В работах названных философов ставились также проблемы обеспечения социального порядка в обществе с помощью разумной системы управления. 

     Большая заслуга в развитии представлений  о государственном управлении принадлежит А.  Смиту (1776 — 1890  гг.).  В частности,  он сделал анализ различных форм разделения труда,  дал характеристику обязанностей государя и государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Возникновение социологии  как новой научной  мысли. 

      Продолжая разговор о предпосылках появления  идей и теорий социального управления,  следует рассмотреть социально-экономические факторы,  повлиявшие на их возникновение.  Эти предпосылки необходимо связывать,  прежде всего,  с развитием капитализма в первой трети XIX  в., которое не только поставило в центр социального знания проблемы взаимодействия общества и человека,  но и стимулировало особое внимание к управлению этим процессом. В странах капитализма,  прежде всего в Англии и Франции,  с одной стороны,  наблюдался значительный экономический,  социальный и политический прогресс  (после промышленного переворота конца XVIII  в., приведшего к появлению машинного производства), с другой —  усугублялась эксплуатация,  характерными становились кризисы,  неимоверно тяжелое положение рабочих,  использование женского и детского труда, увеличение продолжительности трудовой недели,  крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту. В ответ появились новые и мощные формы классового противоборства.  Рабочий класс стремился добиться улучшения своего положения.  Именно в этот период, в первой половине XIX  в.,  в социальной мысли возникают — как реакция на указанные выше процессы — новые теории. Это были и утопический социализм  (в рамках его позднего периода), и марксизм, и консерватизм,  и либеральное направление.  Определенной формой рефлексии социально-экономического и политического развития капитализма стала новая наука об обществе —  социология,  которая должна была объяснить закономерность этого процесса и всего того,  что могло быть с ним связано. В этих утопических и научных теориях и концепциях значительное место занимали проблемы управления обществом и производством. О.  Конт,  основатель социологии,  воспринял некоторые положения утопического социализма от своего учителя и патрона А. Сен-Симона, но при этом создал свою концепцию позитивной политики. Она содержала его видение управления обществом в условиях капитализма.  Французский социолог полагал,  что социальное управление в капиталистическом обществе должно базироваться на таком его обустройстве, которое предполагает гармонию всех классов на основе сохранения частной собственности и достижения консенсуса между ними.

      Целью социального управления,  по Конту,  является  «положительное согласование порядка и прогресса».  В основу управления необходимо поставить соблюдение моральных принципов.  Поскольку преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена,  государству следует стремиться к реализации

именно  данной задачи.  Особое внимание в  этой связи уделялось делу образования и воспитания пролетариата, которое государство просто обязано

взять на себя.  Управление обществом,  по мнению Конта,  должны осуществлять профессионально занимающиеся этим делом люди.

      Идея  социального управления рассматривалась  социологами не только на

теоретическом, но и на эмпирическом уровне. Ведь самые  первые исследования

эмпирического характера,  предопределившие еще  в XVII—XVIII  вв. возникновение целого направления социологической науки,  появились как ответ на потребность общества в получении информации о населении и материальных ресурсах для более эффективного социального управления. Проводились переписи населения  (самая первая во Франции в 1697  г.), правительственные обследования,  собирались данные о рождаемости, смертности, росте народонаселения, развитии семей, благосостоянии, богатстве

и бедности и т.д.

      Существенную  роль в развитии идей социального  управления сыграло появление социальной статистики  (А.  Кетле),  а вслед за ней —  моральной статистики и социальной гигиены. Социальная статистика оказалась связанной

с переходом  от сбора и количественных описаний данных к установлению постоянных закономерностей,  проявляющихся в соотношениях показателей

определенных  групп общественных явлений. Это  имело существенное значение для понимания того, чем и как необходимо управлять в обществе. Что касается

моральной статистики,  то здесь речь шла  о сборе количественных данных,

характеризующих моральное и интеллектуальное состояние  различных слоев

населения. 

      В XIX  в.  стали использоваться некоторые методы эмпирического социального исследования, в том числе опросы, включенное наблюдение, сбор

статистических  материалов и документов. Все это  представляло очень большой

интерес и имело существенное значение для  становления социологической науки о социальном управлении. Классики мировой социологии послеконтовского периода XIX в., в первую очередь Г.  Спенсер,  К.  Маркс,  Э.  Дюркгейм,  уделяли немало внимания проблематике социального управления.  Особенно это относится к Марксу. Вопросы управления в обществе волновали его как в критическом аспекте по отношению к капитализму, так и в позитивном плане, когда он прогнозировал развитие будущего социалистического и коммунистического общества. Заслуга Маркса заключается,  в частности,  в том,  что он рассматривал социальное управление как особый вид деятельности людей,  вне которой регулирование социальных процессов и достижение социальных целей становится невозможным.  Отсюда следует:  социальное управление требует специальной группы работников —  управляющих,  которые существуют вследствие объективной необходимости выполнения соответствующего (управленческого) труда.

Информация о работе Идеи управления в рамках досоциологического этапа