Идеи М. Вебера и современная Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Человечество интегрируется в глобальную систему, возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства, без которых невозможно создать нормальное взаимодействие. Это позволяет говорить о том возможном состоянии мировых государств, и России в частности, когда государственное устройство не содействует деградации человека, а, наоборот, при определенном уровне развития науки, техники и производительных сил поддерживает и развивает многообразие качеств личности.

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………………..2

Раздел I. Становление Макса Вебера как учёного...............................................7
I.1.Биография Макса Вебера………………………………………………...7
I.2.Идейно – теоретические предпосылки становления социологии Вебера……………………………………………………………………………...8

Раздел II. Концепция рациональности М.Вебера……………………………...10
II.1. Предмет и методы «понимающей социологии» как теории социального действия…………………………………………………………...10
II.1.1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук………10
II.1.2.Социальные действия:смысл, типизация и методы понимания.11
II.1.3.Концепция идеальных типов…………………………………….18
II.2. Проблемы рациональности в учении Вебера………………………21
II.2.1. Анализ общества по характеру действий его членов………..21
II.2.2. Бюрократия и границы рационального……………………….24
II.2.3.Иррациональная рациональность………………………………..28

Раздел III.Идеи М. Вебера и современная Россия …………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиография…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Соц. действия и проблемы рац-ти в учении М. Вебера.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  Стр.      

Введение……………………………………….…………………………………..2

 

Раздел I. Становление Макса Вебера как учёного...............................................7

I.1.Биография Макса Вебера………………………………………………...7

I.2.Идейно – теоретические предпосылки становления социологии Вебера……………………………………………………………………………...8

 

Раздел II. Концепция рациональности М.Вебера……………………………...10

II.1.   Предмет и методы «понимающей социологии» как теории социального действия…………………………………………………………...10

II.1.1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук………10

II.1.2.Социальные действия:смысл, типизация и методы понимания.11

II.1.3.Концепция идеальных типов…………………………………….18

II.2.   Проблемы рациональности в учении Вебера………………………21

II.2.1.    Анализ общества по характеру действий его членов………..21

II.2.2.    Бюрократия и границы рационального……………………….24

II.2.3.Иррациональная рациональность………………………………..28

 

Раздел III.Идеи М. Вебера и современная Россия …………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….38

Библиография…………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность проблемы

XX век – это век предупреждения. Он обрушил на человечество невиданные технические свержения, войны, катастрофы. И если катаклизмы будут продолжаться в том же темпе, то наш век может  оказаться концом истории. Могущество цивилизации сделалось угрозой для  жизни её создателей. Поэтому проблема выживаемости человека на Земле стала реальностью.

Человечество интегрируется в глобальную систему, возникают некоторые общие стандарты поведения, государственного устройства, без которых невозможно создать нормальное взаимодействие. Это позволяет говорить о том возможном состоянии мировых государств, и России в частности, когда государственное устройство не содействует  деградации человека, а, наоборот, при определенном уровне развития науки, техники и производительных сил поддерживает и развивает многообразие качеств личности. Общество, основанное на таком государственном устройстве, можно назвать рационально организованным.

В связи с этим становятся значимыми идеи ученых о рациональном благоустройстве общества. Одним из крупных социологов, занимавшихся данной проблематикой, является Макс Вебер.

 

Разработанность проблемы

Тема данной работы “Социальное действие и проблема рациональности в учении Макса Вебера”. По данной проблематике накоплен  достаточный объём литературы, которую условно можно разбить на следующие группы:

 

 

 

I первоисточники:

  • “Протестантская этика и дух капитализма”1;
  • “Объективность”  социально-научного и социально-политического познания”2;
  • “Критические исследования в области логики наук о культуре”3;
  • “О некоторых категориях понимающей социологии”4;
  • “Смысл “свободы от оценки”  в социологической и экономической науке”5;
  • “Основные социологические понятия”6;
  • “Политика как призвание и профессия”7;
  • “Наука как призвание и профессия”8.

В литературе данной группы можно непосредственно проследить взгляды учёного на общество: объяснение социального действия, типы социального действия, типы понимания, концепция идеальных типов, теория рациональности, типы идеального государства.

II критическая литература, среди которой можно выделить три вида источников:

    1. ученые о взглядах М.Вебера в своих монографиях:
  • совместная работа П.П.Гайденко и Ю.Н.Давыдова9;
  • работа Кравченко А.И.10;
  • работа Патрушева А.И.11;
  • работа Давыдова Ю.Н.12;
    1. статьи в учебниках по истории социологии:
  • Арона Р.13;
  • Давыдова Ю.Н.14;
  • Гофмана А.Б. и Давыдова Ю.Н.15;
    1. статьи в периодических изданиях:
  • Давыдова Ю.Н.16יִ17יִ18;
  • Кравченко А.И.19;
  • Зарубиной Н.Н.20;
  • Борзуновой Е.А.21;
  • Мнацаканян М.О.22

В литературе данной группы различные ученые оценивают творчество М.Вебера и, в принципе, достаточно одинаково анализируют концепции этого социолога. Интересной и полезной оказалась монография Патрушева23. Это, на наш взгляд, достаточно глубокое исследование проблематики, которой занимался рассматриваемый нами учёный, с одной стороны, и попытка проследить эволюцию критики учения М.Вебера различными ( как зарубежными, так и советскими) учёными.  Не менее полезными, в плане осмысления концепций Вебера, стали и статьи в журнале Социологические исследования. Особенное значение среди них для нас имели статьи Кравченко А.И.24 и Зарубиной Н.Н.25.

К сожалению, проблемой при написании данной работы стало отсутствие в фондах наших библиотек  монографии М.Вебера “Хозяйство и общество”. Хотя этот недостаток был, во многом компенсирован критическим очерком Гайденко и Давыдова26.

Также главы о М.Вебере представлены в учебниках по общей социологии, которые дают общие представления об учёном: учебники Кравченко А.И.27, Фролова С.С28, ЛавриненкоВ.Н.29. Важно отметить, что  эти пособия, в принципе не несут глубокой смысловой нагрузки и рассчитаны на широкий круг читателей, для студентов-социологов их недостаточно.

Как видим, данная проблематика достаточно хорошо разработана в отечественной литературе. Естественно, что необходима систематизация данных знаний.

 

Объект исследования

 Это работы М.Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”; Объективность”  социально-научного и социально-политического познания”; Критические исследования в области логики наук о культуре”; О некоторых категориях понимающей социологии”; Смысл “свободы от оценки”  в социологической и экономической науке”; «Основные социологические понятия”; «Политика как призвание и профессия”; «Наука как призвание и профессия”.

 

Предмет исследования

Социальное действие и теория рациональности в работах М.Вебера.

 

 

 

Цель работы

Систематизация взглядов М.Вебера на социальное действие и проблему рациональности; попытка применить теорию учёного по отношению к современной России.

 

Исходя из поставленных целей работы, имеем следующие задачи:

  1. выявить предпосылки становления взглядов Вебера;
  2. рассмотреть предмет и методы “понимающей социологии” как теории социального на основе работы “Основные социологические понятия”, “О некоторых категориях понимающей социологии”
  3. проанализировать проблему рациональности в учении М.Вебера
  4. попытаться применить идеи учёного к положению сегодняшней России;
  5. сделать выводы.

 

В соответствии с этим имеем следующую структуру данной работы:

  1. первый раздел: «Становление Макса Вебера как учёного»;
  2. второй раздел, состоящий из двух глав:
    • «Предмет и методы «понимающей социологии» как теории социального действия»;
    • «Проблемы рациональности в учении Вебера»;
  3. третий раздел: «Идеи М.Вебера и современная Россия».

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Становление М.Вебера как учёного

I.1. Биография Макса Вебера.

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который занимал весьма высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое наслаждался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами кальвинизма, постоянно озабоченной  возможностью божественного избрания и спасения души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

В начале жизни Вебер отдавал предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течение года Вебер находился на военной службе сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли вверх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив  социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог специально изучил русский язык, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий.

Среди основных работ Вебера отмечают: «Протестантская этика и дух капитализма»(1905), «О некоторых категориях понимающей социологии»(1913), «Политика как призвание и профессия»(1919), «Наука как профессия»(1920),«Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира»(1891; рус.изд.-1923), «Хозяйство и общество»(нач.раб.-1911, издана-1921), «О буржуазной демократии в России»(1906), «К истории торговых обществ в средние века».

Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года в Германии.

 

I.2. Идейно-теоретические предпосылки становления социологии Вебера.

Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, популярными при его жизни. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость представителей этой позиции в том, что структуры всецело  обуславливают поведение индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий. Не принял Вебер и использование естественнонаучных подходов для анализа общества, подчеркивая то, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на историю и будущее человеческих обществ.

Определенное  влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему причинных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.

Наконец, следует отметить влияние философской школы неокантианства, представители которой проводили радикальное различие, с одной стороны, между внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между ценностью и ее оценкой; ум и умственные категории формируют восприятие мира.

 

Итак, на становление М.Вебера как учёного-социолога оказали влияние:

  1. структурный  функционализм, представленный Эмилем Дюркгеймом;
  2. материалистическая теория К.Маркса;
  3. философская школа неокантианцев.

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Концепция рациональности М.Вебера

 II.1. Предмет и методы «понимающей социологии» как теории социального действия.

II.1.1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук.

Вебер пишет, что “в наши дни неоднократно делалась попытка защитить своеобразие социальных наук посредством установления границ между ними и “естественными науками””30.Он одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще, и общество не поддается научному познанию. Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?

По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так, ученый видел в определенном религиозном воззрении (протестантской этике) один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» считать это единственным социальным фактором. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он использует понятие «адекватной причинности»(сформулированное Дж.Ст.Миллем), применительно к социальным наукам. В работе “Критические исследования в области логики наук о культуре” Вебер приводит пример с игральными костями, делая вывод о том, что история, а значит, и социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Ее цель - установить степень того, что при событии x имеется определенная степень вероятности наступления события у: “в соответствии  с правилом  вероятности (каким-либо образом выраженным, редко – в идеальном случае-квантитативно) за определенным наблюдаемым (внутренним или внешним) событием следует определённое другое событие (или сопутствует ему)”31.

Информация о работе Идеи М. Вебера и современная Россия