Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:22, реферат
Необходимым принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.
Среда вуза - часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ
Мосина А.В.
6. Характеристика социокультурной среды ВУЗа
Необходимым принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.
Среда вуза - часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.
Социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.
Гуманитарная среда
при этом выступает как совокупность
элементов, воздействующих на процесс
гуманитарного образования и
характеризуемых
I. Информационно – ориентационный блок
1.1.Современная социокультурная среда вуза как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, должна отвечать следующим требованиям:
1.2.Социокультурная среда вуза способствует:
Поэтому важным в развитии социокультурной среды выступает включение в функционирование данной среды всех участников образовательного процесса.
1.3. Существует мнение, что барьерами в развитии современной социокультурной среды в вузе сегодня являются:
Развитие представлений о социокультурной среде
2.1. Отечественная педагогика рекомендует рассматривать социокультурную среду в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса.
2.2.Наиболее продуктивным решение этой
проблемы представляется в контексте
гуманизации общества и гуманитаризации
образования. Для осуществления широкой
гуманитаризации образования в России
необходимо решить ряд стратегических
задач, одной из которых является создание
гуманитарной среды как непременного
условия эффективного функционирования
учебного заведения. Для этого требуется
комплексное решение взаимосвязанных
проблем в области:
- осуществления учебного процесса;
- организации быта, досуга и отдыха;
- художественного и
научно-технического
- развития физической культуры и спорта;
- формирования здорового образа жизни.
2.3.Важнейшими направлениями формирования гуманитарной среды являются также
2.4. Наряду с общевузовской средой, включающей все направления деятельности данной педагогической системы, имеющей соответствующую материально-техническую инфраструктуру и решающую задачу подготовки специалиста, в нее включается:
2.5. Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на процесс взаимодействия гуманитарной среды (как части социокультурнной среды) и гуманитарного образования по опыту мировой и отечественной образовательных систем являются:
- повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формирования новой личности специалиста XXI века;
- расширение
фундаментальной гуманитарной
- возрастание
роли общей и специальной
- активное
взаимодействие различных
- существенные изменения во взаимоотношениях в системе "преподаватель-студент", "студент-преподаватель", что выражается в активном переходе от авторитарных методов общения к свободному партнерству, сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, в процессе социализации личности осуществляется взаимодействие социокультурной среды (в данном случае гуманитарной), гуманитарных, естественных и специальных знаний, эмоций и чувств, суждений и поступков.
Личность в процессе социализации входит в определенную систему общения, приобретает умение ориентироваться в жизненном пространстве, в приоритетах, практической деятельности.
Информация к обсуждению проблемы
Нужно ли разрабатывать модель социокультурной среды вуза, основанную на компетентностном подходе?
При разработке эффективной модели гуманитарной среды вуза необходимо исходить из следующих принципиальных положений:
1. Основные направления развития российского образования
2. Критерии развития
профессиональной
- создать типовую модель социокультурной среды вуза, имеющую гуманистическую направленность и соответствующую требованиям цивилизованного общества к условиям обучения и жизнедеятельности студентов в вузах, принципам гуманизации российского общества, гуманитаризации высшего образования и компетентностной модели современного специалиста высшей квалификации;
- определить систему показателей и требований к социокультурной среде, обеспечивающих благоприятные условия и комфортность для удовлетворения профессиональных, учебных, культурных, бытовых и досуговых потребностей студентов и преподавателей
Нормативная база
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р).
6. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Министерства образования РФ от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16).
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422).
8. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г.№561).
Приложение
ПРИМЕР: Концепция становления и развития воспитательной работы и социокультурной деятельности ФГОУ ВПО РГАЗУ.
1. Общие положения
Настоящая Концепция подготовлена на основании приказа Минобразования РФ от 27.12.2002 № 4670 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 №1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения».
В рамках данной Концепции в университете:
1. Выработана концепция становления и развития воспитательной работы и социокультурной деятельности РГАЗ утвержденная Ученым Советом университета.
2. Сформирована административная структура, подобраны высокопрофессиональные кадры, обладающие организационным и педагогическим опытом, способные поднять воспитательную работу университета в систематическом плане и наладить механизмы поддержания традиций и введения инноваций.
3. Выстроена теоретически система воспитательной работы и социокультурной деятельности и определены этапы ее практического внедрения.
4. Отрегулированы механизмы контроля за проведением воспитательной работы и социокультурной деятельности Ученым советом университета, который не менее одного раза в год заслушивает на своем заседании отчет проректора по общим вопросам.
5. Определены материальные возможности и финансовая поддержка для осуществления внеучебной воспитательной работы и социокультурной деятельности (проведение праздников, организация вечеров, дискотек, конференций, круглых столов, лекториев, творческих встреч и т.п.), наличие актовых залов (посадочных мест), конференц-залов (посадочных мест), зала проведения заседаний Совета по внеучебной и социально-культурной деятельности, библиотеки с читальным залом, музея и др.
6. Проработаны должностные обязанности и Положения.
2. Воспитательная работа
в ФГОУ ВПО РГАЗУ и миссия университета.
Воспитательная работа в ФГОУ ВПО РГАЗУ призвана способствовать успешному выполнению миссии университета:
1. Подготовке конкурентоспособных специалистов АПК, лидеров производства и бизнеса, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;
2. Реализации стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации в научных и учебно-воспитательных проектах ФГОУ ВПО РГАЗУ.
3. Нормативная база
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Информация о работе Характеристика социокультурной среды ВУЗа