Государство как основной субъект социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединения

Оглавление

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Социальная политика………………………………………………………. 5
2.Государственная социальная политика……………………………………5
3.Стратегия и приоритеты социальной политики………………………….6
4.Правовое обеспечение социальной политики России……………………8
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы:…………………………………………23

Файлы: 1 файл

новый реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 - беженцы,  вынужденные переселенцы; 

 - лица, подвергшиеся радиационному воздействию  вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

 - лица, вернувшиеся из мест лишения  свободы, специальных учебно-воспитательных  учреждений;

 - лица  без определенного места жительства;

 - семьи,  имеющие в составе лиц, злоупотребляющих  алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

 - семьи,  имеющие на попечении детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей; семьи с низким уровнем  доходов; 

 - многодетные  семьи;

  - семьи  несовершеннолетних родителей;

 - молодые  семьи (в том числе студенческие);

 - матери, находящиеся в отпуске по уходу  за ребенком;

 - беременные  женщины и кормящие матери;- самостоятельно  проживающие выпускники детских  домов и школ-интернатов;

  - осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей дети;

 - безнадзорные дети и подростки;

 - дети  и подростки девиантного поведения;

  - дети, испытывающие жестокое обращение  и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

 - разводящиеся  семьи; 

 - семьи  с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны;

 - лица, имеющие психологические затруднения,  испытывающие психологические стрессы,  склонные к суицидальным поступкам.

             Социальная политика признается сильной, если она ориентирована на результативную и последовательную реализацию обоснованных теоретических принципов и намеченных практических мер по удовлетворению социальных потребностей индивидов и социальных групп и приводит к осуществлению намеченной цели — достижению определенного эффекта в социальной сфере.

              Сильная социальная политика направлена на защиту всех элементов социальной структуры общества, а также отдельных личностей от разрушающих или тормозящих развитие процессов, что в конечном счете способствует усилению социальной направленности внутренней политики. А это значит, что социальная политика становится сильной, когда меры по достижению социально значимых целей согласуются с экономическим, культурным, экологическим и демографическим факторами общественного развития.

              Объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, социальные общности и отдельные граждане, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные общественные организации и объединения граждан.

          Социальная политика осуществляется в основных сферах социальных отношений в следующих направлениях:

·        оплата и охрана труда;

·        рынок труда, занятость и безработица;

·        регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;

·        пенсионное обеспечение;

·       социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;

·        социальное страхование;

·        социальное обслуживание — обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

·        образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

·        наука;

·        здравоохранение;

·        культура;

·        физическая культура, спорт и туризм;

·        демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;

·        экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;

·        защита социальных прав всех категорий граждан.

            Проводя социальную политику, социальное государство стремится равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные.

Практика  показывает, что роль государственных расходов на социальные нужды сегодня признается в качестве одной из существенных характеристик проводимой государством социальной политики.

                Вот как выглядят пропорции бюджетных расходов в социальных государствах развитых стран по данным 2003 года. В Швеции затраты на содержание бюрократии и силовые структуры составили 9,2 процента бюджета, а на социальные нужды — 40. Во Франции — 7,4 процента и 36,8. В Германии — 5,9 процента и 35,2. Примерно такие же пропорции в Норвегии, Италии, Великобритании, Канаде, Японии. В США — 8,3 процента и 21,61. Можно сделать вывод: для современных социальных государств характерно 4—5-кратное превышение социальных расходов над традиционными.

             Социальная политика социального государства призвана не допускать резкой дифференциации доходов в обществе и таким образом содействовать определенному выравниванию жизненных шансов представителей различных социальных групп. Именно с этой целью в развитых странах широко используются прогрессивное налогообложение и социальные трансферты — тем самым обеспечивается неизменность вектора социальной политики, направленного в одну сторону: «сверху — вниз». А это означает, что средства налогоплательщиков, выделяемые на социальные нужды, социальное государство расходует в основном на поддержку малообеспеченных слоев населения.

               При проведении социальной политики социальные государства руководствуются рядом установок, в их числе:

·          принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция Международной организации труда2), применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работника и его семьи с позиции расширенного (качественного) воспроизводства рабочей силы и организации достойной жизни;

·          принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных (рыночных) и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду, обеспечивать платежеспособный спрос населения и создавать основу для социальной стабильности в обществе;

·          принцип социальной сплоченности (важнейшее направление социальной политики Совета Европы3) как базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечение благосостояния всем членам общества, стремления к уменьшению неравенства в доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации общества.

            Следует отметить, что термины «достойный труд» и «достойный уровень жизни» нашли широкое применение в международных документах. Например, в ст. 23 (3) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) говорится:

                 «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».

                Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году в статье 7 декларирует «право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:

— справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;

— удовлетворительное существование для них самих  и их семей в соответствии с  постановлениями настоящего Пакта.

             В Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.), которую Россия ратифицировала в 2009 году (а подписала в 2000 г.), в ст.4 отмечается: «Признать право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни».

          За последние десятилетия XX века национальные системы социального страхования и обеспечения развитых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств. Так, на конец 1990-х годов государственные расходы на образование в странах ОЭСР составляли 5-8 процентов ВВП, на здравоохранение — 6—8 процентов. В целом государственные социальные трансферты были равны: 28 процентов ВВП во Франции, 25 — в Италии, 21 процент — в Германии и Швеции, 16 — в Великобритании, США и Японии4.

               Следует отметить, что государственные социальные трансферты сегодня охватывают подавляющее большинство — от 50 до 90 процентов населения развитых стран, по Европейскому Союзу этот показатель составляет 73 процента. Таким образом, в развитых странах государство сегодня несет основную ответственность за финансирование социальной сферы5.

           Практика показывает, что социальное государство стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе и активизировало деятельность других социальных субъектов с помощью предоставления различных преференций по добровольному пенсионному и медицинскому страхованию. Этот факт общественного развития свидетельствует о том, что включение государства в реализацию социальных функций общества не есть результат развития какой-либо отдельной страны, это — итог цивилизационного развития общества.  

Высокий уровень социальной защиты — характерная  особенность, европейской социальной модели. Основные социальные риски, на снижение которых ориентируется  социальная защита, это старость, выход  на пенсию, смерть кормильца, инвалидность, беременность, уход за детьми, безработица, необходимость поддержки больных и людей пожилого возраста. В среднем страны — члены ЕС расходуют на эти цели 27,5 процента ВВП, при этом 2/3 ресурсов, выделяемых на социальную защиту, — расходы на пенсии и здравоохранение.

Эксперты  Евросоюза выделяют два важнейших  направления модернизации действующих  в странах ЕС систем социальной защиты. Во-первых, это совершенствование  политики доходов путем регулирования  налогообложения и рынка труда в целях увеличения количества рабочих мест. И, во-вторых, это обеспечение трудовой мобильности на протяжении всего жизненного цикла путем создания условий, облегчающих переход от работы к обучению и самозанятости.

С учетом изложенного эксперты приходят к следующему выводу: проводимая социальным государством эффективная социальная политика обеспечивает максимально возможную занятость и достойную заработную плату, безопасные условия труда и непрерывное повышение квалификации работников. А также развитие доступного для всех качественного образования и здравоохранения, реализацию системы эффективного социального страхования и пенсионного обеспечения. Кроме того — проведение адекватной потребностям и возможностям широких масс жилищной политики, государственную поддержку семьи, материнства и детства. И еще заботу о престарелых и молодежи, гарантии экологической безопасности населения, неограниченный допуск к ценностям культуры и другие функции социального характера.

Необходимыми  условиями для реализации государством эффективной социальной политики являются:

— высокий  уровень конкурентоспособности  национальной экономики на мировом  рынке;

— законодательная  база, гарантирующая экономическую  свободу человека, правовое и политическое равноправие всех граждан;

— развитое гражданское общество, способное  отстаивать свои интересы и обеспечивать общественный контроль за действиями государственной власти.

           Теперь обратимся к практике Российской Федерации.

Конституцией  РФ предусмотрено предоставление гражданам важнейших гарантий и прав социального характера — на труд и его оплату (ст. 7 и ст. 37), на отдых (ст. 37), на жилище (ст. 40), образование (ст. 9 и ст. 43), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на социальное обеспечение (ст. 39 и ст. 49) и др. Однако реальная картина убедительно свидетельствует о недостаточной эффективности многих направлений проводимой в России социальной политики.

               Так, в 2008 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составил в России 2 300 рублей, а с января 2009 года он равен 4 330 рублям. Это около 86 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН), который составляет в среднем по России не многим более 5 000 рублей. В развитых странах, как правило, ПМ ТН приравнивается к 2/3 средней зарплаты (СЗП). Соотношение между МРОТ и СЗП в России в 2008 году составило 24 процента. В 2005 году это соотношение равнялось 11 процентам. А, согласно Европейской социальной хартии, соотношение МРОТ и СЗП должно быть не ниже 50 процентов. Доля оплаты труда в ВВП России сегодня составляет 45 процентов, а в развитых странах от 53 процентов и выше6.

Информация о работе Государство как основной субъект социальной политики