Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:42, контрольная работа
Актуальность исследования проблем жилищной политики определяется ролью жилищного сектора в решении задач существования и дальнейшего развития человеческого общества. Практика показывает, что, к сожалению, экономические и политические соображения часто перевешивают социальные для прямого вмешательства государства в жилищную сферу.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
1. 1. Реформы в сфере управления жилищным фондом
1. 2. Жилищное строительство и база стройиндустрии
1. 3. Финансовые механизмы в жилищной сфере
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо разработать систему мер, направленных на расширение источников и обеспечение надежности жилищного финансирования за счет частного сектора, создание целостной системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, обеспечивающей гражданам приобретение жилья в собственность, с использованием собственных и кредитных средств.
Особое место в обеспечении финансирования жилищной сферы отводится развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, развитию и совершенствованию законодательной и нормативной базы, регулирующей деятельность участников рынка ипотечных кредитов, включая:
обеспечение прав кредиторов на возврат кредитных средств, обеспеченных ипотекой жилья, при гарантии социальных прав граждан на жилье;
разработка законодательных нормативных основ, обеспечивающих регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций и других финансовых институтов, предоставляющих и обслуживающих долгосрочные жилищные ипотечные кредиты;
создание благоприятной налоговой среды, стимулирующей деятельность всех субъектов рынка жилищных ипотечных кредитов;
создание системы гарантий по эмиссионным ипотечным ценным бумагам для инвесторов, обеспечивающих привлечение долгосрочных ресурсов, в сферу жилищного кредитования;
создание законодательных основ для функционирования операторов вторичного рынка ипотечных кредитов, а также нормативной базы, обеспечивающей их эффективное взаимодействие с первичными кредиторами;
развитие системы страхования рисков в области жилищного ипотечного кредитования;
создание специализированных фондов страхования вкладов населения, включая долгосрочные жилищные накопления.
Привлечение в сектор жилищного финансирования отечественных и иностранных инвесторов предполагается добиваться мерами макроэкономического регулирования в финансовой и кредитной сферах, расширением прав и гарантий инвесторов. К числу необходимых мер, которые в состоянии предпринять государство для снижения рисков инвестиций в строительство, относятся: упрощение процедур и усиление правовых гарантий землепользования и застройки через введение системы правового зонирования; вовлечение в оборот земельных участков под застройку с гарантированными правами собственности[3].
Финансирование коммунальной инфраструктуры за счет собственных средств коммунальных предприятий возможно путем надлежащего контроля предприятий в процессе тарифного регулирования за эффективным целевым использованием амортизационных отчислений, прибыли, затрат на ремонт, включаемых в состав себестоимости согласно действующему законодательству, а также посредством включения в тариф затрат на возврат и обслуживание долгосрочных заимствований. Для этого необходимо усовершенствовать методики расчета тарифов, разработать средне- и долгосрочные планы развития предприятий.
Перспективным направлением развития должно стать постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Перспективным путем осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.
В целях повышения эффективности социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг необходимо ускорить переход на бездотационное содержание жилищно-коммунального сектора. Необходимо завершить коренной поворот от поддержки производителя работ и услуг в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве к адресной поддержке потребителей и полностью устранить перекрестное субсидирование коммунальных услуг, что приведет к снижению тарифов на коммунальные услуги для предприятий-потребителей и к снижению их затрат. Это позволит переориентировать значительные бюджетные средства с дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг на адресную поддержку потребителей из числа малоимущих семей, обеспечить большую прозрачность в расходовании бюджетных средств[4].
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2009-2011 году при участии Минэкономразвития России реализовывались следующие основные направления жилищной политики: стимулирование развития жилищного строительства, поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, и повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.
Реализация указанных направлений осуществлялась при участии таких институтов развития, как: Фонд ЖКХ, целями деятельности которого были создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, а также внедрение ресурсосберегающих технологий; Фонд РЖС, которым для расширения масштабов эффективной поддержки массового строительства жилья для всех категорий граждан осуществлялась передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности; ОАО «АИЖК», которое продолжило свою деятельность по созданию единых стандартов ипотечного жилищного кредитования, обеспечению доступности ипотечных кредитов для широких слоев населения на всей территории Российской Федерации, рефинансированию ипотечных кредиторов, а также формированию рынка ипотечных ценных бумаг.
В последние несколько лет Минэкономразвития России принимало активное участие в подготовке нормативных правовых актов в жилищной сфере, в том числе касающихся формирования рынка доступного жилья эконом-класса (в том числе малоэтажного), отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, развития ипотеки и других инструментов, повышающих доступность жилья, а также нормативных правовых актов, направленных на координацию деятельности фондов содействия развитию жилищного строительства и реформированию жилищно-коммунального хозяйства и ОАО «АИЖК». Важным механизмом поддержки жилищного строительства стала реализация программ Фонда ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов.
В целях совершенствования мониторинга реализации приоритетных национальных проектов и мероприятий по улучшению демографической ситуации Минэкономразвития России приняло участие в разработке Типовой инструкции о порядке составления и предоставления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов и мероприятий по улучшению демографической ситуации, утвержденной Правительством Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № ВП-П12-4159, в которой нашли свое отражение предложения Минэкономразвития России по ее дополнению отдельными показателями, характеризующими эффективность реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»[5].
С учетом предложений Минэкономразвития России разработан и в настоящее время проходит регистрацию в Минюсте России проект приказа Минрегиона России о Стандарте жилья экономического класса, определяющего, что максимальная стоимость 1 кв. м жилого помещения экономического класса не должна превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленную Минрегионом России, а стандарт ценовой доступности не может превышать 30 тыс. рублей за 1 кв. м общей площади жилья при строительстве (приобретении) жилья для категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
При участии Минэкономразвития России подготовлен и впоследствии принят Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»[6] и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность установления Фондом РЖС требований к параметрам объектов жилищного строительства, возводимых на предоставляемых Фондом РЖС земельных участках (в том числе требований, касающихся плотности застройки, этажности, применяемых технологий и материалов), как при продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков Фонда РЖС в целях жилищного строительства, так и для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства.
Минэкономразвития России были поддержаны изменения, установленные Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»[7] и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и предусматривающие сохранение в 2010 году в рамках антикризисных мер Правительства Российской Федерации минимальную долю финансирования за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджета муниципальных образований.
Федеральным законом № 316-ФЗ также было введено право наблюдательного совета Фонда ЖКХ устанавливать в 2010 и 2011 годах предельный объем средств Фонда ЖКХ, который может быть использован в соответствующем финансовом году для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, а также предельный объем финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, который может быть предоставлен в указанном периоде каждому субъекту Российской Федерации. Данная мера позволит избежать проблем, которые могут возникнуть из-за недостаточности средств Фонда ЖКХ в связи с их передачей в собственность Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом № 316-ФЗ правлению Фонда ЖКХ предоставлена возможность устанавливать порядок перечисления субъектам Российской Федерации средств в зависимости от сроков поступления и объема средств, которые будут возвращены в 2010 и 2011 годах в Фонд ЖКХ из федерального бюджета, а также соблюдения сроков и показателей реализации региональных адресных программ.
Для повышения эффективности использования финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, а также в связи с тем, что предоставление такой финансовой поддержки являлось антикризисной мерой и на данный момент фактически реализовано, Минэкономразвития России поддержало изменения, внесенные Федеральным законом № 316-ФЗ, обязывающие субъекты Российской Федерации вернуть в Фонд ЖКХ средства, которые не использованы и уже не будут использованы в силу отсутствия обязательств по заключенным государственным контрактам на приобретение жилых помещений.
В части стимулирования жилищного строительства усилия государства будут нацелены на формирование благоприятных условий для банковского кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, в том числе жилищных некоммерческих объединений граждан, индивидуальных застройщиков, участников долевого строительства, пайщиков закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
Кроме того, будет продолжена работа по подготовке стратегических документов в области развития промышленности строительных материалов и ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
В целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Фонду ЖКХ из федерального бюджета будут предоставлены средства в размере 15 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей на финансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в моногородах. В этой связи Минэкономразвития России примет участие в подготовке решения Правительства Российской Федерации о дополнительном взносе Российской Федерации в Фонд ЖКХ в целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать вывод, что необходимым условием государственной жилищной политики является формирование такой структуры рынка, которая сделает жилье доступным в той или иной форме для большинства россиян, — с другой.
Способы решения первой проблемы видятся на двух направлениях. Первое включает создание рынка доступных земельных участков для строительства через механизм открытых земельных аукционов. В этом направлении начал действовать Фонд содействия развитию жилищного строительства. Второе — создание в сфере жилищного строительства саморегулируемых организаций и снижение административных барьеров.
Вопросы же доступности жилья по-прежнему остаются сложными. Исследования показывают, что только 18% россиян сегодня способны приобрести необходимое им жилье просто с помощью ипотечного кредита без дополнительной поддержки со стороны государства. У половины населения (в том числе и со средним доходом) — отсутствует возможность как приобретать, так и арендовать жилье. Примерно 30–35% россиян нуждаются в социальном жилье.
Сегодня актуальной задачей остается формирование нового сегмента жилья эконом-класса, доступного группе населения со средними доходами по ценовым качествам и отвечающего современным требованиям по качественным характеристикам. Именно на нем нужно сфокусировать поддержку спроса, финансирование ипотечных кредитов с помощью государства, государственный спрос, кредитование строительства, насыщение рынка земельными участками, снижение административных барьеров
6
[1] Пузанов А. Жилищная политика в России – мифы, заблуждения и реальность // www.socpolitika.ru
[2] Овчарова Л. В. Социальная политика государства как фактор обеспечения экономического развития. М., 2009.
[3] Аксёнова И. А. Общие принципы государственной жилищной политики: из опыта зарубежных стран // Вестник экономической интеграции, 2008. - № 2. – С. 91-98.
[4] Косарева Н. П. Рынок жилья и государственная жилищная политика // Экспертный канал «Открытая экономика» // www.opec.ru
[5] Глазунов В., Самошин В. Доступное жилье. Люди и национальный проект / Под ред. В.Л. Глазычева. автор предисловия В.Л. Глазычев. М.: Европа, 2006.
[6] Федеральный закон от 24 мая 2010 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» // Консультант Плюс
[7] Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Консультант Плюс
Информация о работе Государственная жилищная политика как элемент социальной политики