Государственная семейная политика. Основные законодательные акты. Социальные проблемы многодетных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.

Оглавление

Введение
Государственная семейная политика. Цели и задачи. Основные законодательные акты.
Проблемы современной семьи и семейной политики в России
Концепция семейной политики
Семейная политика как фактор национального возрождения России
Демографическая политика
Президентская программа семейной политики
2. Многодетная семья: проблемы и перспективы
2.1 Понятие многодетной семьи, категории многодетных семей
2.2 Проблемы многодетной семьи: социальные аспекты
2.3 Многодетная семья: экономические аспекты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ).docx

— 65.91 Кб (Скачать)

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Технология социальной работы с семьей и детьми»

По теме «Государственная семейная политика.

Основные законодательные акты.

Социальные проблемы многодетных семей»

 

 

 

Кемерово 2013 год

Содержание

Введение

  1. Государственная семейная политика. Цели и задачи. Основные законодательные акты.
    1. Проблемы современной семьи и семейной политики в России
    2. Концепция семейной политики
    3. Семейная политика как фактор национального возрождения России
    4. Демографическая политика
    5. Президентская программа семейной политики

2. Многодетная семья: проблемы и перспективы

2.1 Понятие многодетной  семьи, категории многодетных семей

2.2 Проблемы многодетной  семьи: социальные аспекты

2.3 Многодетная семья: экономические  аспекты

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.  
 Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов  - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, старением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне. 
 Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса. 
 Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения  благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Государственная семейная политика. Основные государственные акты. Цели и задачи. 
 

 

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций". 
 Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь". 
 Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 
2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 
3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. 
 Имеются следующие замечания в связи с цитируемым положением. 
 
 Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей (2), а также "рождения и воспитания здоровых детей"(3) предусматриваются в пункте 1 в части обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством. 
 Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:

  • обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;
  • создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;
  • содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;
  • формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;
  • решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;
  • предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.

  Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций. 
 В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

    • развитие законодательной базы государственной семейной политики;
    • демографическая политика в отношении семьи;
    • экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;
    • социокультурная политика в отношении семьи;
    • развитие социального обслуживания семьи;
    • государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;
    • региональная семейная политика;
    • взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;
    • разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

Эти ключевые направления социальной политики в отношении семьи нуждаются в фундаментальном научном анализе и обосновании, основательном подкреплении на уровне социальных технологий.

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы современной семьи и современной политики в России

 

 

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения "демографическая катастрофа", "семья скоро отомрет", призывы "спасите семью". Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно.

Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменении её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

 

    1. Концепция семейной политики

 

 

Семья как уникальный и фундаментальный институт общества в полной мере отражает и фокусирует характер любых социальных изменений. Поэтому задача ее укрепления должна интегрироваться в контекст актуальных проблем нашей жизни. Она выступает как исходная природно-социальная общность, обеспечивающая сохранение и развитие человеческого рода, среды его обитания через воспроизводство и социализацию индивида, интимность и коллективность его бытия одновременно.

Всеобщий кризис, характерный для современного этапа развития, создает существенные трудности в реализации семьей своих функций. Это сопровождается снижением уровня жизни населения, увеличением социальной и географической мобильности, миграцией за пределы государства, ухудшением демографической ситуации и здоровья семьи, падением нравов и изменением культурных ориентиров и т.д.

На фоне существующих проблем концепция семейной политики, естественно, не могла не отразить следующие узловые моменты:

  • роль и значение семьи в развитии общества и ее место в структуре общественного производства;
  • состояние и особенности организации института семьи, а также модель его перспективного развития;
  • характер, цели и задачи семейной политики и пути ее институализации;
  • факторность и значение семейной политики для национального возрождения России.

Анализ этих социальных характеристик базируется на философско-социологическом осмыслении, знаниях о семье, накопленных различными науками (историей, правоведением, психологией, экономикой и т.п.), результатах эмпирических социальных исследований.

Поэтому использование данной концепции в практике органов управления будет способствовать формированию и поддержке инноваций в решении социальных проблем, а универсальный характер положений и выводов концепции может экстраполироваться на любой регион с учетом его специфики.

Сегодня семья должна занять определяющее место в структуре общества, а ее деятельность по жизнеобеспечению человека - стать базисом общественного производства.

Переход человечества на новый виток развития, основу которого составляет приоритет общечеловеческого, общественного над классовым, групповым, синтез коллективного и индивидуального, переход от отчужденного от природы социального к природно-социальному единству. Именно на этой основе предстоит преодолеть экологический и социальный кризисы. Сделать это можно за счет устранения накопившихся противоречий между обществом и природой, обществом и человеком как природно-социальным феноменом. И именно семья в этих условиях может сыграть свою положительную роль, если она сумеет преодолеть критические тенденции, а общество поможет ей в этом.

Необходимо возвратиться к идее того общественного развития, где человек действительно играл роль непреходящей ценности, а семья обрела статус связующего звена между природой и обществом: из ячейки общества, его малой группы превратилась бы в изначальную природно-социальную общность людей, обеспечивающую сохранение и развитие человеческого рода, среды его обитания через воспроизводство и социализацию индивида, обеспечение интимности и коллективности его бытия одновременно.

Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяйство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производственная деятельность и т.д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не может существовать ни человек, ни общество. Поэтому семья должна рассматриваться как природно-социальный "базис", над которым постоянно развивается и видоизменяется "надстройка", т.е. сфера производства средств коллективной жизни, накапливается и преобразуется от конкретно-исторического к общечеловеческому опыту людей.

В подобном понимании "базиса" и "надстройки" реализуется социологический подход к обществу как социальной системе, преодолеваются негативные последствия отождествления ее с экономической подсистемой, когда в качестве базиса признаются лишь производственные отношения (в форме социально-классовых), а надстройкой - сознание и организационные формы бытия. Таким образом, игнорируется тот факт, что устойчивые основания социальной жизни исторически заложены природой и даны людям в такой форме организации их жизни, как семья. И это необходимо учитывать сегодня, когда логика общественного процесса ставит семью в центр событий.

При таком подходе воспроизводство человека и производственная деятельность семьи органически включаются в систему общественного производства. Его истинный смысл - создание всей совокупности условий для нормальной жизни людей. Человек - вот суть и содержание прогресса и цель общественного производства. Нормально функционирующая, а не нищенствующая семья является критерием развития промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, бытового обслуживания, жилищного строительства, эффективности государственной деятельности, а следовательно, и семейной политики.

 

 

 

 

 

 

    1. Семейная политика как фактор национального возрождения России

 

 

Конструктивный принцип осуществления семейной политики в современных условиях связан с воссозданием национального самосознания в структуре общественного, массового и индивидуального сознания. Сам факт начала такой работы знаменует собой приведение к единству дискретных форм современного общественного сознания. Решению такой исключительно сложной задачи должно способствовать восстановление массива постоянно необходимой и жизненно важной информации в его структуре.

Информация о работе Государственная семейная политика. Основные законодательные акты. Социальные проблемы многодетных семей