Герберт Спенсер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:31, реферат

Краткое описание

Ге́рберт Спе́нсер (Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус. Главные сочинения: "Психология" (1855), "Социальная статистика" (1848), "Система синтетической философии" (1862-1896).

Файлы: 1 файл

Ге́рберт Спе́нсер.docx

— 57.33 Кб (Скачать)

Общество

Важнейший принцип социологии Спенсера — уподобление общества организму.

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из 3-х  относительно автономных частей (систем «органов»):

  • поддерживающая — производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Социальная  эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не должно вмешиваться  в естественные процессы, протекающие  в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».

Такая постановка вопроса  допускает признание объективного развития общественных явлений, но она  ведет к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как  якобы естественных явлений. Распространение  на общества принципа «борьбы за существование» создает основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.

Личные  права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

  • безопасность личности,
  • свободное передвижение,
  • свобода совести,
  • свобода речи,
  • свобода печати и др.

Спенсер защищал «право каждого  человека заниматься своими делами как  ему угодно, каковы бы ни были его  занятия, лишь бы они не нарушали свободы  других». Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.

 

Работы  Спенсера

  • «Социальная статика» (1851)
  • «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy, 1862-1896) — Основное сочинение в 10-ти томах
    • «Основные начала» (First Principles, 1862). — DJVU. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
    • «Основания социологии» (The Principles of Sociology, 1874-1896). — PDF. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  • «Человек и государство» (The Man versus the State, 1884)
  • «Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion, 1885)
  • «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government, 1843)
  • «Образование умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861)
  • «Факты и комментарии» (Facts and Comments, 1902)
  • «Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative, 3 vol., 1891)
  • «Данные этики» (The Data of Ethics, 1879)
  • «Справедливость» (Justice, 1891)

Вывод

Герберт Спенсер является одним из основателей социологии. Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии. Опираясь на эту идею, Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция для английского  социолога — это универсальный  процесс, одинаково объясняющий  все изменения как в природе, так и в обществе. Эволюция — это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое — общество. На громадном этнографическом материале Спенсер рассматривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию  Спенсер трактовал как многолинейный процесс.

 

Список источников

Радугин А. А., Радугин К. А.: Социология: курс лекций - 3-е изд., перераб. и дополн.—М: Центр, 2003. - 224 с: ил.

http://bibliotekar.ru/filosofia/index.htm

http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Герберт Спенсер