Герберт Спенсер – основоположник органистической школы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 12:18, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования: в современной России происходит сложный и противоречивый процесс обновления, демократизации всех сторон общественной жизни на основе формирования в стране гражданского общества и правового государства. Стратегическая цель трансформации российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые предпосылки для его постепенной органической интеграции в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что силовые, революционные методы социального прогресса исчерпали себя. Более того, они таят в себе угрозу тяжёлых локальных и международных конфликтов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Биография ученого социолога Герберта Спенсера...…….. 5
Глава II. Содержание органистической теории Герберта Спенсера 10
Глава III. Направления, по которым развивалась органистическая теория Г. Спенсера его последователями………………………………………. 16
Заключение ………………………………………………………………. 21
Список использованных источников и литературы ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     В западной, прежде всего англоязычной, литературе социобиология — это, пожалуй, последнее слово в науке  о человеке. Возникнув сравнительно недавно — во второй половине 70-х го-годов, новое междисциплинарное направление сразу же оказалось в центре острой полемики как ученых-естествоиспытателей, так и философов, социологов, культурологов. Острота споров вокруг социобиологии обусловлена тем, что ее представители выступили с многообещающей программой: рассмотреть человека через призму новейших данных различных, но прежде всего биологических дисциплин (эволюционной теории, популяционной генетики, этологии, экологии и др.). В рамках этой программы была поставлена задача по-новому подойти к вопросам, которые до этого были в ведении гуманитарных наук, — проблемам морали, свободы и детерминизма, рациональности и культуры, социальной агрессивности и миролюбия, альтруизма и эгоизма и др.

     Строго  говоря, социобиологические идеи —  не новое явление в западной мысли. Начиная с открытия Ч. Дарвина каждый новый крупный шаг в развитии биологии сопровождался появлением различного рода биологических концепций, распространявших биологические закономерности на сферу социального. В XIX в. воззрения социобиологического характера развивались главным образом в форме органицизма (Г. Спенсер). Отличительная черта нынешних социобиологических концепций состоит в том, что их авторы — в основном ученые-биологи, внесшие значительные вклады в развитие своих отраслей знания. 

     Хотя  социобиологические идеи высказывались  задолго до оформления социобиологии  как самостоятельного направления  научного поиска, однако в качестве оформленной системы воззрений  социобиология впервые предстала  в трудах профессора Гарвардского университета Э. О. Уилсона (р. 1929 г.). Уилсон опубликовал ряд книг — “Социобиология: новый синтез”, “О человеческой природе”, “Биофилия”. В них шаг за шагом развернутую аргументацию получает основная идея Уилсона: у человека, включая его мораль, культуру, социальные институты, не может быть никаких проявлений, которые противоречили бы его биологической природе. Биологическая эволюция является фундаментом и сопутствующим процессом социальной и культурной эволюции.

     После опубликования первой книги Уилсона оказалось, что у социобиологии есть немало оппонентов, которые указывали на ряд ее ошибочных или бездоказательных тезисов. В частности, отмечалось, что, претендуя на открытие “конечных” мотивов многих человеческих поступков, социобиология без достаточных на то оснований предрешает некоторые из животрепещущих научных, социальных и философских проблем.

     Социобиология неоднозначно была воспринята и широким  общественным мнением на Западе. На характер его восприятия значительное влияние оказала негативная реакция либеральной интеллигенции на биологицистские спекуляции реакционных евгеников, расистов и нацистов. Сегодня к этим спекуляциям прибегают неонацисты в Западной Германии, “новые правые” во Франции, “бойцы Национального фронта” в Англии и другие представители наиболее реакционных сил.

     В чем, коротко говоря, состоит новизна  предлагаемых социо-биологией идей? По определению Э. Уилсона, социобиология  представляет собой “распространение принципов популяционной биологии и эволюционной теории на социальную организацию”. В пределах очерченного поля исследования ученый формулирует два основных постулата. Первый — у вида (включая человека) не может быть “трансцендентальных” целей, возникших вне его собственной биологической природы. Человека нельзя считать биологической машиной, но в нем есть биологические механизмы, не допускающие целей и социальных действий, противных его биологической природе. Второй — особенности природы человека лишь малая часть свойства природы других видов, большинство стереотипных форм поведения человека свойственны другим живым существам, а во многих отношениях (например, в кооперации, разделении труда, альтруистическом поведении) люди уступают сообществам насекомых. Поэтому определить ценность или вред детерминирующих человеческое поведение врожденных характеристик можно, лишь проникнув “в самую сердцевину нашей гуманности”, глубоко изучив эволюцию социального поведения всех живых существ. 

     Вывод: 

     Не  смотря на то, что органистическая теория, отступила на задний план после появления теории марксизма, последователи Спенсера не дали ей кануть в лету, благодаря чему теория продолжала развиваться в различных как социологически так и несоциологические направлениях. Так же послужив при этом появлению, такой новой науки, как социобиология. 
 
 
 
 

 

     Заключение 

     Социология  Спенсера подвергалась острой критике. Однако в отличие от многих эволюционистов Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийный аппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследованиям первобытного общества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры. Не смотря на преобладание психологических теорий в социологии наших дней, с ростом интереса к проблемам социального развития возрождается интерес и к самой идее социальной эволюции, к творческому наследию Спенсера.

     После рассмотрения данной темы, я считаю, что эволюционизм и органистическая теория Спенсера оказали значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовали введению в общественные науки проблематики социальных изменений, сближению общественных и естественных наук, приданию социологии статуса науки, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений. Наряду с марксизмом это был первый опыт сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального подходов к анализу общественных явлений. 

 

     Список используемой литературы литературы 

   
  1. Автобиография Г. Спенсера - ч. 1-2. СПБ, Просвещение, 1914
  1. А.И. Кравченко. Социология. Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002. -508с
  1. Г.Коллинс "Социология Г.Спенсера" - СПБ, издательства БИНОМ,2008
  2. Леонид Ионин, Светлана Баньковская, Александр Гофман “История теоретической социологии. Том 1” - М.: издательство КАНОН, 2005.
  3. Под ред. В.И. Добренькова  “Западно-европейская социология XIX века: Спенсер Г. Основная социология - СПБ, 1897. изд. 2007.
  4. Спенсер Г. Основная психология. Т. 2. Часть II. Индукции социологии. - СПБ, 1876. - С. 497 - 654.
  5. Тексты” - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 2005.
  6. Тормасов  Б. А. “Философы и философия: Учебное пособие” - М., Острожье, 2006
  1. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. Учебник для  вузов. -М.: Гардарики. 2000. - 432 с

Информация о работе Герберт Спенсер – основоположник органистической школы в социологии