Важную роль в обмене
опытом и идеями, а также в
обсуждении результатов научных
исследований и проблем преподавания
гендерных исследований в университетах,
сыграл научно-образовательный проект
Российские летние школы по
женским и гендерным исследованиям
(РЛШГИ), который в 1996-1998 годах
реализовывался МЦГИ и университетами
из российских регионов при
финансовой поддержке Фонда Форда.
С 1997 года, по» нашему примеру,
летние школы начали проводиться также
в Форосе Харьковским центром гендерных
исследований.
За три года в
Российских летних школах побывало
около 200 ученых, преподавателей
университетов и аспирантов, вовлеченных
в профессиональную работу в
сфере гендерных исследований. Новизна
идеи научно-образовательного проекта
РЛШГИ заключалась в том, что
эта программа была направлена
не только на обмен опытом
и передачу знаний по гендерной
проблематике, но и на процесс
познания «мира, себя, друг друга,
науки, методологии» через призму
гендерного подхода, а демократическая
форма коллективного диалога
позволяла исследователям, которые
собирались в летних гендерных
школах, выходить на новый уровень
творческого сознания и мышления.
Третий этап был,
вероятно, наиболее важным и ответственным
периодом, с которого начинается
развитие собственно «российских»
гендерных исследований, поскольку
в это время произошел своего
рода прорыв в новое качество
сразу по двум направлениям. С
одной стороны, проект летних
школ дал мощный импульс для
качественно нового этапа развития
женских и гендерных исследований
в России, суть которого состояла
в переходе от работы в отдельных
исследовательских и преподавательских
коллективах к взаимодействию
и сотрудничеству ученых и
преподавателей из разных городов
и университетов. С другой - летние
школы своевременно создали благоприятные
условия для глубокого и всестороннего
обсуждения теоретических проблем
нового научного направления.
Этот период совпал по времени
со своеобразной «стадией зеркала»
российских гендерных исследований,
когда для нас наиболее остро
встал вопрос самоидентификации
и рефлексивного осмысления собственного
опыта, необходимости выработки
своего российского гендерного
дискурса, теории и методологии
гендерных исследований, основанных
на учете многообразия «опытов»
российских женщин и особенностях
российских гендерных отношений.
Важным итогом процессов,
происходивших на этом этапе,
который условно обозначен нами
как этап консолидации, явилось
создание информационной Сети, которая
объединила гендерных ученых
и преподавателей России и
стран СНГ и по сей день
позволяет обмениваться информацией,
создавать совместные проекты,
приглашать преподавателей для
чтения лекций в университеты
разных городов.
Четвертый этап развития
российских гендерных исследований
начался в последние два года
этого столетия и, вероятно, все
еще продолжается. Характерной особенностью
этого этапа является активизация
работы, направленной на легитимацию
и более широкое распространение
гендерного образования в российских
университетах.
Несмотря на проблемы,
связанные с тем, что гендерные
исследования - междисциплинарные по
своей природе - трудно вписываются
в рамки учебных программ университетов,
построенных по дисциплинарному
принципу, развитие гендерного образования
набирает темпы. Уже сейчас
во многих российских вузах
читаются специализированные учебные
гендерные курсы или эта тематика
включена в общие учебные программы
по социологии, антропологии, философии,
лингвистике, истории, психологии
и др. В качестве иллюстрации
здесь можно назвать некоторые
авторские учебные курсы: «Гендерные
теории в современном мире: междисциплинарный
подход» (О. Воронина, МГУ им. М.
В. Ломоносова-Московская школа
социальных и экономических наук);
«Гендерные практики и гендерные
стереотипы» (Т. Барчунова, Новосибирский
государственный университет); «Природа
женщины как философская проблема»
(Г. Брандт, Уральский государственный
технический университет); «Психология
гендерных отношений» (И. Клецина,
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена);
«Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина, МГУ
им. М. В. Ломоносова); «Русская
философия женственности XI-XX веков»
(О. Рябов, Ивановский государственный
университет); 'Тендерные аспекты
экономического поведения» (Е. Мезенцева,
Высшая школа экономики); «Элементы
гендерного анализа в литературе
и лингвистике» (Т. Гречушникова,
Тверской государственный университет);
«Российские гендерные отношения
и качественные методы в гендерных
исследованиях» (Е. Здравомыслова
и А. Т мкина, Европейский
университет в СанктПетербурге)
и др.
На эти же годы
приходится настоящий бум публикаций
по гендерной тематике. Как говорится
в поговорке, «русские медленно
запрягают, но быстро ездят». Сегодня
уже нет проблем с публикациями
- гендерная тематика принята нашими издателями
и даже становится популярной. Проблематика
книг и статей, изданных в последние годы,
свидетельствует о том, что гендерный
подход позволил российским ученым открыть
не только новые темы, но и по-новому взглянуть
на уже знакомые проблемы. Об этом свидетельствуют
и содержание, и название статей, которые
хотелось бы здесь привести в качестве
примера: «Гендерный подход к отечественной
истории» (Н. Пушкар ва); «Общество сквозь
призму гендерных представлений» (О. Здравомыслова);
«Постмодернистский исход феминизма»
(А. Костикова); «Феминистская критика
семейных теорий» (Т. Гурко); «Видимость
мужественности» (С. Ушакин); «Гендерный
фактор в воспроизводстве человеческого
капитала» (И. Калабихина); «Женщины в российских
органах власти» (Е. Кочкина); «Этические
аспекты феминизма и эмансипации» (О. Доманов);
«Теоретический дискурс семьи и сексуальности»
(Е. Ярская-Смирнова); «Феминистская эпистемология»
(А. Т мкина) и др. А содержание сборников
и монографий последних лет свидетельствует
о достаточной научной зрелости и глубине
российских гендерных исследований. Перечислим
хотя бы некоторые из них: С. Айвазова «Русские
женщины в лабиринте равноправия» (РИК
Русанова. М., 1998); «Права женщин в России»
(МЦГИ. М., 1998);
«Потолок пола» (под
ред. Т. Барчуновой. Новосибирск,
1998); «Женщина. Гендер. Культура» (под
ред. 3. Хоткиной, Н. Пушкар вой
и Е. Трофимовой. МЦГИ-ИСЭПН. М.,
1999); Н. Римашевская, Д. Ваной,
М. Малышева, Е. Мещеркина и
др. «Окно в русскую частную
жизнь» (Academia. M., 1999) и т. п.
К сожалению, в
России (в отличие от Украины,
где в Харькове уже второй
год выходит журнал 'Тендерные
исследования») пока не налажено
регулярное издание отечественного
гендерного журнала, хотя в
последние годы такие попытки
предпринимались в Санкт-Петербурге,
где вышел в свет первый
номер и готовится следующий
выпуск 'Тендерных тетрадей».
Таким образом, несмотря
на значительные трудности и
проблемы, которых особенно много
было на первых шагах развития
гендерных исследований, за десять
лет они смогли институализироваться
как новое направление российской
гуманитаристики, которое получило
определенное признание в академической
и образовательной сферах. Отражением
чего является, например, факт, что
уже сегодня в России защищаются
дипломы и диссертации по гендерной
тематике, и начался нормальный
процесс воспроизводства данного
научного направления, когда в
российских университетах российские
преподаватели готовят студентов
и аспирантов как специалистов
по российским гендерным исследованиям.
Еще совсем недавно, в середине
90-х годов, об этом можно
было только мечтать.
Оглядываясь на путь,
пройденный российскими учеными
и преподавателями, вовлеченными
и увлеченными гендерными исследованиями,
можно без ложной скромности
сказать, что нам удалось за
десять лет сделать немало: наработать
свой российский феминистский
дискурс и внедрить его как
в научный оборот, так и в
официальные правительственные
документы; научиться самим и
научить новое поколение аспирантов
и студентов использовать в
исследованиях современную методологию
и методы гендерных исследований;
опубликовать около сотни книг
и тысячи научных и публицистических
статей по гендерной тематике
и тем самым изменить отношение
к гендерным исследованиям в
научных, издательских и общественных
кругах. За десять лет «география»
гендерных исследований значительно
расширилась, и сегодня гендерные
исследования проводятся и преподаются
более чем в 60-ти городах
России и стран СНГ.
И хотя нам еще
многое предстоит узнать и
сделать, самые первые и самые
трудные шаги уже позади. Гендерные
исследования все еще остаются
достаточно «экзотическим» и
маргинальным сегментом научного
пейзажа, а этап их внедрения
в учебные программы российской
высшей школы еще не завершился.
Нашу основную перспективу я
вижу в переходе от чтения
авторских гендерных спецкурсов
к широкому внедрению данной
дисциплины на большинстве факультетов
и кафедр российских университетов.
И, судя по живому интересу,
который проявляют студенты университетов
разных городов к курсам по
гендерной тематике, эта перспектива
представляется вполне оптимистической.