Гендерным исследованиям в России - десять лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Жанр этой статьи может быть определен как исследовательское эссе, поскольку она написана на основании осмысления личного опыта активного участия во многих делах и событиях, происходивших в российском женском движении и гендерных исследованиях в последней декаде XX века. В статье предпринята попытка сделать ретроспективный обзор процесса становления и институализации гендерных исследований как нового направления российской гуманитаристики.

Файлы: 1 файл

Гендер соц в России.docx

— 24.63 Кб (Скачать)

 Важную роль в обмене  опытом и идеями, а также в  обсуждении результатов научных  исследований и проблем преподавания  гендерных исследований в университетах,  сыграл научно-образовательный проект  Российские летние школы по  женским и гендерным исследованиям  (РЛШГИ), который в 1996-1998 годах  реализовывался МЦГИ и университетами  из российских регионов при  финансовой поддержке Фонда Форда.  С 1997 года, по» нашему примеру,  летние школы начали проводиться также в Форосе Харьковским центром гендерных исследований.

 

 За три года в  Российских летних школах побывало  около 200 ученых, преподавателей  университетов и аспирантов, вовлеченных  в профессиональную работу в  сфере гендерных исследований. Новизна  идеи научно-образовательного проекта  РЛШГИ заключалась в том, что  эта программа была направлена  не только на обмен опытом  и передачу знаний по гендерной  проблематике, но и на процесс  познания «мира, себя, друг друга,  науки, методологии» через призму  гендерного подхода, а демократическая  форма коллективного диалога  позволяла исследователям, которые  собирались в летних гендерных  школах, выходить на новый уровень  творческого сознания и мышления.

 Третий этап был,  вероятно, наиболее важным и ответственным  периодом, с которого начинается  развитие собственно «российских»  гендерных исследований, поскольку  в это время произошел своего  рода прорыв в новое качество  сразу по двум направлениям. С  одной стороны, проект летних  школ дал мощный импульс для  качественно нового этапа развития  женских и гендерных исследований  в России, суть которого состояла  в переходе от работы в отдельных  исследовательских и преподавательских  коллективах к взаимодействию  и сотрудничеству ученых и  преподавателей из разных городов  и университетов. С другой - летние  школы своевременно создали благоприятные  условия для глубокого и всестороннего  обсуждения теоретических проблем  нового научного направления.  Этот период совпал по времени  со своеобразной «стадией зеркала»  российских гендерных исследований, когда для нас наиболее остро  встал вопрос самоидентификации  и рефлексивного осмысления собственного  опыта, необходимости выработки  своего российского гендерного  дискурса, теории и методологии  гендерных исследований, основанных  на учете многообразия «опытов»  российских женщин и особенностях  российских гендерных отношений. 

 Важным итогом процессов,  происходивших на этом этапе,  который условно обозначен нами  как этап консолидации, явилось  создание информационной Сети, которая  объединила гендерных ученых  и преподавателей России и  стран СНГ и по сей день  позволяет обмениваться информацией,  создавать совместные проекты,  приглашать преподавателей для  чтения лекций в университеты  разных городов. 

 Четвертый этап развития  российских гендерных исследований  начался в последние два года  этого столетия и, вероятно, все  еще продолжается. Характерной особенностью  этого этапа является активизация  работы, направленной на легитимацию  и более широкое распространение  гендерного образования в российских  университетах. 

 Несмотря на проблемы, связанные с тем, что гендерные  исследования - междисциплинарные по  своей природе - трудно вписываются  в рамки учебных программ университетов,  построенных по дисциплинарному  принципу, развитие гендерного образования  набирает темпы. Уже сейчас  во многих российских вузах  читаются специализированные учебные  гендерные курсы или эта тематика  включена в общие учебные программы  по социологии, антропологии, философии,  лингвистике, истории, психологии  и др. В качестве иллюстрации  здесь можно назвать некоторые  авторские учебные курсы: «Гендерные  теории в современном мире: междисциплинарный  подход» (О. Воронина, МГУ им. М.  В. Ломоносова-Московская школа  социальных и экономических наук); «Гендерные практики и гендерные  стереотипы» (Т. Барчунова, Новосибирский  государственный университет); «Природа  женщины как философская проблема»  (Г. Брандт, Уральский государственный  технический университет); «Психология  гендерных отношений» (И. Клецина,  Российский государственный педагогический  университет им. А. И. Герцена); «Женщина и СМИ» (Н. Ажгихина, МГУ  им. М. В. Ломоносова); «Русская  философия женственности XI-XX веков» (О. Рябов, Ивановский государственный  университет); 'Тендерные аспекты  экономического поведения» (Е. Мезенцева,  Высшая школа экономики); «Элементы  гендерного анализа в литературе  и лингвистике» (Т. Гречушникова, Тверской государственный университет); «Российские гендерные отношения  и качественные методы в гендерных  исследованиях» (Е. Здравомыслова  и А. Т мкина, Европейский  университет в СанктПетербурге)  и др.

 На эти же годы  приходится настоящий бум публикаций  по гендерной тематике. Как говорится  в поговорке, «русские медленно  запрягают, но быстро ездят». Сегодня  уже нет проблем с публикациями - гендерная тематика принята нашими издателями и даже становится популярной. Проблематика книг и статей, изданных в последние годы, свидетельствует о том, что гендерный подход позволил российским ученым открыть не только новые темы, но и по-новому взглянуть на уже знакомые проблемы. Об этом свидетельствуют и содержание, и название статей, которые хотелось бы здесь привести в качестве примера: «Гендерный подход к отечественной истории» (Н. Пушкар ва); «Общество сквозь призму гендерных представлений» (О. Здравомыслова); «Постмодернистский исход феминизма» (А. Костикова); «Феминистская критика семейных теорий» (Т. Гурко); «Видимость мужественности» (С. Ушакин); «Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала» (И. Калабихина); «Женщины в российских органах власти» (Е. Кочкина); «Этические аспекты феминизма и эмансипации» (О. Доманов); «Теоретический дискурс семьи и сексуальности» (Е. Ярская-Смирнова); «Феминистская эпистемология» (А. Т мкина) и др. А содержание сборников и монографий последних лет свидетельствует о достаточной научной зрелости и глубине российских гендерных исследований. Перечислим хотя бы некоторые из них: С. Айвазова «Русские женщины в лабиринте равноправия» (РИК Русанова. М., 1998); «Права женщин в России» (МЦГИ. М., 1998);

 «Потолок пола» (под  ред. Т. Барчуновой. Новосибирск, 1998); «Женщина. Гендер. Культура» (под  ред. 3. Хоткиной, Н. Пушкар вой  и Е. Трофимовой. МЦГИ-ИСЭПН. М., 1999); Н. Римашевская, Д. Ваной,  М. Малышева, Е. Мещеркина и  др. «Окно в русскую частную  жизнь» (Academia. M., 1999) и т. п. 

 К сожалению, в  России (в отличие от Украины,  где в Харькове уже второй  год выходит журнал 'Тендерные  исследования») пока не налажено  регулярное издание отечественного  гендерного журнала, хотя в  последние годы такие попытки  предпринимались в Санкт-Петербурге, где вышел в свет первый  номер и готовится следующий  выпуск 'Тендерных тетрадей». 

 Таким образом, несмотря  на значительные трудности и  проблемы, которых особенно много  было на первых шагах развития  гендерных исследований, за десять  лет они смогли институализироваться  как новое направление российской  гуманитаристики, которое получило  определенное признание в академической  и образовательной сферах. Отражением  чего является, например, факт, что  уже сегодня в России защищаются  дипломы и диссертации по гендерной  тематике, и начался нормальный  процесс воспроизводства данного  научного направления, когда в  российских университетах российские  преподаватели готовят студентов  и аспирантов как специалистов  по российским гендерным исследованиям.  Еще совсем недавно, в середине 90-х годов, об этом можно  было только мечтать. 

 Оглядываясь на путь, пройденный российскими учеными  и преподавателями, вовлеченными  и увлеченными гендерными исследованиями, можно без ложной скромности  сказать, что нам удалось за  десять лет сделать немало: наработать  свой российский феминистский  дискурс и внедрить его как  в научный оборот, так и в  официальные правительственные  документы; научиться самим и  научить новое поколение аспирантов  и студентов использовать в  исследованиях современную методологию  и методы гендерных исследований; опубликовать около сотни книг  и тысячи научных и публицистических  статей по гендерной тематике  и тем самым изменить отношение  к гендерным исследованиям в  научных, издательских и общественных  кругах. За десять лет «география»  гендерных исследований значительно  расширилась, и сегодня гендерные  исследования проводятся и преподаются  более чем в 60-ти городах  России и стран СНГ. 

 И хотя нам еще  многое предстоит узнать и  сделать, самые первые и самые  трудные шаги уже позади. Гендерные  исследования все еще остаются  достаточно «экзотическим» и  маргинальным сегментом научного  пейзажа, а этап их внедрения  в учебные программы российской  высшей школы еще не завершился. Нашу основную перспективу я  вижу в переходе от чтения  авторских гендерных спецкурсов  к широкому внедрению данной  дисциплины на большинстве факультетов  и кафедр российских университетов.  И, судя по живому интересу, который проявляют студенты университетов  разных городов к курсам по  гендерной тематике, эта перспектива  представляется вполне оптимистической.


Информация о работе Гендерным исследованиям в России - десять лет