Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:52, реферат
Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos – учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки
Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos – учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки.
В настоящее время существует понятие, что социология – это наука о взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом. Это наука об обществе, как целостной системе.
Вообще изучение общества началось на самых ранних стадиях его развития задолго до образования социологии. Этот первый этап можно назвать донаучным. Начальный этап собственно социологии уместно назвать методологическим, поскольку именно в его пределах во второй половине XIX в. вырабатывалась методология новой науки. Наконец, XX в. можно назвать эмпирикотеоретическим этапом изучения общества и развития социологии, поскольку именно в XX в. начались эмпирические исследования на подлинно научных основаниях и построены первые социологические теории.
О. Конт, основоположник нового философского направления – позитивизма, – был к этому подготовлен своей предшествующей работой и развитием науки. Он считал, что человеческое мышление в своем развитии прошло три этапа. Сначала оно было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения новое время мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы. Такое мышление утверждается в исследовании природы, затем в изучении общества. Вначале возникли естественные науки – астрономия, физика, химия, биология, затем должна появиться наука, изучающая общество. Для неё О. Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».
О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной» наукой, способной положительно решать проблемы жизни общества, наукой. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, О. Конт называет её социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, в результате развития которой стало бы возможным открытие её фундаментальных законов.
Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни.
Цель социологии состоит
в получении достоверной, истинной
информации, позволяющей составить
объективную картину как
Социология приобретает
возможность и способность
Таким образом, имеются достаточные основания сделать вывод о том, что социология – это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстаёт перед нами в таком качестве, возникает вопрос о её функциях, речь о которых и пойдет ниже.
Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, её общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет.
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется её предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно разделить на три группы –познавательные, прогностические и управленческие.
В основе такого деления – с одной стороны, объективная необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой – выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.
Разграничение этих групп функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Все группы функций социологии рассматриваются в ходе любого проводимого социологического исследования.
К результатам социологических исследований люди обращаются довольно часто. И тогда, когда хотят узнать мнение большинства людей по тому или иному вопросу, и тогда, когда необходимо принять то или иное решение. Часто данные социологии учитываются при проведении выборов или при выпуске на рынок тех или иных товаров потребления. Однако нередко эти материалы дают искаженную картину, не соответствующую истинному положению вещей. Тогда данные социологии позволяют манипулировать познанием, принимать решения, идущие вразрез с общественным мнением, что дискредитирует саму социологию. Случаи, подобные последним, происходят, как правило, от того, что социологическое исследование было проведено с нарушением общеметодологических принципов построения исследовательской программы. Поэтому очень важно правильно (научно) сформулировать исходные методологические положения, определить адекватные цели и задачи, выбрать качественные методы сбора достоверной социальной информации.
Как и любая интеллектуальная
деятельность, социология начинается с познания.Познавательная функци
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Также прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках социальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Познавательная функция социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализа, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в том, чтобы выявить связи между ними, проявляющиеся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через – описательную, объяснительную, диагностическую.
Начало любого социологического исследования обязательно начинается с описания социальных фактов и процессов. Описывать – это прежде всего считать. Считать вещи и факты, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Цифровые таблицы имеют определенную форму. Статистика показывает, что наиболее запоминающийся внешний облик – тот, который позволяет себя сосчитать. Важно понять то, что обычно не понимается. Социология религии дает возможность сосчитать число людей, приходящих к мессе; но какой смысл в полученной цифре? Гораздо важнее выделить истинно верующих, ибо посещение мессы еще не говорит о степени веры человека.
При проведении социологического исследования в своей описательной работе социолог часто опирается на данные, предоставленные другими, например административной и экономической статистикой. В странах, где статистика развита, то, как поданы эти данные, не всегда годится для социолога, который вынужден их перерабатывать и заново интерпретировать. В странах с «неполной статистикой» работа становится гораздо более деликатной.
Одним из важных условий описания проблемной ситуации является выбор таких исследовательских методов, которые позволят собрать наибольший объем необходимой информации об объекте и предмете исследования. Чем объемнее объект, например, какое-нибудь крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация и тем большее число респондентов она должна охватывать.
Для того чтобы описать определенные социальные факты и процессы необходимо получить, обработать, анализировать и обобщить соответствующую социологическую информацию. Получение этой информации осуществляется с помощью методов сбора. Основными методами сбора информации являются: наблюдение, опрос (анкетирование), интервью и анализ документации. Одно из ведущих мест среди этих методов сбора информации занимает – метод опроса. Это объясняется рядом его достоинств. Он позволяет одномоментно получить значительный объем информации. Сбор информации с помощью метода опроса удобен, не требует особых материальных и физических затрат. Опрос даже большого массива респондентов достаточно просто осуществить в техническом плане. Внимание к методу опроса определяется тем, что вербальная информация легко поддается обработке, легко регистрируется и носит универсальный характер.
Описание проблемной ситуации, в проводимом каком либо социологическом исследовании – весьма ответственный и трудоемкий момент. От того, насколько верно будет описана проблема, во многом зависит весь дальнейший ход исследовательского процесса. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа.
Вслед за описанием становится необходимым объяснение установленных социальных фактов и выявление связей между ними. Объяснение, т.е. раскрытие сущности установленного социального факта является важным понятием, т. к. от того, на сколько точно будет раскрыта сущность установленного социального факта зависит и конечный результат любого социологического исследования.
Естественным продолжением описания и объяснения оказывается диагностическая функция, смысл которой – в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристики её актуальности и практической значимости, в выявлении её признаков и особенностей, в показе социального противоречия, нуждающегося в своем разрешении.
Таким образом, при проведении
социологического исследования социолог
сначала описывает ситуацию, потом
объясняет причинно-
Практическая функция социологи