Функциализм в социиологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. Задачи самостоятельной работы:
Изучить теорию структурно-функционального анализа;
Рассмотреть теорию социального конфликта;
Рассмотреть направление «технологический детерминизм».

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2.Теория структурно-функционального анализа……………………... 3
3. Теория социального конфликта……………………………………… 8
4. Практическое задание………………………………………………… 12
5. Заключение…………………………………………………………… 17
6. Список использованной литературы………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Говоря о социологических  теориях социального конфликта, следует остановиться на 2 основных, фундаментальных концепциях:

    1. концепция социального конфликта по Л. Козеру;
    2. концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу.

Концепция социального конфликта по Л. Козеру.

Согласно концепции  Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов.

Козер в своей  классической работе «Функции социальных конфликтов» определял конфликт как «борьбу за ценности или статусные  привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей. [2, 54].

Конфликт, по его  мнению, — важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты.

Козер тесно  увязывает форму и интенсивность  конфликта с особенностями конфликтующих  групп. Так как конфликт между  группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт.

Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к «уклоняющимся» членам. [1, 72].

Козер исследует  положительные функции конфликта  в обеспечении порядка в обществе. Это:

1. функция разрядки напряженности между враждующими группами.

2. Коммуникативно-информационная  функция: в результате конфликта  люди лучше узнают друг друга,  через конфликт люди проверяют  друг друга. 

3. Функция созидания,  конструирования общественного  объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы.

4. Функция стимулирования  социальных изменений. Конфликт  препятствует оскудению и стагнации  (застою) общественных порядков. Он  порождает новые нормы. Наиболее  эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. [1, 73].

Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу.

Немецкий социолог Дарендорф (р. 1929) - посвятил проблеме конфликта  свои работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Человек социологический» (1961) и др. По его мнению, основой взаимодействия индивида и общества являются социальные нормы, которые задают ролевое поведение людей. Роли как образцы поведения предписываются человеку и зависят от его социального положения. Поскольку общество всегда неоднородно, постольку всегда существует неравенство, иерархия ролей, которая является одновременно выражением властных отношений на поведенческом уровне (сколько власти — такова и роль!).

Дарендорф полагал, что в современном капиталистическом  обществе постепенно исчезает экономическая  основа противостояния классов. Социальные группы различаются теперь преимущественно политически, по отношению к власти. Распространяя это представление на всемирную историю, он пришел к выводу, что во всех обществах идет борьба за власть, благодаря которой люди могут изменить свое положение, получить доступ к разнообразным благам и обрести новые, более привлекательные для них роли. [3, 89]

Неравенство ролей (за которым стоит экономическое  и политическое неравенство) и борьба за власть (как способ изменить свое социально-«ролевое» положение) неизбежно  порождают конфликт, являющийся не временным, а постоянным состоянием общества. Конфликт — это своеобразное выражение самого факта социальной иерархии (или просто ее иное название). Поэтому, подчеркивает Дарендорф, его нельзя не разрешить, ни уничтожить, ни предотвратить, поскольку это означало бы ликвидацию самой социальной системы.

«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания в регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, – пишет Р. Дарендорф. – Тот, кто упускает такую возможность ,получает этот ритм себе в противники».

Дарендорф считает  конфликт неотъемлемой чертой общественной жизни: «Все отношения индивидов, построенные  на несовместимых целях,...являются отношениями социального конфликта». [1, 92].

В качестве основных функций социального конфликта выделяются:

• интеграция социальной структуры;

• сохранение солидарности внутри групп;

• укрепление межчеловеческих отношений;

• управление социальными изменениями. [1, 79].

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существование общества без конфликтов невозможно и нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующим в них личностей.

    1. Практическое задание.

Одним из направлений  в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.

Технологический детерминизм - методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. [3, 97].

Концепции технического, или технологического, детерминизма оформились во второй половине XX в., что  было связано с началом и последующим развитием научно-технической революции.

Развивающиеся в рамках данного направления  технократические теории при всех их различиях едины в том, что объявляют современную технику и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. К таким теориям относятся:

    1.     теория единого индустриального общества (Р.Арон);
    2.     теория стадий роста (У.Ростоу);
  1. теория нового индустриального общества(Дж.Гэлбрейт);
  1. теория постиндустриального общества (Д.Белл);
  2. теория сверхиндустриального общества (О.Тоффлер);
  3. теория технотронного общества (З.Бжезинский).

В этих теориях  больше общего, чем различий. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии.

Теория  единого индустриального общества Р. Арона.

Теория «единого индустриального общества» была сформулирована французским социологом и публицистом Раймоном Ароном. Арон утверждал, что развитие промышленности приводит к формированию единого индустриального общества, разновидностями которого являются социалистическая и капиталистическая общественные системы. Для этого общества характерны единые технико-экономические показатели: сложная система разделения труда; развитая индустриализация, предполагающая механизацию и автоматизацию производства и управления; массовое производство товаров на рынок; научно-техническая революция; широкая урбанизация; высокая степень социальной мобильности. По мнению Арона, развитие крупной промышленности влияет на все сферы общественной жизни. [1, 89].

Теория  стадий экономического роста У. Ростоу.

Придавая решающее значение технико-экономическому, производственному  фактору, Ростоу выделял в историй  человечества пять «стадий роста»:

1) традиционное общество (господство сельского хозяйства, низкая производительность труда — до конца феодализма);

2) переходное  общество (рост производительности  сельского хозяйства, рост национализма, возникновение централизованных  государств, — т.е. подготовка условий для «сдвига»);

3) стадия сдвига (период промышленной революции);

4) стадия зрелости (индустриальное общество: бурное  развитие промышленности, широкое  внедрение достижений науки и  техники, рост городского населения  до 60—90% и т.д.);

5) стадия массового потребления (когда ведущими становятся отрасли, работающие на потребителя и производящие товары длительного пользования).

По мнению Ростоу, в основе экономического развития общества лежат «неэкономические факторы», а  именно — человеческие потребности, «порывы и устремления». [2, 62].

Теории  нового индустриального общества и  конвергенции Дж. Гэлбрейта.

«Новое индустриальное общество» — это развитые капиталистические  страны, где, по мнению Гэлбрейта, подлинная  экономическая власть принадлежит  не собственникам и акционерам, а представителям техноструктуры. Техноструктура — это высококвалифицированные специалисты (директора фирм, менеджеры, технологи, конструкторы и т.п.), управляющие крупными корпорациями, «носители коллективного разума и коллективных решений». Важнейшей чертой нового индустриального общества является повышение роли знаний и профессиональной компетентности.

Логика Гэлбрейта  такова: если техноструктура успешно  справляется с проблемами корпораций, то, соответственно, высокообразованные специалисты смогут эффективно управлять и общественными процессами. Научные знания и профессионализм необходимы для обеспечения социальной стабильности, экономической эффективности и погашения социальных конфликтов. Гэлбрейт — автор теории конвергенции («сближения»). Согласно этой теории, в современном мире происходит постепенное сглаживание экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом с их последующим синтезом в едином «смешанном обществе». [1, 93].

Теория  постиндустриального общества.

В 70-х годах XX в. вышеуказанные концепции получают свое развитие в теории «постиндустриального общества». Ее разработал американский социолог Даниел Белл. Основные положения этой теории развивали американские и французские социологи и политологи Г. Кан, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и др.

Согласно этой теории, общество в своем развитии проходит три основные стадии: (1) доиндустриальную, (2) индустриальную и (3) постиндустриальную (Бжезинский третью стадию называет технотронной, а Тоффлер — сверхиндустриальной). В доиндустриальной эпохе преобладает сельское хозяйство («первичная сфера» экономической деятельности), в индустриальной — промышленность («вторичная сфера»), а в постиндустриальной — сфера услуг («третичная сфера»).

Идеализируя и  абсолютизируя роль научно-технической общественности, теоретики постиндустриализма утверждали, что в информационном обществе радикально изменяется социальная структура: на место классовому делению общества приходит профессиональное. Правящей элитой становятся не крупные собственники, а люди с высоким уровнем знаний и образования. Образование превращается в решающий фактор социального положения, а университеты как научные центры подготовки специалистов — в важнейший социальный институт. Постиндустриализм — это «революция ученых» (Белл). [5, 102].

Концепция постиндустриализма претерпела определенную эволюцию. Будучи вначале технократической утопией, она постепенно превратилась в теорию новой стадии антагонистического общества, где сохраняется социальная неоднородность, неравенство и отчуждение личности, частная собственность и политические конфликты, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы. Как показали Белл и Тоффлер, достижения научно-технического прогресса не могут предотвратить обострения социальных противоречий и устранить нежелательные последствия НТР.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Функциализм в социиологии