Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:33, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. Задачи самостоятельной работы:
Изучить теорию структурно-функционального анализа;
Рассмотреть теорию социального конфликта;
Рассмотреть направление «технологический детерминизм».
1. Введение……………………………………………………………….. 2
2.Теория структурно-функционального анализа……………………... 3
3. Теория социального конфликта……………………………………… 8
4. Практическое задание………………………………………………… 12
5. Заключение…………………………………………………………… 17
6. Список использованной литературы………………………………. 18
Содержание
1. |
Введение………………………………………………………… |
2 |
2. |
Теория структурно- |
3 |
3. |
Теория социального конфликта……………………………………… |
8 |
4. |
Практическое задание………………………………………………… |
12 |
5. |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
6. |
Список использованной литературы………………………………. |
18 |
Введение.
Предмет социологии - общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность.
Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой.
Целью контрольной работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Из современных течений основными направлениями объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии являются, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонса) и теория конфликта (Л.Козера, Р. Дарендорфа).
Задачи самостоятельной работы:
Структурно-функциональный анализ - принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение.
Структурно-функциональный анализ абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных механизмов регуляции человеческой деятельности и направлен главным образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе.
Самые видные представители
школы структурно-
Разработка
структурно-функционального
Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:
Основная теорема Р. Мертона утверждает: «Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях». Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.
Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. [1, 51].
Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус.
Одним из типичных представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.
Он определил главные стадии развития производительных сил:
Толкотт Парсонс (1902—1979) - американский социолог-теоретик, основоположник школы структурно-функционального анализа. Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества.
Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса — категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.
Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем. [1, 58].
Отправной точкой
структурно-функционального
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. [1, 60].
В структурно-функциональном
анализе функция
1) как «назначение» одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;
2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятие функциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы. [5, 89].
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы.
Т. Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет четыре функции — адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе такими элементами являются подсистемы — экономическая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества). Политика — функцию целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения). Культура и право — функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества). Институты социализации — семья, школа, церковь и т.д, латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).
Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия.
Его специфика
в отличие физического и
а) символичности (наличии таких механизмов регуляции
действия, как язык, традиции, ценности и др.);
б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и
норм);
в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости от социального действия от субъективных «определений ситуации»).
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. [1, 65].
Предполагается,
что деятель (в этой роли может
выступать как отдельный
Окончательно структуру социального действия определяют:
• система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
• принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
• существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий. [6, 117].
По Парсонсу, развитие общества — это процесс эволюции. Ей присущи две взаимосвязанные черты: дифференциация (появление новых, относительно обособленных элементов социальной системы) и интеграция (повышение целостности системы за счет появления связей между новыми элементами).
В связи с этим Парсонс различает три типа обществ: примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функционально-ролевая специализация) и современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система).
Переломными моментами дифференциации являются революции. Так, промышленная революция означает разделение экономики и политики, демократическая отделяет «социальное сообщество» (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная призвана выделить из социального сообщества институты воспитания и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов»). [6, 123].
Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы – структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, – вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами, существующими реально в обществе. Социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.