Функциализм в социиологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии. Задачи самостоятельной работы:
Изучить теорию структурно-функционального анализа;
Рассмотреть теорию социального конфликта;
Рассмотреть направление «технологический детерминизм».

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….. 2
2.Теория структурно-функционального анализа……………………... 3
3. Теория социального конфликта……………………………………… 8
4. Практическое задание………………………………………………… 12
5. Заключение…………………………………………………………… 17
6. Список использованной литературы………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………..

2

2.

Теория структурно-функционального  анализа……………………...

3

3.

Теория социального  конфликта………………………………………

8

4.

Практическое  задание…………………………………………………

12

5.

Заключение……………………………………………………………

17

6.

Список использованной литературы……………………………….

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Предмет социологии - общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность.

Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, политической ориентацией, временем возникновения, исторической судьбой.

Целью контрольной работы является изучение основных направлений объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.

Из современных  течений основными направлениями объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии являются, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонса) и теория конфликта (Л.Козера, Р. Дарендорфа).

Задачи самостоятельной  работы:

  1. Изучить теорию структурно-функционального анализа;
  2. Рассмотреть теорию социального конфликта;
  3. Рассмотреть направление «технологический детерминизм».

 

 

 

 

 

  1. Теория структурно-функционального анализа.

Структурно-функциональный анализ - принцип системного исследования социальных явлений и процессов  как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение.

Структурно-функциональный анализ абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных механизмов регуляции человеческой деятельности и направлен главным образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе.

Самые видные представители  школы структурно-функционального  анализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.

Разработка  структурно-функционального анализа  выполнена в основном американскими  социологами. В частности, Роберт Парк разрабатывал основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.

Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

    • функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;
    • универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;
    • функциональная необходимость. [1, 44].

Основная теорема Р. Мертона утверждает: «Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях». Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.

Р. Мертон ввел понятие явных и латентных  функций. Явные функции - следствие  преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых  не входили в намерение человека или социальной группы. [1, 51].

Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус.

Одним из типичных представителей технократического  направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого  индустриального общества.

Он определил  главные стадии развития производительных сил:

  • традиционное общество;
  • стадия скачка;
  • стадия зрелости;
  • общество массового потребления. [4, 32].

Толкотт Парсонс (1902—1979) - американский социолог-теоретик, основоположник школы структурно-функционального анализа. Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества.

Главной  побудительной  причиной всех научных  усилий   Парсонса была попытка    найти    и    сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно  абстрактной  и  настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса — категория равновесия,   ибо   общество,   по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.

Для Парсонса одной  из центральных задач социологии является анализ общества как системы  функционально взаимосвязанных  переменных. С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем. [1, 58].

Отправной точкой структурно-функционального анализа  является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее “функция” ближе к биологическим наукам, где она означает жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма.

Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организация, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. [1, 60].

В структурно-функциональном анализе функция рассматривается  в двух аспектах:

1) как «назначение» одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом;

2) как такая  зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения «одного» оказываются производными (функцией) от изменений «другого» (на уровне прикладных и (или) статистических анализов эта зависимость описывается через взаимоотношения зависимой и независимой переменных). Во втором случае вводится понятие функциональных связей (отношений, зависимостей) в ряду причинных, структурных, генетических связей внутри системы. [5, 89].

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы.

Т. Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет четыре функции — адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе такими элементами являются подсистемы — экономическая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества). Политика — функцию целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения). Культура и право — функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества). Институты социализации — семья, школа, церковь и т.д, латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий — категорию социального действия.

Его специфика  в отличие физического и биологического действия заключается в:

а) символичности  (наличии таких механизмов регуляции

действия, как  язык, традиции, ценности и др.);

б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и

норм);

в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости от  социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Разрабатывая  модель социального действия, Парсонс  считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. [1, 65].

Предполагается, что деятель (в этой роли может  выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно  структуру социального действия определяют:

• система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

• принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

• существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы  социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий. [6, 117].

По Парсонсу, развитие общества — это процесс  эволюции. Ей присущи две взаимосвязанные  черты: дифференциация (появление новых, относительно обособленных элементов социальной системы) и интеграция (повышение целостности системы за счет появления связей между новыми элементами).

В связи с  этим Парсонс различает три типа обществ: примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функционально-ролевая специализация) и современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система).

Переломными моментами  дифференциации являются революции. Так, промышленная революция означает разделение экономики и политики, демократическая  отделяет «социальное сообщество» (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная призвана выделить из социального сообщества институты воспитания и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов»). [6, 123].

  1. Теория социального конфликта.

Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части  западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы – структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, – вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами, существующими реально в обществе. Социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Информация о работе Функциализм в социиологии