Формы национальной автономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Краткое описание

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Понятие, сущность и виды автономий………………………………......4
3. Унитарное государство………………………………………………..….6
4. Формы автономии………………………………………………...……....9
5. Виды автономии……………………………………………………..…..12
6. Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов в России…………………………………………………………...……16
7. Национально-государственная автономия…………………………..…20
8. Заключение……………………………………………………………….21
9. Список использованной литературы……………………………...…….23

Файлы: 1 файл

Этнография.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

    Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции

    13

Азербайджана 1995 г. Нахичевань -- это автономное государство. Есть политическая автономия в Грузии. Правда, ситуация в Грузии до конца не определилась, между Грузией и ее автономией -- Абхазией -- шла настоящая война, а сейчас ведутся переговоры о создании федерации или иной формы.

    Административная  автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в  пределах ее полномочий. Однако по сравнению  с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные  акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными  правами. В Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

    Как уже отмечалось, автономные образования  могут создаваться и в субъектах  федеративных государств. Они имеются  в Индии, например в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов  в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского  хозяйства и др. Автономный край Косово имеется в Сербии -- субъекте югославской федерации.

    Административная  автономия существует в меньшем  числе стран, чем политическая. В  Никарагуа есть два округа на Атлантическом  побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии -- два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

    Наряду  с двумя формами территориальной  автономии в некоторых странах  используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы,

    14

которые занимаются преимущественно вопросами  языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или  избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении  вопросов языка, быта, культуры. Эта  форма используется в Австрии  в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов, он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).

    В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу  относятся так называемые исторические единицы Великобритании - Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса (а также Северной Ирландии, которая является автономией), но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями. В отдельных странах Африки есть межгосударственная “кочевая автономия” для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

    В целом необходимо отметить возрастание  числа разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем  есть и конституционные запреты  создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает  создавать территориальную автономию  в стране исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

    Национально-культурная автономия как  форма самоопределения  народов в России

    Культурная (национально-культурная) автономия  — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации  образования и других форм своей  культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию.

    Национально-культурная автономия является видом общественного  объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии  является общественная организация.

    В России культурно-национальная автономия  национальных меньшинств осуществляется на основе Федерального закона «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ[2].

      Согласно данному закону, национально-культурная  автономия в Российской Федерации  — это форма национально-культурного  самоопределения, представляющая  собой объединение российских  граждан, относящих себя к определённой  этнической общности, находящейся  в ситуации национального меньшинства  на соответствующей территории, на основе их добровольной  самоорганизации в целях самостоятельного  решения вопросов сохранения  самобытности, развития языка, образования,  национальной культуры.

    В современном мире нет одноэтнических государств. Напротив, во всех странах живут люди разных национальностей. Они нередко расселены по территории страны, часто не имеют устойчивых связей, не осознают себя как определенный этнический коллектив. Если этносы проживают компактно, они могут создать субъект Федерации в федеративном государстве (например, Татарстан в России или франкоязычная провинция Квебек в Канаде) или территориальную автономию (например, иракский Курдистан или Аландские острова в Финляндии, где проживают шведы). Если же этнос разрознен, не составляет компактной группы - создание территориальной автономии невозможно, да и в самих территориальных автономиях тоже живут представители разных этносов.

    В этих условиях на первый план сама жизнь  выдвигает проблемы национально-культурной автономии, которая, в отличие от территориальной, обеспечивает развитие не компактно проживающих, а разрозненно  живущих этносов. Это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса. Она находит свое выражение в создании разного уровня общественных объединений того или иного этноса (в унитарных государствах - общегосударственных объединений и на тех или иных ступенях административно-территориального деления, а также в масштабах нескольких административно-территориальных единиц, в федеративных государствах - также в масштабах субъектов Федерации и их групп).

    Таким образом, национально-культурная автономия - это действующее в государстве  с многонациональным составом населения  добровольное

    16

общественное  объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право  соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением  единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией.

    Правовые  основы национально-культурной автономии  в Российской Федерации зарождались  в международно-правовых актах, касающихся прав человека. Национальные проблемы находят отражение в международном  праве в основном после Второй мировой войны. В немалой степени это было связано с процессами деколонизации, борьбой народов за свою независимость. Основной идеей международных соглашений в области национальных отношений начиная с середины 40-х гг. XX века стало обеспечение совместного существования наций, поиск мирных средств для разрешения этнических конфликтов.

    В настоящее время в обществе все  больше осознается необходимость научно обоснованной, ориентированной на перспективу  национальной политики Российского  государства, учитывающей необходимость  обеспечения единства и целостности  России в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных  интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего  сотрудничества, развития национальных языков и культур.

    Стержнем  национальной политики является ее направленность на национально-культурное развитие народов  Российской Федерации. Актуальность и  практическая значимость исследования проблем национально-культурного  развития народов России определяется необходимостью более глубокого  осмысления происходящих перемен в  современном социально-политическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; потребностью политико-правового  обеспечения национально-культурного  развития народов страны; дальнейшей разработки научной концепции национально-культурного  развития народов на региональном уровне.

    Сегодня на территории Российской Федерации  проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными  особенностями материальной и духовной культуры. Взаимодействуя, эти культуры дают мощный заряд национально-культурному  развитию каждого народа.

    Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу – дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия.

    В основу федеральных и региональных программ национально-

    17

культурного развития народов России «должна  быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан  всех национальностей».

    Следовательно, национально-культурное развитие является важнейшим нациосохраняющим компонентом, обеспечивающим сохранение этнокультурной, языковой жизни, национальных традиций, обычаев, обрядов, религий, материальной культуры и так далее.

    Институт  национально-культурных автономий-- новый для Российской Федерации. Он призван сыграть большую роль в поддержании межнационального мира и согласия в обществе, улучшении взаимодействия и взаимопонимания проживающих в России народов.

    Национально-культурные автономии выступают и как  важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать: этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались  предоставленными им Законом правами, что подтверждено практикой деятельности национально-культурных автономий.

    В настоящее время созданы и  зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России «АЗЕРРОС», Федеральная национально-культурная автономия армян России, Федеральная  национально-культурная автономия  «Белорусы России», Еврейская федеральная  национально-культурная автономия, Федеральная  национально-культурная автономия  российских корейцев, Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации, Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, Федеральная  национально-культурная автономия  чувашей России, Федеральная национально-культурная автономия татар Российской Федерации, Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России», Федеральная национально-культурная автономия российских цыган, более 350 региональных Многонациональный потенциал народов России - благополучие и единство страны.

Информация о работе Формы национальной автономии