Формы национальной автономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Краткое описание

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Понятие, сущность и виды автономий………………………………......4
3. Унитарное государство………………………………………………..….6
4. Формы автономии………………………………………………...……....9
5. Виды автономии……………………………………………………..…..12
6. Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов в России…………………………………………………………...……16
7. Национально-государственная автономия…………………………..…20
8. Заключение……………………………………………………………….21
9. Список использованной литературы……………………………...…….23

Файлы: 1 файл

Этнография.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное учреждение высшего профессионального  образования

    Забайкальский Государственный Университет (ЗабГУ)

    Институт  социально-политических систем 
 
 
 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине Основы этнографии

    на  тему: «Формы национальной автономии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: ст.гр. СРз-09

    Соснина О. П.

                                                         Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Чита 2012

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………..3

    2. Понятие, сущность и виды автономий………………………………......4

    3. Унитарное государство………………………………………………..….6

    4. Формы автономии………………………………………………...……....9

    5. Виды автономии……………………………………………………..…..12

    6. Национально-культурная автономия  как форма самоопределения народов  в России…………………………………………………………...……16

    7. Национально-государственная автономия…………………………..…20

    8. Заключение……………………………………………………………….21

    9. Список использованной литературы……………………………...…….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными  особенностями определенной формы  самостоятельности. Автономии могут  существовать как в унитарном, так  и в федеративном государстве.

    Автономии в основном построены по национальному  признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

      Национально-культурная автономия  сознается в случае, когда национальные  меньшинства не занимают какой-то  ограниченной территории, а расположены  в пределах государства. Национально-культурные  автономии создаются в виде  национальных организаций. Согласно  ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной  автономии» национально-культурная  автономия - это форма национально-культурного  самоопределения, представляющая  собой общественное объединение  граждан Российской федерации,  относящих себя к определенным  этническим общностям, на основе  их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования,  национальной культуры.

       Национально-территориальные автономии  разделяются на политические  и административные. Политическая  автономия предполагает возможность  издания собственных законов  (иногда - конституции), наличие собственных   законодательных и исполнительных  органов, обладающих более широкими  полномочиями, чем органы просто  административно-территориальных единиц. Административная автономия не  обладает элементами государственности,  однако учитываются национальные  особенности (преподавание, издание  газет, судопроизводство на национальном  языке, учет местных обычаев  в правовой сфере и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

    Понятие, сущность и виды автономий

    Территориально-политическое устройство государства

    В конституционном праве есть понятия  государственной территории и государственных  границ, определяющих ее параметры. Пределы  территории государства в тех  или иных формулировках обозначаются в конституциях. Однако эти конституционные  нормы нередко отражают лишь принципиальный подход к этому вопросу с позиций  международного права: говорится о  суше, внутренних водах, о 12-мильной  полосе территориального моря у берегов  страны, континентальном шельфе, воздушном  столбе над этими сухопутными  и водными пространствами на практически  досягаемую высоту. Но иногда конституции фиксируют границы государства по параллелям и меридианам (как, например, в Западном Самоа), называют государства-соседей (Коста-Рика), перечисляют острова (Куба), определяют “свой” сектор моря и его границы с некоторыми государствами (например, сектор Каспийского моря в конституции Азербайджана) и т.д.

    Территория  государства всегда определенным образом  организована, разделена на части  административного или политического  значения, в которых проживает  население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций  иногда так и называются: “Об  организации государства”. В данном случае речь идет не о системе государственных  органов, а о территориальной  организации государства.

    В качестве обобщающего для такой  организации в отечественной  литературе долгое время использовался  термин “форма государственного устройства”. Однако из-за многозначности слова  “устройство” этот термин подвергается критике, ибо “государственное устройство”  иногда понимается в предельно широком  значении -- как устройство государства в целом, включая некоторые социально-экономические и политические моменты, систему органов государства и т.д. В некоторых новых изданиях понятие “государственное устройство” заменено понятием “территориальная организация публичной власти”. Поскольку публичной властью является и государственная власть, и власть территориального коллектива, представленная местным самоуправлением, в главу о территориальной организации публичной власти включаются вопросы, относящиеся не только к государственным формам, но и к территориальной организации местного самоуправления. Однако, как известно, местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Поэтому объединение этих разнородных явлений имеет свои негативные стороны. Вопросы территориальной организации государственной власти (например, федерация) и вопросы организации власти территориального коллектива (например, сельский сход) решаются в конституционном праве по-разному. В связи со всем этим в данной лекции термин „форма государственного устройства” не употребляется, а словосочетания „формы территориально-политического устройства государства” и „формы территориально-политической организации государства” использованы как синонимы.

                                                                  4

    Традиционно различаются две основные формы  территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые  конституционно-правовые элементы, и  потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном  праве (хотя в настоящее время  конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Эти объединения тоже в какой-то мере могут изучаться не только в международном публичном праве, но и в конституционном.

    Формой  территориально-политической организации  государственности является также  автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

    Унитарное государство

    В большинстве случаев автономии  создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения  территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления. В  связи с этим следует более  подробно рассмотреть данную форму  государства.

    Конституции, закрепляющие унитарный характер государства, либо содержат этот термин (например, Бангладеш, Румыния), либо говорят о едином, неделимом государстве (Франция, Таиланд).

    Унитарное государство (от латинского слова “унус” -- один) -- это единое государство, состоящее не из государственных образовании (штатов и т.д.), хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц -- областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние -- на общины, коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма).

    Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдёльных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу, в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное (например, области и общины в Болгарии), в других - четырехзвенное (регионы, департаменты, районы, общины во Франции. Наиболее распространено деление типа область -- район -- община. В каждой административно-территориальной единице имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда, как во Франции или на Украине, и те и другие. В административно-территориальных единицах, которые рассматриваются как территориальные коллективы, всегда есть избранные населением органы (иногда вместе с назначенными “сверху” чиновниками), в тех же, которые такого статуса не имеют и не являются общинами” действуют назначенные должностные лица.

    В федеративных государствах административно-территориальное  деление - это деление субъектов  федерации, его устанавливают они  сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем  составе только один уровень административно-территориальных  единиц -- общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена -- районное и общинное.

    Наряду  с административно-территориальными единицами в зарубежных странах  встречаются и другие территориальные  образования. В штатах США, Великобритании, Канаде создаются школьные, .экологические округа (этими вопросами руководят в основном избранные населением лица, работающие

    6

на общественных началах или оплачиваемые из местного бюджета), во Франции историческими  единицами являются кантоны. Последние  не имеют собственной администрации, но используются как организационно-территориальная  основа для выборов генеральных  советов более крупных административно-территориальных  единиц--департаментов.

    Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных  единиц, но в сложном унитарном  государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном  государстве существует только административно-территориальное  деление, автономных образовании нет.

    По  степени централизации принято  различать:

    · централизованные;

    · децентрализованные;

    · относительно децентрализованные государства.

    В централизованном унитарном государстве  во все звенья административно-территориального деления, включая общинное звено  и иногда даже деревни, назначаются  “сверху” чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным  представительным органом. Последнее  имеет место, например, в Индонезии, Таиланде. В меньшей степени, но все  же централизованным является унитарное  государство, в областном звене  которого (например, в областях Болгарии, воеводствах Польши) нет представительных органов, этими административно-территориальными единицами единолично управляют  назначенные представители правительства (начальники областей -- управители в Болгарии, воеводы в Польше).

Информация о работе Формы национальной автономии