Формы и виды девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, целью нашей работы является выявление специфики девиантного поведения в контексте общественной жизни.
Исходя из поставленной цели, могут быть выделены следующие задачи:
Подбор тематической научной литературы по проблеме
Выявление специфики девиации

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формы и виды девиации 5
1.1 Определение понятия «девиация» 5
1.2. Формы и виды девиации 6
Глава 2. Социальный контроль и профилактика девиации 10
Заключение 14
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

Мораль – это внутренний регулятор, который должен объединять в себе все культурные устои и  правовые, потому что нормы морали зачастую согласованы с правовыми. Мораль является основным нормативным  регулятором  человеческой деятельности. Зачастую, руководствуясь только моралью, человек совершает те самые девиантные поступки, потому что мораль у каждого своя и ее формирование уникально. Для кого-то является нормой украсть что-то с места работы. Довлатов подробно описывал, как один заключенный украл трактор с завода, на котором трудился. С его точки зрения такое поведение было нормальным, да и слушателям оно не показалось девиантным, наоборот, они были восхищены смекалкой. Таким образом, можно сделать вывод, что поведение человека должно регулироваться всеми тремя, потому что ни один из регуляторов не может полностью покрыть все жизненные ситуации. Мораль должна обязывать следовать праву и культуре, в таком случае индивид будет меньше подвержен возможным девиациям. Мораль – это тот регулятор, который помогает человеку оставаться таковым даже в исключительных ситуациях, когда во имя спасения отключаются все моральные и этические компоненты. Другими словами, данный регулятор должен обуздывать животное начало в человеке, проявление которого и считается девиацией. Пример того, как мораль работает в экстренных ситуациях, был последним в жизни Януша Корчака – выдающегося польского врача, писателя и педагога. Во время Второй мировой войны он, как и все евреи, был вынужден жить в гетто. На момент этого заключения он директорствовал в доме сирот. Несмотря на многочисленные предложения спастись из гетто, он оставался, мотивируя свой поступок тем, что не может предать детей. Девиантное поведение в данном случае – поддаться инстинкту самосохранения и бежать в безопасную зону. Однако такой поступок был бы разрушительным для личности Корчака. Предательство – несомненное девиантное поведение вызывает общественное порицание и внутренний конфликт. Корчак окончил жизнь в газовой камере, потому что оставался с детьми до самого конца. Данный поступок является образцом недевиантного поведения.

Способы пресечения девиаций: нормы и санкции. Это основные элементы социального контроля. В некоторых случаях индивид может отказаться от девиантного поступка, если будет следовать норме. К примеру, в споре он просто перестанет разговаривать, а не будет затевать драку, когда аргументы закончатся. Вырабатывание норм является главным атрибутом по профилактике девиации.

Создание общественных институтов, кодексов и т.д. несет на себе одну из важнейших ролей – социализация человека, таким образом, чтобы не допустить девиантных отклонений в последующем.

Подводя итог всему вышесказанному, общество – это саморегулирующийся механизм, в котором большую роль играет выполнение всеми индивидами норм и устоев. Отклонение, нарушение  и пренебрежение установленными нормами ведет к дестабилизации в обществе.

 

Заключение

Девиантное поведение  опасно для общества в силу того, что дестабилизирует его. К такому выводу мы пришли в ходе своего исследования. В процессе сбора и обработки  информации нами была выявлена специфика  девиантного поведения. Она заключается  в том, что деструктивное поведение  опасно для общества, оно может  происходить по незнанию общественных норм, устоев и культурных обычаев. Таким образом, можно говорить о  достижении нами цели исследования.

Исходя из литературных источников нами, были подобраны соответствующие материалы, позволяющие получить полное представление о данной проблеме. Таким образом, мы реализовали первую поставленную в начале исследования задачу.

Выявление специфики девиации было произведено в первой главе работы. Было выявлено, что девиация формируется по разным показателям, поэтому способы решения данной проблемы уникальны. Также в начале нашей работы были приведены данные американского исследования, которое позволило объяснить, что специфика девиантного поведения такова, что только лишь социологическими инструментами она не может быть охвачена. Некоторые индивиды не имеют возможности усваивать социальные нормы в силу физической ограниченности. К примеру, дети и взрослые с синдромом Аспергера или аутисты.

Формирование основных принципов, видов и форм девиантного поведения как раздела социологии было также проведено в первой главе.

Методы социального контроля девиации и формы их пресечения были исследованы во второй главе. Было выявлено, что основополагающими регуляторами являются право, мораль и культура, а предупреждение девиантного поведения может быть реализовано путем грамотной и постепенной социализации каждого отдельно взятого индивида.

В заключении мы подводим итоги  проделанной работе. Следует отметить, что рамки только учебного задания  не могут в полной мере охарактеризовать всю полноту изучаемой сферы. Социологическое исследование в  данном случае должно опираться на медицинское и наоборот, потому что  во многом данные темы перекликаются. Новизна в нашей работе обусловлена  тем, что мы исследовали девиацию исходя из литературного опыта и  биографических данных видных общественных деятелей.

 

Список использованной литературы:

  1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр,  2000.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М: Академический Проект, 2002
  4. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
  5. Грошева И. А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации. Социологические исследования, 2, Февраль 2008, C. 97-101
  6. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с
  7. Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1.
  8. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 168 с.
  9. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
  10. Латышева В.В. Основы социологии: Ученик для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 240с.

 

1 Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М: Академический Проект, 2002

2 Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр,  2000.

 


Информация о работе Формы и виды девиации