Формы и методы социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:56, реферат

Краткое описание

Цель – изучение форм и методов социальной работы с молодежью.
Задачи:
1. Изучение проблем и потребностей молодежи;
2. Изучение роли социальных служб в решении проблем молодежи.

Оглавление

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с молодежью.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Так, например, основной задачей московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация  и реабилитация выпускников и  воспитанников детских домой  и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

2.3 Технологии социальной работы с молодежью

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная  на решение социально-терапевтических  проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям  социальной терапии можно отнести  следующие технологии:

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем  клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые  мероприятия, посещение различных  культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения  к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных  ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального  работника (педагога) в воспитании клиента  и формировании его смысло-жизненных  ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия  занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях. [18;68]

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной  и дефицитной.

 Интегративная  модель — это социальная работа  в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.

 Однако в  силу чрезмерно большого объема  средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. 

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей  в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Основной задачей  социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической  помощи молодежи, предназначенный для  оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения.  

Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

  1. отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация;
  2. отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагноста-ко-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга.
 

Центр информации для молодежи, предназначенный для  оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и  учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей.

Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся  из мест заключения, который оказывает  консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую  помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Задачи Центра:

  1. оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива;
  2. оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы;
  3. консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них;
  4. ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.
 

В составе Центра должны быть:

  1. отдел консультирования по телефону («телефон доверия»),
  2. кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профессиональной подготовки,
  3. отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом,
  4. консультационный пункт;
 

Консультационный  центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

•  обеспечение  доступности и современности  квалифицированной социально-психологической  помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места  жительства;

 

Литература

 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Всемирная  программа действий, касающихся  молодежи до 2000 г. и на последующий  период. Резолюция принята Генеральной  Ассамблеей ООН // Культура мира  и демократии. Москва,1997г.

2. Указ Президента  РФ от 17 мая 2000г. № 867

3. Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

4. ФЗ «О внесении  изменений в законодательные  акты Российской Федерации и  о признании утратившими силу  некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г.

5. Закон Краснодарского края о профилактике безнадзорности и Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» 1998г.

6. Федеральная  программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001г.

7. Федеральная  программа «Молодежь России»  1994год

8. Федеральная  программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006г.

9. правонарушений  несовершеннолетних в Краснодарском  крае

10. Приказ №  635 от 28.02.2002г. «Об утверждении  Плана дополнительных неотложных  мер министерства образования  Российской Федерации по решению  проблем детской безнадзорности»

11. Решение расширенного  заседания Совета безопасности  при главе администрации Краснодарского  края от 25.05.2004г. № 17 «О мерах  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  в Краснодарском крае» 

12. Алещенок С.В.  «К проблеме новой концептуализации молодежи» («Методические проблемы исследования») П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин , 1998г.

13. С.И. Григорьев,  Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная  работа с молодежью». Издательство  «Гардарики» г. Москва, 2006г. 

14. Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики», 1991г.

15. Официальный  сайт Департамента молодежной  политики Краснодарского края www.molod-info.com

16. Государственная  молодежная политика - 98: региональный опыт реализации. Москва 1998г.

17. Международные  документы о молодежной политике. Москва, 1993г.

18. Григорьев  С.И., Гуслякова Л.Г. «Социология  для социальной работы» Москва, 2002г.

19. Григорьев  С.И., Демина Л.Д. «Психолого-социальные  основы социальной педагогики» г. Барнаул, 1996г.

20. «Формы и  технологии социальной работы»  научно-методическое пособие под  ред. Гусляковой, Т.В. Крохонен, Барнаул, 2005г.

21. Фонарев А.В., Дикалова Л.С., Курилко А.П., Григорова  В.П. «Информационный сборник.  Выпуск № 16» ГУ «Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи» Краснодар, июль, 2003г.

22. Н. И. Коваленко,  В.П. Хить, под ред. Л. В. Спириновой  «Индивидуальная профилактическая  работа по программе «Постскриптум». Краснодар, 2004г.

23. Павлюкова  Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. «Информационно-ме тодические материалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестник программы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2005г.

24. Н.В. Котельникова, В.П. Хить под ред. Л.В. «Мониторинг  и анализ реализации социальных программ: от теории к практике» Краснодар, 2004г.

25. Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. «Методические  рекомендации по организации  работы с подростками группы  риска» Краснодар, 2004г.

Информация о работе Формы и методы социальной работы с молодежью