Формы и методы профилактики зависимого поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

Цель работы: определение форм и методов профилактики зависимого поведения подростков.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды профилактики зависимого поведения;
2. Провести теоретическое изучение различных видов аддикций;
3. Разработать направления профилактики различных видов зависимого поведения.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.
Глава II. Виды аддикций
2.1. Химические аддикции
2.2. Нехимические аддикции
Глава III. Профилактика различных видов зависимого поведения.
Выводы
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 36.97 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курганский государственный  университет» (КГУ)

 

 

Кафедра педагогики

 

 

Тема: Формы и методы профилактики зависимого поведения подростков

 

 

РЕФЕРАТ

Основы социальной работы

 

 

Студенты: Долгих В.А.  и Урванцева К.А.

Группа 4979

Специальность (направление) Социальная педагогика 

Проверил:  Легенчук Д. В.

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

Содержание

 

Введение

Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.

Глава II. Виды аддикций 

2.1. Химические аддикции

2.2. Нехимические аддикции

Глава III. Профилактика различных видов зависимого поведения.

Выводы

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для современного общества. Одной из форм зависимого поведения является то, когда жизнь человека и его поведение начинают зависеть от различных факторов. Список этих факторов достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Некоторые из зависимостей представляют личностную проблему человека, другие одобряются обществом. Не все из зависсимостей являются социально опасными, но есть и те которые имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. Различные аспекты зависимого поведения представлены в работах российских исследователей (Бухановский А.О., Дмитриева Н.В., Змановская Е.В., Кулаков С.А., Короленко Ц.П., Курек Н.С., Личко А.Е., Менделевич В.Д., Пятницкая И.Н., Шабалина В. и др.).

Данная проблема является актуальной в силу неуклонного увеличения количества людей с различными видами зависимого поведения.

Цель работы: определение форм и методов профилактики зависимого поведения подростков.

Предмет исследования: индивидуальные особенности подростков с различными видами зависимого поведения.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Определить понятие и виды профилактики зависимого поведения;

2. Провести теоретическое  изучение различных видов аддикций;

3. Разработать направления профилактики различных видов зависимого поведения.

 

Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.

 

Понятие профилактики, как  и многие другие в социальной  педагогике и смежных областях научного знания, является открытым.

Профилактика – устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.

Психолого-педагогическая профилактика – система целенаправленного педагогического воздействия и взаимодействия и психолого-педагогической поддержки, ориентированная на устранение и предупреждение возникновения препятствий нормальному ходу личностного развития.

Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, способствующей формированию социальной зрелости [2].

Типы профилактических мероприятий:

    • нейтрализующие;
    • компенсирующие;
    • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
    • устраняющие эти обстоятельства;
    • направленные на контроль результатов [2].

Аддиктивные реализации у  подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у  взрослых людей.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению  различных авторов):

1) употребление алкоголя, никотина;

2) употребление веществ,  изменяющих психическое состояние,  включая наркотики, лекарства,  различные яды;

3) участие в азартных  играх, включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное  поведение;

5) переедание или голодание;

6) «работоголизм»;

7) телевизор, длительные  прослушивания музыки, главным образом  основанной на низкочастотных  ритмах;

8) политика, религия, сектантство,  большой спорт;

9) манипулирование со  своей психикой;

10) нездоровое увлечение  литературой в стиле «фентэзи»  и «дамские романы» и т.п. [4].

 

 

Глава II. Виды аддикций

 

 

2.1. Химические  аддикции

 

Наркомания и токсикомания

В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:

медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств для физического и психического здоровья;

образовательная модель направлена на формирование в образовательном процессе личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни.

психосоциальная модель направлена на формирование устойчивости негативным социальным влияниям посредством реализации определенных профилактических программ [2].

 

Табакокурение (никотинизм)

Наряду с алкоголем  табак – самое распространенное средство получения удовольствия. Курение  сигарет по распространенности и  опасности стоит на первом месте  по сравнению с курением сигар  и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции  и обменные процессы. Центральное  действие начинается спустя несколько  секунд от начала курения. Психотропное действие никотина по сравнению с  другими психофармакологическими  веществами менее интенсивно, но достаточно заметно. Речь идет об эмоциональном  выравнивании и успокаивающим эффекте.

Никотин – это алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака, это жидкость с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее (состояние приятного расслабления, релаксации), а затем, при применении больших доз, парализующее действие. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, достаточно тяжелые абстинентные симптомы при прекращении употребления [3].

Табакокурение – хроническая интоксикация организма. Никотин не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков .

Важную роль играют психосоциальные  условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция  к идентификации) и особенно влияние  курящих друзей (солидарность). Продолжение  однажды начатого курения зависит  от многих факторов. Курильщик научается  определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности, этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения [3].

 

Алкогольная аддикция

Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся  вследствие длительного злоупотребления  спиртными напитками. Пьянство —  это чрезмерное употребление алкоголя, не обязательно в рамках хронического алкоголизма.

 По определению ВОЗ,  алкоголики — это «интенсивные  пьяницы, зависимость которых  от алкоголя достигает такой  степени, что возникают явные  психические нарушения или конфликты  в физическом и психическом  здоровье, в их межличностных  отношениях и хозяйственных функциях, или они являются продромом  такого развития и поэтому  нуждаются в лечении».

 Алкоголизм сам по  себе — расстройство не психическое,  но при алкоголизме могут возникнуть  психозы, причиной которых служит  как хроническое отравление самим  алкоголем, так и вызванные  им нарушения метаболизма, в  особенности функций печени. Алкогольное  опьянение может стать провокатором  эндогенных психозов. На последней  стадии развивается деменция (Коркина  М. В., Ла-косинаН.Д, ЛичкоА. Е., 1995).

 Алкоголь занимает  вполне определенное место в  современном образе жизни, и,  следовательно, до сих пор остаются  верными слова В. Португалова,  сказанные еще в 1890 году, о том,  что существующая привычка к  алкоголю «порождает и в последующих  поколениях преемственное расположение  и путем подражания, переимчивости  передается... из поколения в поколение».

 Распространение алкоголизма  не имеет единой причины, единой  картины проявления, а определяется  совместным действием различных  условий возникновения: социально-экономических,  социальных (культуральных, семейных, профессиональной деятельности  и пр.), индивидуальных особенностей  личности, актуальных проблем, транквилизирующего  эффекта самого алкоголя и  пр. Проблему создает не само  по себе употребление спиртных  напитков, а употребление часто  и в больших количествах.

Исследования последних  лет показывают, что к употреблению алкоголя в некоторых регионах страны молодые люди прибегают с 7—10 лет. Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств. Он является главным  фактором жестокого обращения с  детьми и насилия в семье. Большинство  пострадавших в уличных авариях  пешеходов находились в состоянии  алкогольного опьянения.

 Психологическую характеристику  алкоголизма необходимо начать  с зарождения самой потребности  в алкоголе. Потребность в алкоголе  прямо не входит в число  естественных, жизненных потребностей  человека. Эта потребность, как  верно указывает Б. С. Братусь,  появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт  и, во-вторых, «производит» и «воспроизводит»  обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Примером тому могут служить  мифы, которые сопровождают процесс  употребления алкоголя. Обычно действию  алкоголя приписывают эйфорический, психотерапевтический, стимулирующий  и другие эффекты. Ряд исследований, проведенных под руководством  Б. С. Братуся, и анализ научных  источников позволили ему прийти  к выводу, что алкоголь как  таковой, не его взятое само  по себе физиологическое действие, а прежде всего проекция психологического  ожидания, актуальных потребностей  и мотивов на психофизиологический  фон опьянения создает ту внутреннюю  субъективную картину, которую  человек начинает приписывать действию алкогольного напитка. Развитие алкоголизма, алкогольной зависимости проходит несколько стадий. В психопатологии различают следующие виды синдромов зависимости: психическую, физическую, синдром измененной реакции (Жмуров В. А., 1994).

 Мотивы употребления  алкоголя, пожалуй, более разнообразны  и лучше изучены, нежели мотивация  приема наркотиков, где, как считается,  с самого начала доминирует  стремление к эйфории [3].

 

 

2.2. Нехимические  аддикции

 

Интернет-зависимость

М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие  психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

Хорошее самочувствие или  эйфория за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

Ложь работодателям или  членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой  или учебой.

Физические симптомы:

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов  руки, связанное с длительным перенапряжением  мышц).

Сухость в глазах.

Головные боли по типу мигрени.

Боли в спине.

Нерегулярное питание, пропуск  приемов пищи.

Пренебрежение личной гигиеной.

Расстройства сна, изменение  режима сна.

Согласно исследованиям  К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

Навязчивое стремление постоянно  проверять электронную почту.

Предвкушение следующего сеанса он-лайн.

Увеличение времени, проводимого  он-лайн.

Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.

Признаками наступившей  интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии:

    • всепоглощенность Интернетом;
    • потребность проводить в сети все больше и больше времени;
    • повторные попытки уменьшить использование Интернета;
    • при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
    • проблемы контроля времени;
    • проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
    • ложь по поводу времени, проведенном в сети;
    • изменение настроения посредством использования Интернета.

Информация о работе Формы и методы профилактики зависимого поведения подростков