Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:49, реферат
Цель работы: определение форм и методов профилактики зависимого поведения подростков.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды профилактики зависимого поведения;
2. Провести теоретическое изучение различных видов аддикций;
3. Разработать направления профилактики различных видов зависимого поведения.
Введение
Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.
Глава II. Виды аддикций
2.1. Химические аддикции
2.2. Нехимические аддикции
Глава III. Профилактика различных видов зависимого поведения.
Выводы
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Кафедра педагогики
Тема: Формы и методы профилактики зависимого поведения подростков
РЕФЕРАТ
Основы социальной работы
Студенты: Долгих В.А. и Урванцева К.А.
Группа 4979
Специальность (направление) Социальная педагогика
Проверил: Легенчук Д. В.
Курган 2012
Содержание
Введение
Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.
Глава II. Виды аддикций
2.1. Химические аддикции
2.2. Нехимические аддикции
Глава III. Профилактика различных видов зависимого поведения.
Выводы
Список используемой литературы
Введение
Проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для современного общества. Одной из форм зависимого поведения является то, когда жизнь человека и его поведение начинают зависеть от различных факторов. Список этих факторов достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Некоторые из зависимостей представляют личностную проблему человека, другие одобряются обществом. Не все из зависсимостей являются социально опасными, но есть и те которые имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. Различные аспекты зависимого поведения представлены в работах российских исследователей (Бухановский А.О., Дмитриева Н.В., Змановская Е.В., Кулаков С.А., Короленко Ц.П., Курек Н.С., Личко А.Е., Менделевич В.Д., Пятницкая И.Н., Шабалина В. и др.).
Данная проблема является актуальной в силу неуклонного увеличения количества людей с различными видами зависимого поведения.
Цель работы: определение форм и методов профилактики зависимого поведения подростков.
Предмет исследования: индивидуальные особенности подростков с различными видами зависимого поведения.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды профилактики зависимого поведения;
2. Провести теоретическое
изучение различных видов
3. Разработать направления профилактики различных видов зависимого поведения.
Глава I. Понятие и виды профилактики зависимого поведения.
Понятие профилактики, как и многие другие в социальной педагогике и смежных областях научного знания, является открытым.
Профилактика – устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.
Психолого-педагогическая профилактика – система целенаправленного педагогического воздействия и взаимодействия и психолого-педагогической поддержки, ориентированная на устранение и предупреждение возникновения препятствий нормальному ходу личностного развития.
Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, способствующей формированию социальной зрелости [2].
Типы профилактических мероприятий:
Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей.
В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению различных авторов):
1) употребление алкоголя, никотина;
2) употребление веществ,
изменяющих психическое
3) участие в азартных играх, включая компьютерные;
4) сексуальное аддиктивное поведение;
5) переедание или голодание;
6) «работоголизм»;
7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
8) политика, религия, сектантство, большой спорт;
9) манипулирование со своей психикой;
10) нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п. [4].
Глава II. Виды аддикций
2.1. Химические аддикции
Наркомания и токсикомания
В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств для физического и психического здоровья;
образовательная модель направлена на формирование в образовательном процессе личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни.
психосоциальная модель направлена на формирование устойчивости негативным социальным влияниям посредством реализации определенных профилактических программ [2].
Табакокурение (никотинизм)
Наряду с алкоголем
табак – самое распространенное
средство получения удовольствия. Курение
сигарет по распространенности и
опасности стоит на первом месте
по сравнению с курением сигар
и трубки. Никотин оказывает
Никотин – это алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака, это жидкость с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее (состояние приятного расслабления, релаксации), а затем, при применении больших доз, парализующее действие. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, достаточно тяжелые абстинентные симптомы при прекращении употребления [3].
Табакокурение – хроническая интоксикация организма. Никотин не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков .
Важную роль играют психосоциальные условия – курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности, этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения [3].
Алкогольная аддикция
Под алкоголизмом понимают хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Пьянство — это чрезмерное употребление алкоголя, не обязательно в рамках хронического алкоголизма.
По определению ВОЗ,
алкоголики — это «интенсивные
пьяницы, зависимость которых
от алкоголя достигает такой
степени, что возникают явные
психические нарушения или
Алкоголизм сам по
себе — расстройство не
Алкоголь занимает
вполне определенное место в
современном образе жизни, и,
следовательно, до сих пор
Распространение алкоголизма
не имеет единой причины,
Исследования последних лет показывают, что к употреблению алкоголя в некоторых регионах страны молодые люди прибегают с 7—10 лет. Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению преступлений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств. Он является главным фактором жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Большинство пострадавших в уличных авариях пешеходов находились в состоянии алкогольного опьянения.
Психологическую
Мотивы употребления
алкоголя, пожалуй, более разнообразны
и лучше изучены, нежели
2.2. Нехимические аддикции
Интернет-зависимость
М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие
психологические и физические симптомы,
характерные для интернет-
Психологические симптомы:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
Невозможность остановиться.
Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
Пренебрежение семьей и друзьями.
Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
Проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
Сухость в глазах.
Головные боли по типу мигрени.
Боли в спине.
Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
Пренебрежение личной гигиеной.
Расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
Увеличение времени, проводимого он-лайн.
Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии:
Информация о работе Формы и методы профилактики зависимого поведения подростков