Формирование субкультуры интернет сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 15:52, реферат

Краткое описание

Информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и современное общество, которое уже не может без них существовать в своем нынешнем виде. Тема данного исследования актуальна в силу того, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни современного общества, которая уже сейчас сама формируют культурные явления. Субкультуры интернета, в отличие от других субкультур еще мало изучены как в силу их молодости и динамичности, так и в силу сложности исследования специфики «виртуальной реальности», где не действуют уже апробированные методы исследования и структурирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУБКУЛЬТУРА 6
2. БЛОГГЕРЫ — ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ 8
3. ГЕЙМЕРЫ 11
4. СУБКУЛЬТУРА ХАОТОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Файлы: 1 файл

Реферат_культура_общения.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

 

 

 

Кафедра социологии и психологии

 

Реферат

по дисциплине

«Культура общения»

 

Тема: «Формирование субкультуры интернет сообщества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и современное общество, которое уже не может без них существовать в своем нынешнем виде. Тема данного исследования актуальна в силу того, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни современного общества, которая уже сейчас сама формируют культурные явления. Субкультуры интернета, в отличие от других субкультур еще мало изучены как в силу их молодости и динамичности, так и в силу сложности исследования специфики «виртуальной реальности», где не действуют уже апробированные методы исследования и структурирования1.

Интернет — это идеальный инструмент для связи, самовыражения и персонализации, которым в первую очередь пользуется молодое поколение, часто игнорируя другие средства массовой информации и коммуникации.

Субкультуры интернета можно условно разделить на явления, перешедшие в него из реальной жизни, и на движения, сформировавшиеся непосредственно на просторах виртуальной реальности. Вторые представляют наибольший интерес как наименее изученные.

Явление, фактически сформировавшееся в интернете, откуда оно постепенно проникает в реальный мир — субкультура хаосизма — новое, пока еще не изученное движение, представляет большой культурологический интерес. Это неоднородное молодежное течение имеет выраженные черты религиозного культа, сформированного на основе компьютерной игры, а некоторые ее представители склонны рассматривать ее как религию, магическое учение и/или философское направление.

Цель данной работы — исследовать истоки формирования, мировоззренческие, философские позиции, гендерную, возрастную и социальную специфику, историю и характер эволюции движения хаоситов, их связи с другими культурно-историческими явлениями. Для этого в данной работе мы также рассмотрим субкультуры, которые явились базисом движения хаоситов — субкультуры блоггеров и геймеров. В изучении данной субкультуры мы будем опираться на первичные источники — их блоги.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение субкультуры;

2. Описать основные характеристики  движения блоггеров;

3. Дать основные характеристики  движению геймеров;

4. Описать систему понятий, составляющих мировоззренческие, философские, культовые основы движения, выделить  специфику и социальные аспекты  хаосизма.

Интернет субкультуры — новые динамичные образования, что сильно затрудняет их изучение. Затрудняет исследование и отсутствие точных сведений о блоггерах — далеко не все они публикуют данные о себе, а опубликованные данные вполне могут быть недостоверными.

Блоги различны как по своей цели, форме, содержанию, авторству, тематике, контенту. В данном исследовании изучаются личные и коллективные (сообщества) текстовые, контентные (авторские) блоги, преимущественно на блог-платформе блог-службы LiveJournal.

В данном исследовании рассматривается только русифицированный сегмент интернета — так называемый Рунет, в его нынешнем виде. Основной субъект исследования — личный блог и блог коллективный. Предмет исследования — субкультура хаотов или хаоситов.

В исследовании субкультуры геймеров мы опирались на работу О.А. Степанцевой — «Субкультура геймеров в контексте информационного общества», исследования сайта Субкультура Онлайн 2008-20092, Статья «Субкультуры» Верной Анастасии3.

По теме интернет субкультуры хаосизм, насколько нам известно, не существует ни научных исследований, ни исследовательских работ за пределами всемирной паутины. Поэтому в этой части своей работы мы опирались на виртуальный ресурс: использовали интернет энциклопедию фольклора Луркморье4 и Википедию5, дискуссии на различных форумах, в хаоситских, и не только, дневниках и сообществах.

Интернет сообщества являются динамичным и еще мало изученным феноменом, представляющим большой интерес для культурологов, социологов, антропологов, этнографов, психологов.

Основной чертой информационного общества выступает виртуализация жизнедеятельности. Информационное общество и развитие новых компьютерных технологий способствовали формированию целого ряда новых субкультурных явлений.

Таким образом, процесс информатизации общества привел к формированию новых субкультурных явлений (Интернет — субкультура, хакеры, блоггеры, геймеры, хаоты и т.д.), в частности, субкультуры хаосизма, требующих своего научного анализа.

 

 

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СУБКУЛЬТУРА 

Существует большое количество определений понятия «субкультура», что связано с глобальностью лежащего в его основе понятия «культуры» и существования огромного множества его определений6.

Субкультуру понимают и как самостоятельное целостное образование, и как «контркультуру7», и как просто подкультуру — выделение в крупном культурном явлении подсистем.

Мы остановимся на определении, применяемом в исследованиях Т.Б. Щепанской, которое наиболее удобно при анализе опытных данных по конкретным субкультурам. Субкультура по Щепанской это, прежде всего коммуникативная система, самовоспроизводящаяся во времени8. Она рассматривает субкультуру как подсистему культуры как целого, опирающуюся на ее культурный код и ведущей с ней диалог. Этот диалог может принимать разные формы от признания причастности до полного противостояния.

Субкультуры имеют определенный набор основных признаков. Например:

знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира);

поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения);

социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее «порождающая среда»)

и все они вместе (культура как «целостный образ жизни»).

Говоря о субкультуре как о коммуникативной системе необходимо выделить ее основные признаки:

1. каналы коммуникаций (коммуникативные связи и сети. Типы межличностных связей, структура сообществ, формы общения и т.п.) Это социальный уровень.

2. средства коммуникации, т.е. знаки и символы (культурный код — арго и вербальный фольклор; атрибутика; символика и мифология вещественного мира, телесности, пространства и времени — т.е. «язык» культуры и в целом ее картина мира). Это знаковый уровень культуры.

Знаковый и социальный уровни взаимодополнительны, связаны, взаимно отражают и порождают друг друга. На знаковом хранятся и транслируются коды социальных систем, поведенческие программы — обычаи и нормы. Социальный уровень есть концентрат и материализация этих кодов.

У Щепанской в ее исследованиях молодежной культуры используется термин «телега» — речевая форма, которую можно определить как нарратив без установки на достоверность, но с установкой на занимательность и удержание внимания собеседника за счет использования эмоционально окрашенных мотивов — например, мистических или смеховых. В исследуемых ее субкультурах «телега» имеет функцию коммуникации как внутри группы, так и так и при взаимодействии с внешней средой. Репутация закрепляется в телегах.

Кроме основной функции — заполнения коммуникативного пространства — она выполняет посвятительную, интегративную и некоторые другие функции. «Телега» заочно знакомит представителей субкультуры друг с другом, рассказывает о правилах и нормах данного сообщества, типовых ситуациях. Мы будем использовать этот термин в своем исследовании интернет субкультур.

 

Итак — субкультура, это, прежде всего часть культуры, находящаяся с ней во взаимодействии. Основная функция субкультуры — коммуникация, поэтому ее основные признаки — каналы коммуникации и средства коммуникации, необходимые для хранения, трансляции и концентрации культурных кодов.

 

  1. БЛОГГЕРЫ — ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ 

Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину ноосфера и подобным ему, и обозначающий совокупность всех блогов. Существующие в мире десятки миллионов блогов 9обычно тесно связаны между собой, блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

То есть блог является сравнительно новым мощным средством коммуникации, которое фактически свело на нет явление стихийной уличной «тусовки10».

Появление в девяностых годах таких явлений как Сорокомания11 и Фидонет12 стали первыми стихийными видами виртуального общения в России. В двухтысячных годах их сменили блоги и социальные сети в Интернете. Блоги явились одной из ключевых причин фактического исчезновения «Системы» — отпала необходимость постоянного и тесного физического контакта, явной внешней атрибутики. Главная цель таких тусовок — обмен информацией, теперь происходит в пространстве глобальной паутины, в том числе и в блогах. Так же блоги вытеснили такое явление альтернативной культуры как самиздат. Следы «Системных» традиций просматриваются во всей компьютерной субкультуре. Из самых заметных заимствований это традиция использования «ников» — прозвищ вместо реальных имен, «англицизмов»13 и т.д. Используя виртуальное пространство как канал коммуникации, люди используют в нем привычные культурные коды, и изобретают новые.

Сложность изучения связана с отсутствием привычных для исследователя признаков субкультуры — физических атрибутов, невозможности интерпретации вербальных кодов, особенностей речи и поведения. Канал коммуникаций диктует свои средства коммуникации. Все признаки в этих течениях носят электронный вид — текстовый, фото и видеоматериала. Отсюда возникает упор на текстовую составляющую — сленг, стиль, шрифт, использование идеограмм, изображающих эмоцию — «смайликов». Не зря же самая известная субкультура, появившаяся в рунете — «падонки» — течение, использующее запоминающийся, броский язык.

Подобный уличной «телеге» тот же нарратив, имеющий уже не устную, а письменную форму, лежит в основе субкультуры блоггеров — написание постов. Посты это зачастую короткие сообщения, имеющие временную значимость. Широкой обсуждаемостью и комментируемостью пользуется не столько информационные, сколько развлекательные посты.

Популярность блогов даже привела к тому, что одна из крупнейших поисковых систем — Яндекс выделила отдельную область поиска «по блогам», а главный коммуникационный портал российского Интернета — Mail.ru создала свою блог-платформу. Несмотря на наличие блогов у разных как возрастных, так и социальных групп населения, не всякого, у кого есть блог, можно в полной мере считать блоггером. Наиболее важным показателем развития блогосферы сегодня стоит считать не общее число блогов, а число активных блогов — то есть тех, которые содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца. Связано это с тем, что блоги популярны уже достаточно давно, и существует большое количество давно забытых и заброшенных дневников.

По исследованию Яндекса14 средний блоггер — девушка 22 лет. Ее блог существует год и девять месяцев, и она обновляет его раз в пять дней. У нее 19 друзей, а записи в дневнике комментируют 10 человек.

С момента регистрации своего среднестатистического дневника девушка — блоггер написала в нем 38 постов, каждый из которых получил по 2 комментария. Кроме того, она написала 98 комментариев — на свои или чужие посты.

Средний блоггер мужского пола написал 37 постов, причем мужские блоги оказались несколько популярнее женских — на каждый пост приходится три полученных комментария. Сам он оставил 133 комментария. В среднем же, мужчины комментируют существенно больше, чем женщины.

Особенностью субкультуры блоггеров является ключевая роль «телеги», как формирующей субкультуру особенности. То есть важной особенностью «поста» является не столько его информативность или оригинальность, сколько то, насколько он будет пользоваться популярностью у «френдов», насколько он будет комментируемым. В ведение блога ставится цель не столько высказывание своих мыслей, сколько приобретение высокого символического статуса, который определяется популярностью постов и количеством «френдов». Такая особенность блогосферы проистекает из самого понятия молодежной субкультуры — у молодых людей обычно еще нет устоявшегося круга единомышленников, и он остро нуждается в самоидентификации и самоутверждении. Именно молодежь — наиболее активные блоггеры. Это люди, часто не имеющие устойчивого статуса, студенты и безработные. Именно они стремятся к приобретению, пусть даже символического, но высокого статуса в интернете. Самопрезентация — одна из наиболее очевидных мотиваций. Авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике. Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры — особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса.

Блоги не совсем дневники или, к примеру, письма — у постов нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. И в то же время это не классический дневник, который ведется только для себя.

Интернет сообщество сложно назвать однородным. Оно само включает в себя огромное количество субкультур, как существовавших до него, так и появившихся только с возникновением виртуальной реальности.

Тут присутствуют любители того или иного литературного направления, сетевые гэймеры (с английского «игроки», имеется в виду те люди, которые отличаются пристрастием к компьютерным играм), блоггеры (те, кто ведут свой блог — личную страницу, где делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями и другими вещами) и другие. Ввиду особенности мировой сети давать всем желающим то, что им нужно, здесь представлены все субкультуры, реально существующие в мире и впервые возникшие благодаря всемирной сети. Особой популярностью пользуются ролевые игры — совместный продукт творчества пользователей сети, посвященный раскрытию определенной темы.

Информация о работе Формирование субкультуры интернет сообщества