Формирование личности в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 06:24, реферат

Краткое описание

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации.

Оглавление

Введение 3
1.Семья в зеркале науки 4
2. Влияние семьи на развитие личности 10
3.Условия оптимального семейного воспитания 13
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

формирование личности в семье.docx

— 39.80 Кб (Скачать)

Подражая близким, любимым  людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Важный фактор становления  личности - осознание себя как представителя  определенного пола и овладение  соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую  группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама -учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А.Г.Харчев, И. В. Гребенников, Ю. П. Азаров).

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

3.Условия  оптимального семейного воспитания

 

В исследовании Т. А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Остановимся на них подробнее.

1. Воспитание в семье  отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства.

2. Воспитание в семье  отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»),

3. Семья обладает объективными  возможностями для включения  ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.

Заключение

 

Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует  статистика разводов и различные  социологические исследования. Кроме  того, решение внутрисемейных проблем  происходит на достаточно примитивном  уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД  России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих родителей и  не хотят возвращаться в родной дом  из приюта.

Воспитание детей –  огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские  учреждения (детские сады, школы), большую  часть времени ребенок находится  в семье.

Но не всегда родители справляются  со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются со множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и приходят на помощь социальные службы.

Укрепление семьи –  острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и  взглядов ребенка. И зачастую от семьи  зависит, получит ли общество полноценных  граждан.

 

 

Литература

 

  1. Браун Дж, Кристансен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 314 с.
  2. Вишневский А.Г. Современная семья: Идеология и политика. // Свободная мысль. 1993, № 11.
  3. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: Проблемы обновления, развития. СПб., 1997.
  4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века (социологические проблемы). СПб., 1999.
  5. Демидова И.В. Российская семья на пороге третьего тысячелетия. // Семья в новых социально-экономических условиях. Нижний Новгород. 1998.
  6. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. - 160с.
  7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.
  8. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.
  9. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978. Божович Л. И. Психология формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 314 с.
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Рипол Классик, 2003. - 212 с.

 

Омск 2012



Информация о работе Формирование личности в семье