Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат
Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально- экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
Основными факторами, отрицательно влияющими на финансовое положение Фонда, являются:
· экономическое положение в стране,
· демографическая ситуация,
· несовершенство законодательства по социальному страхованию и, в первую очередь, пенсионного законодательства,
· использование средств Фонда на цели, не относящиеся к социальному страхованию.
С советских времен сохранилась
система финансирования за счет средств
социального страхования
В результате всего этого динамика расходов и доходов Фонда социальной защиты населения неминуемо ведет и приведет в самом ближайшем будущем к большому и быстрорастущему финансовому дефициту Фонда.
Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня.
Социально- экономические и политические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, создали новую социальную среду, обострили психологические, экономические проблемы в первую очередь таких категорий населения, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди, семьи с неблагоприятным экономическим климатом, конфликтными отношениями, дети- сироты, беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции, и др.[4, с.86]
Создаётся сеть территориальных
центров социального
Значительные финансовые ресурсы направляются и на реализацию президентских, государственных, отраслевых и региональных программ в области здравоохранения, образования, социальной защиты и реабилитации инвалидов, обеспечения прав детей и других. С 1998 г. в республике реализуется крупномасштабная президентская программа «Дети Беларуси», в состав которой входят программы: «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети- сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».
В целях социальной поддержки многодетных, неполных семей, а также семей, где оба родителя студенты, принято постановление правительства о бесплатном обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни. При условии, что совокупный доход на члена такой семьи не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек за предшествующий квартал [5].
Семьям, воспитывающим детей, предоставляются и налоговые льготы. Подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений рабочих и служащих и приравненных к ним по налогообложению граждан, получаемые по месту основной работы (службы, учёбы), воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, в размере двух месячных минимальных заработных плат на каждого ребёнка.
Удалось остановить процесс закрытия и перепрофилирования системы ведомственных детских дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется организации питания в образовательных учреждениях республики. При этом до 50% учащихся общеобразовательных школ, проживающих в интернатах при школах, полностью освобождаются от платы за питание, а остальные оплачивают половину его стоимости.
Немаловажное значение
придается финансированию мероприятий
по ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской атомной
Отдельно о пенсионном обеспечении. В Беларуси 2,5 млн. пенсионеров, или около 25% от общей численности населения. В стране законодательно утверждена целая система мер по их поддержке [6].
В системе Министерства социальной защиты функционирует 74 дома-интерната для инвалидов и престарелых, где проживают 15,5 тыс. человек. Кроме того, социальная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам оказывается на дому. В бюджете предусмотрены возможности на приобретение и ремонт специальных транспортных средств и всех видов инвалидных колясок [7].
Сегодня также важно упорядочить имеющиеся льготы населению с последующим направлением высвобожденных средств «а программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей компенсацией средств льготнику. С целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно- образовательную программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости реформы системы социальной защиты семей и граждан.
Политика по преодолению бедности должна опираться на следующие принципы:
· справедливое распределение социальных издержек реформ на все группы населения;
· предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда;
· стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом;
· реалистичности, осуществимости предпринимаемых мер по борьбе с бедностью с учетом ограниченности финансовых ресурсов [8].
Следовательно, представляется необходимым переориентировать политику государственной социальной помощи на создание соответствующих условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно увеличить размеры поддержки тем, кто в ней действительно нуждается.
Обобщение изложенного
позволяет сделать вывод, что
решение задач возможно лишь при
условии рационального
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берлин, С.И. Теория финансов: учеб.пособие / С.И.Берлин. – Издательство Приор, 2000. - 89 с.
2. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб.пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.В.Сорокина и др.; Под ред.проф.Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
3. Официальный сайт Фонда социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ssf.gov.by/. – Дата доступа: 31.03.2013.
4. Красовская, Н.Н. Новые тенденции в деятельности системы социальной защиты населения Республики Беларусь // Социология / Н.Н. Красовская. – 2002 - №2. - С.86 – 90
5. Давыденко, Л.Н. Зарубежный опыт реформирования системы социальной защиты населения // Социология / Л.Н. Давыденко, Л.Г. Титаренко. - №1. С.35 – 40
6. Социальная сфера Республики Беларусь. Региональные аспекты / Под общей редакцией Чещевика А.Б. – Мн.: ИСПИ, 2002 с. 42 – 46
7. Роик, В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд / В. Роик. – 2011- №11.- С. 42 – 44
8. Сверж, А. Финансовые вопросы социальной политики // Белорусский банковский бюллетень / А. Серж. – 2011 - №19.