Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально- экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Файлы: 1 файл

ФСЗН.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

Основными факторами, отрицательно влияющими на финансовое положение  Фонда, являются:

·    экономическое  положение в стране,

·    демографическая  ситуация,

· несовершенство законодательства по социальному страхованию и, в первую очередь, пенсионного законодательства,

·   использование средств Фонда на цели, не относящиеся к социальному страхованию.

С советских времен сохранилась  система финансирования за счет средств  социального страхования оздоровления населения, на что уходят немалые суммы - около 4 процентов от всех расходов фонда. Значительная часть этих расходов не имеет никакого отношения к социальному страхованию (финансирование детско-юношеских спортивных школ профсоюзов, финансирование отдыха населения и т.п.).

В результате всего этого  динамика расходов и доходов Фонда  социальной защиты населения неминуемо  ведет и приведет в самом ближайшем  будущем к большому и быстрорастущему  финансовому дефициту Фонда.

Прежде всего, необходимо реформирование законодательства, а также инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня.

Социально- экономические  и политические преобразования, происходящие в Республике Беларусь, создали новую  социальную среду, обострили психологические, экономические проблемы в первую очередь таких категорий населения, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди, семьи с неблагоприятным экономическим климатом, конфликтными отношениями, дети- сироты, беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции, и др.[4, с.86]

Создаётся сеть территориальных  центров социального обслуживания семьи и детей, социальных приютов, различных учреждений культуры, физкультуры  и спорта.

Значительные финансовые ресурсы направляются и на реализацию президентских, государственных, отраслевых и региональных программ в области здравоохранения, образования, социальной защиты и реабилитации инвалидов, обеспечения прав детей и других. С 1998 г. в республике реализуется крупномасштабная президентская программа «Дети Беларуси», в состав которой входят программы: «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети- сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания».

В целях социальной поддержки  многодетных, неполных семей, а также семей, где оба родителя студенты, принято постановление правительства о бесплатном обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни. При условии, что совокупный доход на члена такой семьи не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек за предшествующий квартал [5].

Семьям, воспитывающим  детей, предоставляются и налоговые  льготы. Подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений рабочих и служащих и приравненных к ним по налогообложению граждан, получаемые по месту основной работы (службы, учёбы), воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, в размере двух месячных минимальных заработных плат на каждого ребёнка.

Удалось остановить процесс  закрытия и перепрофилирования системы ведомственных детских дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется организации питания в образовательных учреждениях республики. При этом до 50% учащихся общеобразовательных школ, проживающих в интернатах при школах, полностью освобождаются от платы за питание, а остальные оплачивают половину его стоимости.

Немаловажное значение придается финансированию мероприятий  по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Достаточно заметить, что удельный вес в консолидированном бюджете общих расходов на эти цели составляет 3,1%.

Отдельно о пенсионном обеспечении. В Беларуси 2,5 млн. пенсионеров, или около 25% от общей численности  населения. В стране законодательно утверждена целая система мер по их поддержке [6].

В системе Министерства социальной защиты функционирует 74 дома-интерната  для инвалидов и престарелых, где проживают 15,5 тыс. человек. Кроме  того, социальная помощь гражданам  пожилого возраста и инвалидам оказывается  на дому. В бюджете предусмотрены возможности на приобретение и ремонт специальных транспортных средств и всех видов инвалидных колясок [7].

Сегодня также важно  упорядочить имеющиеся льготы населению  с последующим направлением высвобожденных средств «а программы адресной социальной защиты, ввести механизмы персонификации отдельных льгот и практику, при которой любая услуга будет оплачена по действующим тарифам с последующей компенсацией средств льготнику. С целью упорядочения льгот и привилегий следует осуществить информационно- образовательную программу, то есть подготовить общественное мнение к пониманию необходимости реформы системы социальной защиты семей и граждан.

Политика по преодолению  бедности должна опираться на следующие  принципы:

·    справедливое распределение социальных издержек реформ на все группы населения;

· предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда;

·    стимулирование трудоспособных граждан к активному  самообеспечению своим трудом;

·  реалистичности, осуществимости предпринимаемых мер по борьбе с бедностью с учетом ограниченности финансовых ресурсов [8].

Следовательно, представляется необходимым переориентировать  политику государственной социальной помощи на создание соответствующих  условий, при которых малообеспеченные семьи (в первую очередь, имеющие в своем составе трудоспособных членов семьи) получили бы возможность выхода из кризисного состояния собственными силами. Такая организация социальной защиты позволит сократить численность семей, которым оказывается помощь государства, и за счет этого существенно увеличить размеры поддержки тем, кто в ней действительно нуждается.

Обобщение изложенного  позволяет сделать вывод, что  решение задач возможно лишь при  условии рационального реформирования системы социальной защиты, направленного на смену приоритетов, снижение доли выплат из бюджета, переориентацию самой психологии получателей социальной помощи. Каждый человек должен осознать, что система социальной защиты не может превышать достигнутый обществом уровень развития.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берлин, С.И. Теория  финансов: учеб.пособие / С.И.Берлин. – Издательство Приор, 2000. - 89 с.

2. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб.пособие / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.В.Сорокина и др.; Под ред.проф.Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.

3. Официальный сайт Фонда социальной защиты населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ssf.gov.by/. – Дата доступа: 31.03.2013.

4. Красовская, Н.Н. Новые тенденции в деятельности системы социальной защиты населения Республики Беларусь // Социология / Н.Н. Красовская. – 2002 - №2. - С.86 – 90

5. Давыденко, Л.Н. Зарубежный опыт реформирования системы социальной защиты населения // Социология / Л.Н. Давыденко, Л.Г. Титаренко. - №1. С.35 – 40

6. Социальная сфера  Республики Беларусь. Региональные аспекты / Под общей редакцией Чещевика А.Б. – Мн.: ИСПИ, 2002 с. 42 – 46

7. Роик, В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд / В. Роик. – 2011- №11.- С. 42 – 44

8. Сверж, А. Финансовые вопросы социальной политики // Белорусский банковский бюллетень / А. Серж. – 2011 - №19.




Информация о работе Фонд социальной защиты населения