Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат

Краткое описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально- экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Файлы: 1 файл

ФСЗН.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень собираемости страховых взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.

Страховые взносы в меньшей  степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в  условиях, когда работники Фонда  ведут необходимую разъяснительную работу со страхователями о целевой направленности этих взносов.

Действующим законодательством  в республике установлена жесткая  система санкций в виде пени и  финансовых штрафов к страхователям  и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.

Все это позволяет  обеспечивать собираемость страховых взносов на уровне 92-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в сравнительно устойчивом состоянии.

Для учета средств  Фонда в плане счетов бухгалтерского учета в банках открыт отдельный  балансовый счет "Средства Фонда  социальной защиты", по которому производятся все виды платежей в Фонд. Банки за пользование денежными средствами Фонда начисляют установленную плату. Поступающие в виде этой платы средства являются целевыми и перечисляются всеми предприятиями и организациями, задействованными в схеме финансирования выплат пенсий и пособий, в доход бюджета Фонда. Такой порядок был введен в 1998 году, что повысило доходность Фонда [3].

 

Таблица 2. Структура доходов  Фонда в 2010

ДОХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

ПЕРЕХОДЯЩИЙ  ОСТАТОК  СРЕДСТВ 

5 677 958 949,2

Обязательные страховые взносы  работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно 

19 016 720 944,0

Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность 

69 565 853,1

Доходы от капитализации средств  государственного внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты 

293 841 486,2

Поступления на профессиональное пенсионное страхование 

192 640 896,6

Другие поступления 

104 066 553,3

ИТОГО  ДОХОДОВ 

25 354 794 682,4


 

       Из  таблицы видно, опять же что основная часть доходов складывается из страховых взносов (96,64%). Относительно небольшая часть доходов (1,5%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Что касается остальных составляющих доходной части, то они практически не оказывают влияния на структуру доходов [3].

 

Таблица 3. Структура доходов Фонда в 2011

ДОХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

ПЕРЕХОДЯЩИЙ  ОСТАТОК  СРЕДСТВ 

6 978 021 769,0

Обязательные страховые взносы  работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно 

29 593 654 768,3

Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без  гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность 

28 459 901 548,5

Доходы от капитализации средств  государственного внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты 

474 792 152,7

Поступления на профессиональное пенсионное страхование 

330 655 867,9

Другие поступления 

208 428 063,5

ИТОГО  ДОХОДОВ 

36 571 676 537.3


 

Исходя из данных данной таблицы, целесообразно предположить, что страховые взносы являются основной частью доходов (96,2%). Небольшая часть доходов (1,6%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств [3].

 

Таблица 4. Структура доходов Фонда в 2012

ДОХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

ПЕРЕХОДЯЩИЙ  ОСТАТОК  СРЕДСТВ 

9 051 288 542,7

Обязательные страховые взносы  работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно 

54 763 024 753,3

Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность 

229 783 659,5

Доходы от капитализации средств  государственного внебюджетного Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты 

886 723 845,7

Поступления на профессиональное пенсионное страхование 

777 173 946,6

Другие поступления 

389 333 604,8

ИТОГО  ДОХОДОВ 

66 097 328 352,6


 

Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (96,0%). Существенная часть доходов (1,5%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Расходная часть Фонда в 2010 году показана в таблице 4. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 79,27%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями.

 

Таблица 5. Структура расходов Фонда в 2010

РАСХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

На выплату:

 

пенсий и пособий пенсионерам 

14 452 933 325,7

     пенсий военнослужащим  срочной службы рядового, сержантского  и старшинского состава и их  семьям, социальных пенсий, доплат за за особые заслуги и и доплат за выслугу лет госслужащим (включая   почтовые расходы) 

207 006 280,5

     пенсий гражданам,  выехавшим за пределы страны  и прибывшим из-за пределов  страны

54 514 792,1

     пособий на погребение 

140 814 314,1

пособий на детей в возрасте до 3 лет 

959 351 853,7

     пособий на детей  в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих стипендий, детей-инвалидов  до 18 лет) 

227 129 683,4

пособий по временной нетрудоспособности 

1 288 041 526,5

пособий по беременности и родам 

310 140 457,4

     пособий в связи  с рождением ребенка 

193 568 682,2

На оказание услуг по выплате  пенсий и пособий 

170 645 063,1

На оказание материальной помощи нуждающимся  пожилым и нетрудоспособным гражданам 

6 000 000,0

Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление 

134 837 897,5

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации  профсоюзов Беларуси 

45 736 100,0

Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения 

112 007 823,5

На содержание органов Фонда  социальной защиты населения 

72 662 287,5

Международная деятельность 

393 927,6

Расходы по профессиональному пенсионному  страхованию 

988 898,6

Иные выплаты

-

ИТОГО  РАСХОДОВ 

18 376 772 913,4

ПРЕВЫШЕНИЕ  ДОХОДОВ  НАД  РАСХОДАМИ 

1 300 062 819,8


 

Структура расходов в 2011 голу представлена в таблице 5. Доля расходов на выплату пенсий в общей сумме расходов составила около 79,25% и занимает первое место в структуре расходов. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями, доля которых составила 10,49% [3].

 

Таблица 6. Структура расходов Фонда в 2011

РАСХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

На выплату:

 

пенсий и пособий пенсионерам 

21 431 484 348,7

     пенсий военнослужащим  срочной службы рядового, сержантского  и старшинского состава и их  семьям, социальных пенсий, доплат  за за особые заслуги и и  доплат за выслугу лет госслужащим  (включая   почтовые расходы) 

328 168 179,8

     пенсий гражданам, выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны

151 713 155,3

     пособий на погребение 

201 840 653,2

пособий на детей в возрасте до 3 лет 

1 562 171 325,8

     пособий на детей  в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих стипендий, детей-инвалидов до 18 лет) 

186 722 688,2

пособий по временной нетрудоспособности 

2 047 598 879,0

пособий по беременности и родам 

501 108 740,1

     пособий в связи  с рождением ребенка 

334 759 192,6

На оказание услуг по выплате  пенсий и пособий 

230 404 645,9

На оказание материальной помощи нуждающимся  пожилым и нетрудоспособным гражданам 

13 999 475,0

Финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания 

48 973 849,9

Финансирование выплат на санаторно-курортное  лечение и оздоровление 

154 521 532,1

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации  профсоюзов Беларуси 

78 678 090,0

Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения 

115 605 855,0

На содержание органов Фонда  социальной защиты населения 

129 138 256,0

Международная деятельность 

537 492,6

Расходы по профессиональному пенсионному  страхованию 

2 961 285,4

Иные выплаты

350,0

ИТОГО  РАСХОДОВ 

27 520 387 994,6

ПРЕВЫШЕНИЕ  ДОХОДОВ  НАД  РАСХОДАМИ 

2 073 266 773,7


 

Рассмотрим расходную часть Фонда в 2012 году. Из таблицы видно, что расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78,41 %, увеличились по сравнению с предыдущим годом. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями( 8,75%) [3].

 

Таблица 7. Структура расходов Фонда в 2012

РАСХОДЫ 

Сумма по отчету(тыс.рублей)

На выплату:

 

пенсий и пособий пенсионерам 

43 363 856 443,8

     пенсий военнослужащим срочной службы рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за за особые заслуги и и доплат за выслугу лет госслужащим (включая   почтовые расходы) 

687 213 655,5

     пенсий гражданам,  выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны

291 552 081,2

     пособий на погребение 

380 401 892,0

пособий на детей в возрасте до 3 лет 

2 866 908 161,2

     пособий на детей  в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих стипендий, детей-инвалидов  до 18 лет) 

1 206 047 844,0

пособий по временной нетрудоспособности 

3 859 552 037,4

пособий по беременности и родам 

1 044 980 607,9

     пособий в связи  с рождением ребенка 

1 091 848 743,5

На оказание услуг по выплате  пенсий и пособий 

469 205 468,7

На оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам 

23 999 432,5

Финансирование выплат на санаторно-курортное  лечение и оздоровление 

283 149 736,3

Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального  обслуживания

175 469 024,4

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации  профсоюзов Беларуси 

155 537 700,0

Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения 

170 228 744,4

Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения, в том числе его материально – технического обеспечения

200 228 245,2

Международная деятельность 

1 035 000,0

Расходы по профессиональному пенсионному  страхованию 

4 873 853,0

Иные выплаты

-

ИТОГО  РАСХОДОВ 

56 276 088 671,0

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

9 821 239 681,6

Информация о работе Фонд социальной защиты населения