Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат
Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально- экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень собираемости страховых взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.
Страховые взносы в меньшей степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в условиях, когда работники Фонда ведут необходимую разъяснительную работу со страхователями о целевой направленности этих взносов.
Действующим законодательством в республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.
Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов на уровне 92-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в сравнительно устойчивом состоянии.
Для учета средств Фонда в плане счетов бухгалтерского учета в банках открыт отдельный балансовый счет "Средства Фонда социальной защиты", по которому производятся все виды платежей в Фонд. Банки за пользование денежными средствами Фонда начисляют установленную плату. Поступающие в виде этой платы средства являются целевыми и перечисляются всеми предприятиями и организациями, задействованными в схеме финансирования выплат пенсий и пособий, в доход бюджета Фонда. Такой порядок был введен в 1998 году, что повысило доходность Фонда [3].
Таблица 2. Структура доходов Фонда в 2010
ДОХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
ПЕРЕХОДЯЩИЙ ОСТАТОК СРЕДСТВ |
5 677 958 949,2 |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
19 016 720 944,0 |
Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность |
69 565 853,1 |
Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
293 841 486,2 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
192 640 896,6 |
Другие поступления |
104 066 553,3 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
25 354 794 682,4 |
Из таблицы видно, опять же что основная часть доходов складывается из страховых взносов (96,64%). Относительно небольшая часть доходов (1,5%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Что касается остальных составляющих доходной части, то они практически не оказывают влияния на структуру доходов [3].
Таблица 3. Структура доходов Фонда в 2011
ДОХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
ПЕРЕХОДЯЩИЙ ОСТАТОК СРЕДСТВ |
6 978 021 769,0 |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
29 593 654 768,3 |
Обязательные страховые взносы,
уплачиваемые гражданами Республики Беларусь,
иностранными гражданами и лицами без
гражданства, осуществляющими |
28 459 901 548,5 |
Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
474 792 152,7 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
330 655 867,9 |
Другие поступления |
208 428 063,5 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
36 571 676 537.3 |
Исходя из данных данной таблицы, целесообразно предположить, что страховые взносы являются основной частью доходов (96,2%). Небольшая часть доходов (1,6%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств [3].
Таблица 4. Структура доходов Фонда в 2012
ДОХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
ПЕРЕХОДЯЩИЙ ОСТАТОК СРЕДСТВ |
9 051 288 542,7 |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
54 763 024 753,3 |
Обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность |
229 783 659,5 |
Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
886 723 845,7 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
777 173 946,6 |
Другие поступления |
389 333 604,8 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
66 097 328 352,6 |
Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (96,0%). Существенная часть доходов (1,5%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Расходная часть Фонда в 2010 году показана в таблице 4. Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 79,27%. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями.
Таблица 5. Структура расходов Фонда в 2010
РАСХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
На выплату: |
|
пенсий и пособий пенсионерам |
14 452 933 325,7 |
пенсий военнослужащим срочной службы рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за за особые заслуги и и доплат за выслугу лет госслужащим (включая почтовые расходы) |
207 006 280,5 |
пенсий гражданам, выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны |
54 514 792,1 |
пособий на погребение |
140 814 314,1 |
пособий на детей в возрасте до 3 лет |
959 351 853,7 |
пособий на детей
в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся,
не получающих стипендий, |
227 129 683,4 |
пособий по временной нетрудоспособности |
1 288 041 526,5 |
пособий по беременности и родам |
310 140 457,4 |
пособий в связи с рождением ребенка |
193 568 682,2 |
На оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
170 645 063,1 |
На оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам |
6 000 000,0 |
Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление |
134 837 897,5 |
Финансирование |
45 736 100,0 |
Финансирование мероприятий по
обеспечению занятости |
112 007 823,5 |
На содержание органов Фонда социальной защиты населения |
72 662 287,5 |
Международная деятельность |
393 927,6 |
Расходы по профессиональному пенсионному страхованию |
988 898,6 |
Иные выплаты |
- |
ИТОГО РАСХОДОВ |
18 376 772 913,4 |
ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ |
1 300 062 819,8 |
Структура расходов в 2011 голу представлена в таблице 5. Доля расходов на выплату пенсий в общей сумме расходов составила около 79,25% и занимает первое место в структуре расходов. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями, доля которых составила 10,49% [3].
Таблица 6. Структура расходов Фонда в 2011
РАСХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
На выплату: |
|
пенсий и пособий пенсионерам |
21 431 484 348,7 |
пенсий военнослужащим
срочной службы рядового, сержантского
и старшинского состава и их
семьям, социальных пенсий, доплат
за за особые заслуги и и
доплат за выслугу лет |
328 168 179,8 |
пенсий гражданам, выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны |
151 713 155,3 |
пособий на погребение |
201 840 653,2 |
пособий на детей в возрасте до 3 лет |
1 562 171 325,8 |
пособий на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся, не получающих стипендий, детей-инвалидов до 18 лет) |
186 722 688,2 |
пособий по временной нетрудоспособности |
2 047 598 879,0 |
пособий по беременности и родам |
501 108 740,1 |
пособий в связи с рождением ребенка |
334 759 192,6 |
На оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
230 404 645,9 |
На оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам |
13 999 475,0 |
Финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания |
48 973 849,9 |
Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление |
154 521 532,1 |
Финансирование |
78 678 090,0 |
Финансирование мероприятий по
обеспечению занятости |
115 605 855,0 |
На содержание органов Фонда социальной защиты населения |
129 138 256,0 |
Международная деятельность |
537 492,6 |
Расходы по профессиональному пенсионному страхованию |
2 961 285,4 |
Иные выплаты |
350,0 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
27 520 387 994,6 |
ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ |
2 073 266 773,7 |
Рассмотрим расходную часть Фонда в 2012 году. Из таблицы видно, что расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78,41 %, увеличились по сравнению с предыдущим годом. Второй по значимости составляющей расходов являются расходы на оплату листков временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями( 8,75%) [3].
Таблица 7. Структура расходов Фонда в 2012
РАСХОДЫ |
Сумма по отчету(тыс.рублей) |
На выплату: |
|
пенсий и пособий пенсионерам |
43 363 856 443,8 |
пенсий военнослужащим срочной службы рядового, сержантского и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за за особые заслуги и и доплат за выслугу лет госслужащим (включая почтовые расходы) |
687 213 655,5 |
пенсий гражданам, выехавшим за пределы страны и прибывшим из-за пределов страны |
291 552 081,2 |
пособий на погребение |
380 401 892,0 |
пособий на детей в возрасте до 3 лет |
2 866 908 161,2 |
пособий на детей
в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся,
не получающих стипендий, |
1 206 047 844,0 |
пособий по временной нетрудоспособности |
3 859 552 037,4 |
пособий по беременности и родам |
1 044 980 607,9 |
пособий в связи с рождением ребенка |
1 091 848 743,5 |
На оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
469 205 468,7 |
На оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам |
23 999 432,5 |
Финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление |
283 149 736,3 |
Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания |
175 469 024,4 |
Финансирование |
155 537 700,0 |
Финансирование мероприятий по
обеспечению занятости |
170 228 744,4 |
Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения, в том числе его материально – технического обеспечения |
200 228 245,2 |
Международная деятельность |
1 035 000,0 |
Расходы по профессиональному пенсионному страхованию |
4 873 853,0 |
Иные выплаты |
- |
ИТОГО РАСХОДОВ |
56 276 088 671,0 |
ОСТАТОК СРЕДСТВ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА |
9 821 239 681,6 |